Проповедь Епископа Пахомия во вторую Неделю Великого поста
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с сегодняшним праздником, с воскресным днем!
Великий пост – это время покаяния, время, когда человек как можно глубже всматривается в свое сердце и, видя там бездну греха, бездну страсти, пытается найти в себе мужество и силы, чтобы что-то изменить. Церковь, которая знает немощь человеческого естества, которая знает, что есть человек, чем он живет, предлагает нам возможность воспользоваться тем опытом, который она имеет, и постараться исправиться. Каждый воскресный день Великого поста посвящается определенной добродетели, памяти того или иного подвижника. И вот сегодня, во вторую Неделю Великого поста, мы совершаем память великого молитвенника, богослова, монаха, аскета – святителя Григория Паламы.
Святитель Григорий был незаурядным человеком. Традиция поминать его Великим постом сложилась в XIV веке, потому что влияние святителя Григория, его учения, его жизни, его трудов на жизнь Церкви было очень велико. Святитель Григорий поминается нами как учитель молитвы. Подвижник, афонский монах, архиепископ греческого города Фессалоники, он прославился и запомнился Церкви как богослов, который возродил Иисусову молитву. Прошел все ее стадии и степени собственным трудом, собственным подвигом и оставил богословское обоснование этого великого таинства.
Мы знаем, дорогие братья и сестры, что пост без молитвы — не пост. Нельзя просто воздержаться от пищи, тем более нельзя воздержаться от страсти, не молясь Богу. Часто люди, которые приходят в храм, говорят: «Я не могу оставить тот или иной грех. Я каюсь и снова падаю в этот грех, и снова страсть борет меня, и я согрешаю». И действительно, братья и сестры, собственными человеческими усилиями нам невозможно исправиться. Если бы это было возможно, то нашему Господу не надо было бы приходить на землю, не надо было бы воплощаться, умирать на Кресте и снова воскресать. Если бы можно было человеку преодолеть греховное притяжение без Бога, Христос бы не пришел. Но оказывается, что без помощи Божией, без Его воли невозможно человеку перемениться. Мы должны обратиться к Богу, а обращение к Богу и есть молитва. Молитва – это богообщение. В молитве человек открывает свою душу и свое сердце, открывает для себя Господа. Молитва — это та нить, это та связь, та лестница, по которой человек восходит к Богу, восходит к небесам.
Святителя Григория мы вспоминаем именно как учителя- молитвенника. Он жил в XIV веке, в ранней юности ушел на Афон, подвизался, творил непрестанную молитву. А XIV век — это время удивительного расцвета на Афоне подвижничества. Это время, когда великий Григорий Синаит учил молитве, когда даже люди высокопоставленные, императорские чиновники творили непрестанную молитву. В житии святителя Григория рассказывается случай о его отце. Он был сенатором. И однажды в присутствии императора он погрузился в непрестанную Иисусову молитву. Обсуждался важный политический вопрос, император обратился к отцу святителя Григория, но чиновник не услышал императора. Когда соседи стали его расталкивать, император сказал: «Оставьте его, он занят более важным делом, чем мы». Какое удивительное время, дорогие братья и сестры, когда люди, облеченные высоким саном, высоким положением, государственными обязанностями, признавали за лучшее творить молитву. Ибо верили и знали, что молитва есть, как говорят святые отцы, царица добродетели, которая всё дает человеку, которая открывает перед нами Небеса.
Ни одно дело, которое мы с вами задумываем, хотим исполнить без обоснования его в молитве, без утверждения человеческого сердца в молитвенном подвиге, невозможно сделать. Мы читаем с вами утренние молитвы, потому что как начинается наш день, так он и проходит. И именно поэтому в молитвослове есть такие слова: «Встав от сна, прежде всякого другого дела стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом». Только потом отправляйся на свои послушания, выполняй свои обязанности. Начни свою жизнь, свое дело, свой день с молитвы.
Святитель Григорий получил прекрасное философское образование, стал трудиться в императорской библиотеке, но в двадцать лет оставил всё и ушел на Святую гору, потому что знал, что нет ничего выше стяжания Духа Святаго и обретения молитвы.
Но то время оказалось непростым, потому что там, где приходит благодать, приходят и искушения. Появляется лжеучение о том, что непрестанная молитва есть ересь. Один монах из Калабрии, приехав на Афон и встретившись там с опытом непрестанной молитвы, стал говорить о том, что это неправильное, прелестное состояние. И вот чтобы обосновать Иисусову молитву, ибо это было не новое учение для Церкви, но богословски оно не было обосновано, святитель Григорий пишет свои труды, проповеди, трактат в защиту священнобезмолствующих. Он, пройдя все степени молитвенного подвига, не понаслышке знал, что это такое. Он говорит о том, что молитва есть связь человека с Богом.
Молитва есть проявление жажды искания Бога, от человека идущей, и благодать Божия, нисходящая от Бога к человеку. Святитель Григорий применяет удивительный богословский термин, который был неизвестен до этого. Он говорит, что Бог открывается миру, человеческому роду в своих Божественных энергиях. Паламитский энергизм — так впоследствии стало называться учение святителя Григория. Святитель говорит о том, что именно через Божественные энергии человек соединяется с Богом, а Бог являет себя этому миру. Бог выше человеческого естества и человеческого разумения или понимания. Бога нельзя познать разумом, но мы можем познать Бога настолько, насколько Он открывается миру. Бог не от мира, превыше мира, но не непознаваем совсем. Бог открывается человеку в Своих энергиях, в Своих проявлениях или, другими словами, в благодати, которую Он нам дает, а молитва — это искание и стяжание благодати.
Святитель Григорий, когда учил об этом, столкнулся с большим непониманием, но у него были и сторонники. И вот середина XIV века прошла под флагом борьбы сторонников святителя Григория с лжеучениями, с отрицаниями возможности стяжания человека Божественной благодати. Уже после смерти святителя Григория в Константинополе прошли соборы, которые утвердили православность его учения.
Для нас, братия и сестры, конечно, может показаться всё это слишком высоким, недостижимым, ибо человеку, отягощенному мирскими заботами, невозможно творить и стяжать в полной мере непрестанную Иисусову молитву, хотя пример святителя Григория говорит об обратном. Старца Паисия однажды спросили, как можно мирянину стяжать молитву, да и как вообще ее творить, ибо это сложно. Он сказал: «Я знаю многих мирян, которые живут более высокой жизнью, чем монахи». То есть даже в миру можно молиться, ибо заповедь апостола Павла о том, что нужно всегда благодарить, радоваться и непрестанно молиться, не для монахов, а для каждого человека.
И пусть никому не покажется, что эти слова слишком возвышенны, что они недостижимы для нас. Тот человек, который благодарит Бога, всегда будет радоваться, потому что из рук Божьих принимает всё то, что ему дается, и знает, что это не может быть злом, это благо. Благодарный человек всегда рад, всегда утешен. И такой человек сможет научиться молитве. Тот же старец Паисий говорил, что молитва — это, своего рода, стартер, который есть в машине, которому нужно завести маховик двигателя. Надо взять четки и начать творить молитву, и маховик нашего сердца начнет крутиться, начнет двигать нами, и его тогда будет не остановить.
Отцы называли молитву царицей добродетели, но добродетель — это не то, что появляется само по себе, а то, что воспитывается внутри нас, что приобретается трудом и кровью, большой заботой, подвигом. Молитва — это добродетель, которую человек должен искать. Часто человек спрашивает: «Как научиться молиться? Не умею. Не получается. Мысли бегут». И действительно, братия и сестры, когда мы встаем на молитву, мы видим, как наше сердце ищет материального, как наш ум-разум бежит от молитвы, прячется за какими-то внешним заботами. На молитве всегда приходят самые благие мысли, чего не помнишь весь год. Но как только закончил правило, всё это снова из головы улетучивается. Молитва — это та добродетель, в которой нужно возрастать каждому: и монаху, и мирянину, и взрослому, и ребенку. Молитва — это целый жизненный путь.
