Взаимодействие Церкви и общества: традиция как ориентир
Размышляя над этой темой, я вспомнил один давно прочитанный фантастический рассказ. Его главный герой в результате серьезной травмы утратил память. И каждый день, с самого утра, он вынужден вспоминать о том, кто он, чем занимается, каковы его цели и взгляды на жизнь? К вечеру он достигает прежнего уровня знаний, но снова наступает ночь, стирающая его память. Этот человек вызывает чувство сожаления.
Мне кажется, что народ, забывающий свои традиции, можно сравнить с этим героем. Также в каждом поколении накапливается опыт отношения к жизни и смерти, устроения семьи и государства, сохранения душевного и духовного здоровья. Но вот поколение сменяется, и все начинается заново.
Такую модель общественного развития можно назвать как угодно — прогрессом, демократией, индустриальным или постиндустриальным обществом. Но людям в любом случае приходится расплачиваться за забвение. И платой становятся не только утраченные знания, но и сломанные судьбы людей, вынужденных за свой недолгий век заново изобретать велосипед в области нравственности и культуры. Ведь культура — это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом и каждой отдельной личности, совокупность традиционно передаваемых от поколения к поколению норм и образцов поведения.
Что же такое традиция? Авторы Энциклопедического словаря определяют это понятие так: «Традиция — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды».
Обычай — это повторяющийся, привычный способ поведения людей в определенной ситуации. В обычае находят свое проявление религиозные воззрения, нравы общества, на их возникновение и характер влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, природно-климатические условия, социальное положение людей. Обряд является внешним выражением традиции или обычая. Он дает как бы готовое русло для проявления чувств и избавляет человека от необходимости искать в минуту сильных эмоций путь для их проявления. Приблизительно так трактовал смысловую функцию обряда известный писатель В. В. Вересаев.
В настоящее время принято говорить о возрождении традиций русского народа. Но подразумевается при этом чаще всего именно возрождение обрядов — пение рождественских колядок, катание крашеных яиц с горок, исполнение народных песен. Но как бы ни были замечательны эти обряды, их исполнение не приведет автоматически к возрождению традиций. Потому что основу традиций составляют не внешние действия.
Если мы действительно хотим возродить традиции русского общества, нам нужно вспомнить о соборности, жертвенности, высоких идеалах служения, братолюбия, которые всегда влияли на жизнь наших предков, определяли во многом историю нашего народа. А эти принципы, эти качества души были воспитаны Церковью на основе Православия.
В советское время было принято много ругать Русскую Православную Церковь. Так много, что штампами и лозунгами советской пропаганды до сих пор питается атеистическая проповедь. Однако невозможно отрицать, что многие обычаи и обряды христианского общества — крестные ходы, отпевание усопших, почитание мощей святых — были использованы для создания атеистических, квазирелигиозных традиций. Глядя на демонстрации, гражданские панихиды, почитание тел вождей, понимаешь, что речь не идет о рациональных формах политического и социального устроения общества. Это обращение к высшим, а именно религиозным, сакральным чувствам человека.
Но традиция, оторванная от живительного источника веры, от связи человека со своим Творцом, засыхает. Это мы видим опять же на опыте советского государства. Те обряды, которые вызывали восторг и воодушевление в 20-е годы, к 80-м превратились в пустую форму, которая уже не выражала живых человеческих чувств.
Сегодня мы находимся в уникальной ситуации — во многих городах, селах нашего Отечества традиции уничтожены, просто вырваны с корнем. Простой человек сразу не ответит, в чем заключаются традиции его семьи, его малой Родины. И наша задача — не только возродить утраченные, но и наметить созидательный план развития новых благих начинаний, основанных на православных ценностях, которые станут впоследствии добрыми традициями. В этом я вижу основную цель проведения мероприятий, подобных тому, которое мы начинаем сегодня.
Обсуждение во время круглого стола — это попытка взглянуть на нашу повседневную жизнь немного со стороны, чтобы увидеть, есть ли в ней развитие, что движет людьми, что их привлекает. А также, чтобы наметить перспективы развития. Надеюсь, что наша встреча запомнится всем участникам не только интересными идеями, активным обсуждением докладов и продуктивным общением, но еще и теми делами, которые за ней последуют.
Желаю всем помощи Божией и успехов в работе круглого стола.
25 октября 2013 г.