Духовно-нравственное воспитание: от преподобного Сергия до наших дней
16 октября в Энгельсском технологическом институте состоялось пленарное заседание первых Региональных Покровских образовательных чтений. С докладом выступил Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
Если проанализировать публицистическую, общественно-политическую литературу разных эпох, то мы увидим, что для каждого времени характерен набор определенных тем – к примеру, «Свобода. Равенство. Братство», во времена французской революции, «Православие. Самодержавие. Народность» в царской России, воспитание советского человека в ХХ веке. К ним довольно часто обращаются современники. Настолько часто, что порой сами названия этих тем превращаются в устойчивые штампы, содержание которых не всегда отчетливо и понятно. Для нашего времени одной из таких тем можно назвать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В ее толкование порой вкладывают очень расплывчатый смысл. И мне кажется, что чтения, посвященные преподобному Сергию Радонежскому – замечательный повод поговорить об этом.
Интерес к духовно-нравственному воспитанию юных возник не на пустом месте. В наши дни принято обсуждать низкий уровень, культуры, воспитания нашей молодежи, влияние на ее поведение западных масс-медиа и комплекс проблем, в связи с этим возникающих. При этом взрослые разводят руками и обсуждают это явление так, как будто это не наши дети, как будто их воспитание не является прямой обязанностью старших, как будто они виноваты, что взрослые допустили, чтобы на их умы и души постоянно лился поток грязной, уродующей сердца и заглушающей совесть информации.
Но стоит с радостью отметить, что есть среди представителей власти, педагогов, люди, которым не безразлично наше будущее, которые не согласны на то, чтобы мы потеряли своих детей, не узнав их в развращенном, расслабленном и дезориентированном поколении поклонников последних технических новинок. Они готовы заниматься с детьми, отогревать их сердца и души, показывать им всю красоту и величие отечественной культуры. Вот эта деятельность, как правило, и носит название духовно-нравственное воспитание.
Однако чтобы правильно расставить в ней акценты и увидеть перспективы, нужно прояснить сами понятия «духовное», «нравственность», «воспитание». Одно из самых расплывчатых понятий в современном общественном сознании – «духовность», какое только не вкладывают в него содержание. Между тем духовное не тождественно душевному, не приравнивается к культуре. Оно связано с жизнью духа, обращенного к своему Творцу. Многолетнее отчуждение людей в нашей стране от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, и привело к кризису общественного сознания.
Нравственность (или мораль) представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Нравственность не исчерпывается обычаями и традициями, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение, прежде всего, в идеалах добра и зла. Она включает также соответствующее понимание назначения человека и смысла его жизни, выраженное в нормативно-ценностной форме.
Бог – как источник всякого блага – является основанием христианской нравственности, которая, в отличие от любой другой морали, предполагает веру. В христианстве вера и нравственность так тесно между собой соединяются и так глубоко друг в друга проникают, что трудно обозначить пределы, где оканчивается область одной и начинается влияние другой.
Мы сегодня порой стесняемся не то что сказать во всеуслышание, а даже себе самим признаться, что нравственность русского и других европейских народов основана на христианстве. Но иной основы просто нет у нас. Где исчезает эта основа, разлагается нравственность, потому что, как известно, ценностями, не восходящими к нравственному Абсолюту – Творцу, всегда можно пренебречь.
Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души. В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим Таинством – Евхаристией, с Божественной Литургией. В переводе с греческого языка «Литургия» означает «общее дело». В этом общем деле происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе. Таким образом, религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных Таинствах.
Согласно святоотеческому учению, невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божией, без содействия благодати. «Зловещая практика XX века, чудовищный опыт нигилизма и дегуманизации, – пишет митрополит Питирим (Нечаев), – подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, согласно которому эту природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами» .
Причем в первую очередь улучшения требует не ум, а сердце человека. Сумма знаний, которой обладает человек злой, с испорченной волей, не благо, а величайшее несчастье. Эти знания могут стать оружием массового поражения. История ХХ века опять же тому подтверждение. Таким образом, забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной задачей воспитания. Педагогу необходимо дать сердцу воспитанника правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и к ближним, воспитать «вкус» сердца. Об этом же пишет русский философ Иван Александрович Ильин, утверждая, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте .
В процессе воспитания очень важны образцы для подражания, на опыт которых могли бы опираться и учителя, и ученики. Одним из духовно-нравственных ориентиров, признаваемых в нашей стране как церковными, так и светскими людьми, является преподобный Сергий Радонежский. 700 лет прошло со дня его рождения. За эти столетия Россия явила миру множество по-настоящему великих людей, а образ преподобного Сергия до сих пор не померк. В сердцах русских людей живет горячее чувство любви и уважения к святому, которого по праву можно назвать народным учителем и воспитателем. Как писал в свое время замечательный русский историк Василий Осипович Ключевский: «У этого чувства уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в капле чистой воды».
Зададим же себе вопрос: как случилось, что преподобный Сергий Радонежский стал так много значить для своих современников и далеких потомков, почему его влияние на наше образование, нашу культуру ощущается до настоящего времени? Он основал университет? Стал автором эффективной методики по внедрению христианских ценностей в сознание современной ему молодежи? Совсем нет. Он просто ушел из мира, чтобы спасать свою душу, чтобы очистить свое сердце от страстей и достичь чистого, незамутненного грехом видения Бога и окружающего мира. Казалось бы, какая эгоистическая цель! Многие наши современники склонны усматривать в этом заботу лично о себе, равнодушие к судьбе окружающих людей. Но вот парадокс: к святому пришли его современники, чтобы научиться подвигу, чтобы увидеть правду, осуществленную в жизни, нравственный ориентир.