Святые отцы говорили, что молитва, как птица, должна иметь два крыла — молитву общественную, храмовую и молитву домашнюю. Часто можно слышать такое мнение: «Я в храм не хожу, у меня с Богом прямая связь, мне посредники не нужны». Спрашиваешь: «А в чем твоя связь выражается?» «Ну так, вообще, там что-то где-то есть». А настоящая связь — это и есть молитва. Связь есть только у того, кто говорит со Христом, но говорит не дерзостно, а больше слушает, а чтоб слушать, надо уметь это делать. Нужно иметь в своем сердце тишину, ибо только в тишине раздается голос Божий — не в суете, не в страсти, не в похотении, не в гневе, не в раздражении. Но там, где смирение и тишина, там будет голос Божий.
Христианин должен уметь молиться аскетически, то есть в своем сердце, наедине с Богом совершать молитвенное домашнее правило и это не значит только дома, но идя по улице, сидя в маршрутном такси, копая огород, стирая белье – все время можно молиться. Но необходимо и второе крыло, необходима молитва храмовая, совместная. Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя мое, там и я буду посреди них». Храмовой молитве тоже нужно учиться. Конечно, с одной стороны сосед или соседка, стоящие рядом с тобой справа или слева, могут рассеивать внимание, но в храме человек получает иные дары, чем в молитве личной. В храме мы совершаем Таинство Литургии, которое отцы называют таинством единства. Мы становимся единой Церковью, находим единство друг с другом, исполняем заповедь Божию. Храмовая молитва, богослужебная молитва возвышает человека и, по сути, делает его христианином. Все анахореты — монахи, которые жили в пустынях, совершали великий подвиг, великую аскезу, но при этом хотя бы раз в неделю или реже собирались в храм, чтобы совместными молитвами прославить Бога, совершить Литургию, причаститься Святых Христовых Таин.
Но и там, и там от человека требуется внимание — ум, оказывается, нужно собирать. И в одной стихире Великим постом поются такие слова: «Господи, собери мой рассеянный ум». Это очень важно, дорогие братья и сестры, но человек должен заставлять себя. Бывает трудно, тяжело, лень, но надо встать, открыть молитвослов. Авва Дорофей говорит: «Когда тебе лень молиться, скажи: Господи, я помолюсь всего пять минут; а когда пять минут пройдет, скажи: еще пять минут — и так правило совершится». В молитве, как в любой добродетели, главное — вступить на это поприще, а когда встал к аналою, перед иконой открыл молитвослов, две-три минуты — и всё встает на свои места. Всегда трудно начать, но, если начал делание, Господь подает силы и утешение. Даже если всё молитвенное правило приходят разные мысли, даже если мы рассеиваемся и думаем о чем-то ином, чем о молитве, если хотя бы в последней молитве, на последних словах наш ум остановился, значит, результат уже достигнут. Значит, мы уже не напрасно совершили этот труд.
Дорогие братия и сестры, Церковь не может жить без молитвы. И когда мы приходим в храм, мы приходим не для того, чтобы поставить свечу, исполнить какой-то обряд. В Церкви человек соединяется с Богом, находит Христа, открывает Его для себя. Найдя Христа, человек начинает с Ним общаться. Когда мы кого-то любим, когда мы к кому-то привязаны, мы находим тысячу слов, чтоб объяснить свои чувства. Мы хотим слушать голос своего любимого, хотим быть рядом, но когда мы говорим, что верим в Бога, это предполагает, что и между нами должна быть любовь, которая проявляется молитвой ко Христу.
Дай Бог, братия и сестры, чтобы Великим постом мы как можно больше молились. И заповедь апостола Павла о непрестанной молитве исполняли на деле. Не смущались и не думали, что это недостижимо. Тот, кто трудится, получает награду, тот, кто ленится, остается без нее. Пусть молитвами святителя Григория, дорогие братия и сестры, Бог даст каждому из нас ревность и жажду молитвы. А когда мы чуть-чуть потрудимся, Господь даст и плод молитвы.
Я поздравляю вас всех с сегодняшним праздником, с воскресным днем, с памятью святителя Григория. Дай Бог его молитвами нам благодати, сил и помощи Божией. Храни вас Господь, дорогие братия и сестры. Аминь.
+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Свято–Троицкий кафедральный собор г. Покровска, 31 марта 2013 года
5 апреля 2013 г.