Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чтобы брак был «без брака»

Сегодня в современном обществе много говорят о значении брака и семьи. Однако слова остаются словами. И тому свидетельство — неутешительная статистика разводов. Семейные пары, не выдержав испытаний на прочность, распадаются. Все чаще молодые люди отказываются от желания связать свои отношения священными узами и соединяют свои судьбы в блудном сожительстве. Почему нравственные устои, заложенные много веков назад нашими предками, утрачиваются? Что мешает молодым семьям жить в мире и согласии? В преддверии празднования дня памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного брака — мы беседуем с  председателем дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии, настоятелем Свято-Троицкого храма г. Красный Кут, протоиереем Александром  Писларем.


— Отец Александр, 8 июля будет отмечаться день святых Петра и Февронии, считающихся покровителями семейного брака. Брак этих святых является образцом христианского супружества. Насколько актуален этот праздник сегодня в современном обществе?

— Сегодня много говорится о проблеме переизбытка информации, в потоке которой буквально утопает современный человек. Гораздо меньше говорят о проблеме катастрофического снижения духовно-нравственного уровня этой информации. Современному человеку, ищущему новые подходы к усвоению информации, жизненно необходимо суметь при этом сохранить способность к её нравственному осмыслению.

У русского человека во все времена была потребность в поиске нравственных идеалов. Об этом свидетельствует изобилие русской житийной литературы, которая всегда была читаема и любима в России. Сегодня современному человеку остро не хватает простых и доступных примеров жизни, построенной на духовных началах. Особенно этот недостаток заметен в области семейной жизни.

 Происходит подмена жизненно важных понятий. С одной стороны признается, что высшей ценностью человеческой жизни является любовь. С другой стороны — совершенно исчезает представление о жертвенной природе любви. Понимание того, что любовь невозможна без принесения себя в дар другому, постепенно утрачивается. Примером жертвенной христианской любви является жизнь Муромских чудотворцев — святого благоверного князя  Петра и княгини  Февронии, являющая нам прекрасный образец христианской семьи.

— Признается ли Церковью брак, зарегистрированный в ЗАГСе, и обязательно ли венчаться после регистрации?

— На этот счет существует официальная позиция Русской Православной Церкви, выраженная в «Основах социальной концепции». В ней говорится, что Церковь не считает официально зарегистрированные государством браки блудным сожительством. Однако государство, регистрируя брак как юридический договор двух свободных сторон, не затрагивает духовную сторону семейного союза. Только благодать Святого Духа, подаваемая супругам в Таинстве Венчания, может помочь им преобразить семейный союз в домашнюю церковь.

— Стоит признать, что сегодня нравственные устои в современных семьях утрачены и далеки от совершенства. Об этом свидетельствует удручающая статистика разводов. Скажите, что сегодня мешает современным супружеским парам жить в мире и согласии? Почему сегодня девушки и юноши разочаровываются в супружестве?

— Слишком много мы видим в современном мире того, что действует разрушительно на семью. Это отсутствие на государственном уровне программы по сохранению духовно-нравственного здоровья нации, агрессивное насаждения через СМИ культа вседозволенности и многое другое. Но самое, пожалуй, опасное –  это отсутствие примеров счастливой семейной жизни, которые могли бы быть для молодых людей вдохновляющим образцом семейного союза. И возвращаясь к началу нашей беседы, ещё раз хочу подчеркнуть, что именно прекрасный пример жизни святых Петра и Февронии мог бы оказать огромную помощь семейным парам в формировании идеалов супружеской жизни.

— Сегодня нередко встречаются пары, которые решаются вступить в брак во второй, третий и даже четвертый раз. Вам как председателю канонической комиссии приходится часто иметь дело с такими семьями. Допускаются ли Церковью повторные браки?

— Церковь следует принципу, выраженному апостолом Павлом, что второбрачие есть отступление от христианской нормы и допускается только по человеческой слабости (см. 1 Кор. 7, 9). Этот принцип нашел отражение и в церковных канонах. Так, в четвертом правиле святителя Василия Великого говорится о том, что всякий вступающий во второй брак должен пройти церковное покаяние, связанное с отлучением от Причастия на срок от одного до двух лет. Еще более строгое требование выдвигается по отношению к тем, кто вступает в третий брак. Таким образом, мы видим, что повторные браки допускаются из снисхождения Церкви к человеческим немощам, но рассматриваются уже как отступление от идеала.

— Бывают случаи, когда во второй раз человек вступает в брак осознанно, пересмотрев свою жизнь и искренне покаявшись. В этом случае тоже грозит отлучение от Причастия?

— К каждой жизненной ситуации должен быть индивидуальный подход. Я привел примеры того, как церковные каноны определяют некие общие ситуации. На практике же многолетнее отлучение от Церкви не используется. Все зависит от глубины покаяния самого человека.

— Сегодня молодые люди не торопятся связать свои отношения «священными узами» и предпочитают просто совместное проживание, которое в современном обществе принято называть «гражданским браком». Многие парни и девушки рассуждают так: «Поживем, а там видно будет, если все сложится — распишемся». Может ли подобное сожительство привести к счастливому браку?

— Действительно, так называемые «гражданские браки» – это одна из серьезных проблем нашего времени. И здесь мы видим пример подмены понятий, о которых мы упоминали с вами выше. Когда немощный человек, чтобы сделать грех в своих глазах привлекательным, называет его какими-то приличными и достойными словами. В данном случае — это понятие «гражданский брак». Хотя, по сути своей, как таковым этот брак браком не является. Вообще, гражданским браком во все времена назывался брак, заключенный между двумя сторонами по обоюдному согласию и официально зарегистрированный государством. Такой брак в глазах Церкви выглядит легитимным. Ведь бывают случаи, что по тем или иным причинам семейная пара не может обвенчаться.

Сейчас мы видим, что гражданским браком называют обычное сожительство, которое является, безусловно, грехом и объясняется простым нежеланием нести подвиг жертвенной любви. Подобное сожительство — это скорее стремление использовать друг друга, жить для того, чтобы получать какие-то радости и удовольствия от совместного проживания. Поэтому такие союзы бывают очень непрочными и весьма пагубно отражаются на судьбах самих молодых людей.

Что можно сказать молодым людям, которые стоят перед этим искушением? Слова здесь вряд ли помогут. Поскольку, наверняка, принятию этого решения способствовало воспитание, которое молодые люди получили в семье и в обществе.  Терпимость к этому греху в современном  обществе и, конечно, личный выбор человека, приводит к тому, что люди переступают эту грань и начинают жить не так нужно, а как легче.

Выход из этого порочного круга возможен, если у человека вдруг появится желание начать духовную жизнь. Может быть, когда он обратится с каким-либо вопросом к священнику, который мягко укажет на неестественность такого образа жизни. Хотя бы для того, чтобы человек просто задумался. Потом уже стоит надеяться, что с Божией помощью человек сможет преодолеть это страшное искушение нашего времени — жить в таком беззаконном состоянии.

— Ваши пожелания молодым людям, которые вступили или собираются вступить в брак.

— Безусловно, если супруги верующие, то для того, чтобы достигнуть счастья в семейной жизни, необходима помощь Господа, подаваемая в Таинстве Венчания. Хочу подчеркнуть, что это таинство — только начало семейного пути. И если супруги будут жить по-христиански, если их жизнь будет наполнена и молитвой, и совместным участием в церковных таинствах, и христианским воспитанием детей, тогда эта благодать Святого Духа, подаваемая в Таинстве Венчания, принесет достойные плоды.

Беседовала Елена Гранкина

Наше слово №69 от 07.07.2012



Оставить комментарий
Поделиться в: