Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Церковь не магазин, а духовная лечебница

Сегодня принято говорить о церковном влиянии на общественную жизнь. Хорошо это или плохо, все оценивают по-разному, исходя из своего отношения к Богу, к вере. Но не заметить развития церковной жизни в наши дни действительно сложно. Должна ли Церковь участвовать в общественной жизни, на каких принципах строится это участие? Об этом мы рассуждаем с руководителем Отдела по взаимодействию Церкви и общества Покровской епархии священником Владиславом Чернецом.


— Отец Владислав, расскажите, пожалуйста, о том, для чего создан ваш отдел. Ведь Церковь — это тоже общество, собрание верующих людей, которое является и частью российского общества. С каким же тогда еще обществом она взаимодействует?

— Данные отделы создаются в наши дни во всех епархиях, как в уже существующих, так и в новообразованных. Более того, если посмотреть на историю Церкви, то можно сказать, что всегда были люди, задачей которых являлось взаимодействие Церкви и государства. Например, если посмотреть на взаимоотношения между Константинопольскими Патриархами и византийскими императорами. Был специальный человек, который доносил голос Церкви, ее требования до императора, и наоборот, император именно через этого церковного человека давал ответы или советы Патриарху.

Под обществом мы понимаем не только прихожан храмов, но и всех людей, к которым, как призывает Святейший Патриарх Кирилл, должна быть обращена наша проповедь о Христе. Руководитель Отдела по взаимодействию Церкви и общества должен доносить до народа оценку общественных событий, действий с христианской точки зрения. Например, когда случился скандал с печально известной псевдогруппой «Pussy riot», я встречался со студентами одного из городских ПТУ. И один подросток 16–17 лет спросил меня, как Церковь относится к этому случаю. Причем он был на стороне Церкви, но не знал, как сформулировать свою позицию, свою оценку данной ситуации.

— И действительно, часто можно в той или иной ситуации услышать или прочитать в Интернете: «Почему Церковь молчит?».

— Церковь никогда не молчит. Она не молчала и в советское время. Когда к нам в Саратов приезжал тогда еще Митрополит Кирилл, ему задали вопрос: «Почему Церковь молчит? Ведь сейчас нет никакой внешней пропаганды». Он изумился: «Да вы что, сейчас такая массовая и агрессивная пропаганда безнравственности, легкой наживы!». Стоит посмотреть любой боевик, в котором показывается: каким образом человек должен нарушить все заповеди Божии, все нравственные нормы, но взять деньги любым способом. Это идет в умы наших детей, подростков и приводит к конфликтным, негативным ситуациям в обществе. И задача Церкви — дать этим подросткам нравственные ориентиры, уважая свободную волю человека, посоветовать, как правильно себя вести, чтобы избежать боли.

— В чем Вы видите основные точки соприкосновения светского общества и Церкви?

— Это, прежде всего, воспитание подрастающего поколения. Я сам как отец троих детей вижу, как массовая культура действует на умы и души наших детей. Я, конечно, стараюсь оградить их от этого влияния, надеюсь воспитать их достойными гражданами общества и христианами. Эта же проблема стоит и перед государством, и перед обществом — воспитать достойных граждан нашей страны, культурных и честных людей. Главное, чтобы это стремление было обоюдным и искренним.

Множество поводов для взаимодействия есть у нас и с работниками культуры. В нашей Покровской епархии и во всей Саратовской митрополии работники культуры нередко советуются со священниками, а те в свою очередь обращаются за помощью в музеи, в архивы, в библиотеки. Нужно прекрасно понимать, что Церковь — это не секта, мы из того же самого общества, нас разделять не нужно.

— Может ли светская культура помочь человеку в духовном развитии?

— Каждому человеку Господь дает возможность познать Себя по-своему, да и люди все очень разные. В советское время фильмы А. А. Тарковского, книги Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, которые пронизаны христианскими мотивами, помогали многим людям открыть для себя мир веры, задать важные вопросы. Сильная государственная пропаганда, конечно, мешала. Но интеллигенция интересовалась христианством. И сейчас в Покровском храме, где я служу, вижу многих учителей, преподавателей, музейных работников.

Для людей мало воцерковленных светская культура должна быть в помощь. Многие приходят к Богу именно через светскую культуру. Она должна быть ступенькой ко Христу, только останавливаться на ней нельзя.

К тому же нужно понимать, что сейчас термин «культура» понимается по-разному. Если бы вы у советского человека спросили, что такое культура, то услышали бы в ответ имена композиторов, поэтов. А сейчас спросишь, что такое культура, у студента или прохожего, и можно услышать: «Ну это когда матом по телевизору не ругаются». Сейчас, к сожалению, господствующий в обществе популизм исказил, снизил понятие культуры.