Преподобный Сергий, как мы знаем из его жития, в детстве не успевал в учении. Наверное, потому современные школьники и студенты так часто обращаются к нему за молитвенной помощью. Но Господь просветил святого, и он стал одним из самых образованных из своих современников, а самое главное – одним из самых мудрых и опытных в доброделании.
Следствием его христианского аскетического делания становится основание монастыря, который станет всемирно известным русским культурным центром, одним из самых известных символов России. Преподобный Сергий примиряет князей, дает им духовные, мудрые советы, влияя тем самым на историю нашего государства. Он оказывает огромное влияние на нравственное состояние своих современников. «Это влияние вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века. От вековых бедствий этот человек так оскудел нравственно, что не мог не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития, но еще не настолько очерствел от этой скудости, чтобы не чувствовать потребности в них. Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа» , – пишет Ключевский.
Однако очень важно подчеркнуть, что все это – и нравственное влия-ние, и историческая роль – следствие внутреннего делания, а не его цель. Это очень актуально обсуждать и помнить сегодня, когда духовное воспитание и образование, саму церковную жизнь стремятся превратить в средство. Не важно, как благи цели – спасение от нравственной гибели детей и взрослых, укрепление мощи державы, создание шедевров искусства, но духовные законы так не работают. Ведь мы не можем сказать, что преподобный Сергий Радонежский пришел в пустыню с целью основать здесь духовно-нравственный центр, а самому стать влиятельным политическим деятелем. Более того, можно с уверенностью сказать, что были бы такие цели, и не было бы в России великой Троице-Сергиевой Лавры, по крайней мере, в том виде, в котором мы знаем ее и любим.
Об этом очень важно помнить всякому педагогу, рассказывающему школьникам и студентам о русском искусстве. Мы смотрим сегодня на предметы старины: знаменитые иконы, шедевры русского зодчества, и пытаемся как-то объяснить своим воспитанникам замысел авторов, смысл композиции, значение их для русской культуры. А объяснить это очень сложно, если не понимать, что эти шедевры – следствие горения живого духа, вдохновленного любовью к Богу.
Преподобный Сергий Радонежский – не только великий молитвенник, он еще и учитель для многих поколений русских людей. Он явил миру образ православного учителя, для которого главное сердечное, а не умственное знание. Учитель всегда нравственный образец для подражания – и в труде, и в слове, и в нравственных поступках. Он исполняет слова Спасителя: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35). И главное даже не в том, что преподобный исполняет тяжелую работу наравне с учениками, а в том, что польза для их душ очень важна для него.
Преподобный Сергий прост и цел, не мыслит себя кем-то великим. Его научение не поза, не эффектная игра, а честная жизнь. Ради пользы братии преподобный даже покидает основанный им монастырь, чтобы дать ученикам возможность самим дорасти до правильного решения. Его учительство не в написании теоретических трудов, не в создании научных школ, но в образе поступков, которые станут эталоном, образцом для подражания для тысяч русских людей. В этом секрет популярности житийной литературы, на которой воспитывалось много поколений наших предков. В поступках святых они видели образцы для нравственного поведения.
Преемственность, возможность стать учителем не только для совре-менников, но и для потомков дана не всякому основателю монашеских обителей. Если, к примеру, посмотреть на историю многих монастырей Палестины, то нередко уже во втором-третьем поколении учеников основателя обитель приходила в запустение, а ученики рассеивались по другим монастырям. В противоположность этому преподобный Сергий Радонежский вошел в историю Русской Церкви, окруженный сонмом своих святых учеников. Одни из них остались местно чтимыми в созданной им Лавре, другие достигли общерусского почитания. До одиннадцати учеников преподобного Сергия явились, в большинстве случаев еще при его жизни, основателями монастырей. Все они святые, и все несут заветы преподобного Сергия в разные концы русской земли. Троицкая Лавра в этом первом поколении ее иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы .
Становится понятно, как значимо обещание: «Так же, как и эти стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам», – данное преподобному Господом в видении.
Эти слова, сказанные о монашествующих в Троицкой обители, заставляют задуматься многих из нас. В чем же современные педагоги могут последовать стопам великого русского подвижника? Ответ очевиден: в образе научения и воспитания. О роли и месте педагога в воспитании и образовании писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. Святитель Феофан Затворник отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание – дело «самое святое из всех святых дел». Константин Дмитриевич Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, с человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач.
Таким образом, цель педагога – улучшение детской души, а отнюдь не научение ее. Поэтому ему должно быть свойственно, прежде всего, умение воздействовать на ее расположение и на весь духовный облик воспитанников. Педагог, с одной стороны, призывает исполнить то, что должно, а с другой – назидает, показывая образцы для подражания. Он учит детей, прежде всего, прислушиваться, поступать правильно. Используя убедительные примеры, педагог укрепляет душу, помогает ей «выздороветь», а затем шаг за шагом он ведет ее к знанию (ведению), полноте Истины.
В завершение хотелось бы пожелать всем педагогам, которых заботит духовно-нравственное воспитание детей в наши дни, не забывать образа учителя и воспитателя, явленного преподобным Сергием Радонежским. Это воспитание возможно только на личном примере и только при четком представлении о границах добра и зла, истины и лжи, красоты и уродства.
«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его» , – уверяет нас знаменитый историк Ключевский. Остается добавить, что в нашей стране, к сожалению, было время, когда затворялись ворота Троице Сергиевой Лавры. Как следствие этого – необходимость нам сегодня обсуждать пути преодоления духовно-нравственного кризиса. И наша с вами задача не допустить подобных трагедий впредь.
16 октября 2013 г.