— А как церковному человеку относиться к светской традиции, которая считается уже чуть ли не частью массовой культуры (взять, к примеру, гороскопы), если она противоречит заповедям Божиим.

— Здесь мы должны различать понятие культуры и псевдокультуры. Я лично как священник ежедневно сталкиваюсь с суевериями и вижу, какой вред они наносят человеческой душе. Поэтому и в обыденной жизни, и с официальных трибун надо четко обозначать церковную позицию и высказать свое отношение к этим явлениям. Здесь мы должны быть тверды и показать, где ложь, а где правда.

Сейчас модно говорить о терпимости к другим людям, к их убеждениям. Но толерантность не нужно понимать как безразличие и бездеятельность. Почему-то в таких случаях принято вспоминать о заповеди Христа подставить левую щеку, если тебя ударили по правой. Но эта заповедь касается личных обид, а не защиты веры.

Бывает, что люди приходят в Церковь через суеверия. Их направляют в храм всякого рода новомодные целители, экстрасенсы (которых в старину называли просто — колдуны). Это сразу видно: приходит человек и просит, к примеру, именно 40 свечей, точно 3,5 литра святой воды и икону определенного размера. Видно, что человек святыню несет на поругание. И вот тут мы за свою святыню должны постоять. Зная, что ее сейчас понесут на осквернение, обязаны не дать. Церковь не магазин, а прежде всего духовная лечебница.

Причем нужно не просто резко отказать или отругать человека, а именно объяснить, в чем он не прав. Кто-то, конечно, мимо ушей пропустит и дальше пойдет искать, кого бы обмануть. А кто-то задумается, поймет свои ошибки и станет постоянным прихожанином храма. Я такие случаи знаю.

— Вы преподаете церковную историю в Саратовской православной духовной семинарии. Помогает ли знание истории оценивать современную ситуацию в Церкви и обществе?

— Да, конечно. Стараюсь и сам делать выводы, и говорить об этом с теми же подростками, молодежью. Хотя между историками не ценятся прямые сравнения исторических эпох, это тоже в некоторой степени популизм. Но выводы делать нужно. Как сделал их архимандрит Тихон (Шевкунов) в фильме «Гибель империи. Византийский урок» и заставил нас задуматься об истории России и ее сегодняшнем дне.

— Наверное, нельзя стать по-настоящему воцерковленным человеком, если не имеешь хотя бы общих представлений об устройстве Церкви, о ее истории, о тех процессах, которые и сформировали современную церковную действительность. Какие книги Вы посоветовали бы почитать прихожанам наших храмов и тем, кто только еще начинает свое знакомство с Церковью?

— Действительно, и образовательный, и церковный уровень человека зависит от его усердия, желания что-то узнать. К счастью, я встречал многих людей, которые стремились к самообразованию. Они готовы пойти в воскресную школу, записаться на курсы, подольше побеседовать со священником. Но бывают случаи, когда говоришь с человеком, а слова твои уходят в пустоту. Помню, однажды минут 40 беседовал с женщиной о Таинстве Крещения. Она слушала, слушала, а потом сказала свечницам: «Батюшка очень хорошо говорил, но только пусть не он крестит — нам не надо болтуна. Пусть только покрестят, и все». Возникает вопрос: зачем человек крестится, если он о вере своей, о Церкви и знать ничего не хочет? Поэтому читать, безусловно, нужно.

Людям, которые только еще переступают порог храма, могу посоветовать «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Там в популярной форме изложены основные вехи развития Церкви. Может, он станет одной из первых церковных книг, как для подростков, так и для взрослых. Затем можно переходить и к более серьезным трудам. Для любителей русской истории можно посоветовать труды А. В. Карташева, они написаны в достаточно доступной форме. С историей Вселенской Церкви поможет познакомиться одноименная книга известного сектоведа профессора А. Л. Дворкина. Это очень увлекательный труд, которым пользуются преподаватели и светских вузов, в которых изучаются религиоведческие дисциплины, и духовных семинарий. Читать эту работу очень интересно, но при этом человек уже должен быть воцерковленным. Ну а для специалистов в области истории подойдут труды В. В. Болотова — глубокого и разностороннего ученого, наработками которого пользуются церковные историки и по сей день.

— А лично Вам какой период в истории Церкви больше всего нравится?

— Я как священник и как человек хотел бы жить настоящим временем, а из истории делать только выводы, чтобы совершать поменьше ошибок.

Беседовала Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: