Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Когда отвечает Господь

Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о том, как ко Господу Иисусу Христу подошел некий богатый юноша и, искушая его, спросил, что нужно сделать, чтобы наследовать Царствие Божие. Евангелист недаром подчеркивает: «искушая его». Часто люди, которым свойственно по природе лукавство, спрашивают друг друга не для того, чтобы получить ответ о Боге, а просто так.


Господь отвечает юноше. Первый этап – это исполнение заповедей: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – говорит Христос (Мф. 19, 17). Господь перечисляет заповеди закона: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 18-19). Исполнение заповедей, конечно, приблизит к Богу, отвечает Христос, и об этом свидетельствует евангельский рассказ. То, что мы называем десятью заповедями, является естественным законом, вложенным Богом в сердце человека с момента его рождения. Исполнение этого закона свойственно всем людям. Его должен исполнять любой здравомыслящий человек.

Юноша же на призыв Христа соблюдать заповеди, ответил Ему: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф. 19, 20). Он желает совершенства, поэтому спрашивает Христа о том, чего не достает ему для того, чтобы обрести жизнь вечную? Евангелие свидетельствует о том, что Иисус ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф.19, 21). И мы видим, что вопрошающий юноша, опечалился. Евангелист уточняет, почему скорбь посетила этого человека. «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19, 22). То есть этот человек был очень богат.

Видимо, богатство занимало в жизни этого юноши очень большое место, и он не смог от него отказаться, потому и отошел опечаленный. Христос говорит: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 18-24) Слушая эти слова апостолы, ученики Христа, недоумевая, спрашивают: «Кто же может войти в Царствие Божие?». Ведь нет такого человека, который бы совсем не думал о своем материальном положении? А под богатством подразумевается многое: благополучие, положение в обществе и элементарный достаток. Если не думать об этом, то как же жить? Апостолы ужаснулись, видя, что Христос призывает человека к великому – к совершенству. И звучит удивительный ответ Господа: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». (Мф. 19, 18-24)

Это говорит о том, сколько бы мы в своей жизни не пытались сделать, надеясь на себя, а не на Господа, то ничего не достигнем. Даже если имение свое раздадим и все пожертвуем нищим и Церкви, а при этом будем кичиться и гордиться, то спасение будет невозможно. Христос свидетельствует, что спасение в руках Божиих. «На кого воззрю, только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих» (Ср.: Ис.66, 2), – говорил Господь. К смирению Он призывает человека.

Когда мы слышим эту притчу, то можем подумать, что бедный человек может спастись, а богатому это невозможно. Мы знаем, что в нашем народе вообще недолюбливают богатых людей. Но Господь, говоря о спасении, вовсе не отрицает, что оно совсем невозможно для богатого человека. Он не презирает этого начальствующего юношу, который не смог продать все свое имение. Христос пожалел его, потому что видел стремление этого юноши к совершенству. Но у евангелиста Марка есть дополнение к этому рассказу. Несмотря ни на что Господь, «взглянув на юношу, полюбил его» (Мк. 10, 21). Очевидно, исполнением закона юноша уже заслужил расположение Господа и даже вошел в любовь Его.

вл пр 2.jpgНо Христос, видя в нем верующего и деятельного человека, предложил ему большее. Не просто продать имение, не просто стать нищим, а идти за Ним следом. Это, братья и сестры, важный момент евангельского повествования. Мало ничего не иметь, нужно идти за Христом. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). То есть нельзя просто идти за Христом, а нужно взять свой крест и смиряться с тем, что Бог посылает человеку. Это евангельское чтение открывает перед нами бездну мудрости Богочеловека – Христа. Открывает нам знания о том, к чему нужно стремиться.

Есть немаловажный момент, который мне хотелось бы подчеркнуть особенно. Это евангельское чтение еще о том, какие вопросы необходимо задавать Богу. Христиане осознают, что цель человеческой жизни – это спасение. Как же спасаться, что для этого необходимо делать? Еще несколько лет назад самой популярной книгой православной библиотеки была «Что посоветуете, батюшка?». Издавались целые сборники вопросов-ответов о том, как поступать в той или иной ситуации. Вопросы, которые задают священнику, бывают самыми разными. Но, прежде чем их задавать, человеку необходимо самому разобраться в том, о чем спрашивать Господа. И ответы на эти вопросы можно найти в Евангелии.

Есть три вида вопросов Господу и ответов на них, о которых свидетельствует Евангелие. Все мы помним рассказ Евангелиста Иоанна о том, как Господь исцелял незрячих людей, которые света от рождения не видели. Дальше в Евангелии описывается, как это чудо воспринимается в народе. Кто-то прославляет Бога, а кто-то начинает злоумышлять, заниматься подстрекательством. Завидуя Христу, эти люди начинают отлучать от синагоги тех людей, кто называет Его Сыном Божьим. Тогда слепец, уже не радуется своему исцелению, а начинает страдать от своих же учителей и духовенства, от которых он, по идее, должен получить поддержку, с кем бы он вместе прославил бы Бога. Христос же, видя недоумение и сокрушение этого человека, говорит, что нужно верить в Сына Божьего. Бывший слепец вопрошает: «А кто этот Сын Божий?» Вопрос прямой, бесхитростный и очень сердечный. И мы видим, что Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорил с тобою». (Ин. 9, 37) Такой прямой ответ получает только тот человек, который в сердце имеет веру и доверие к Богу и готов сделать то, что Господь ему скажет.

Все мы знаем, что человеку свойственно ошибаться и сомневаться. Сомнения – это бич нашего времени. Люди порой даже не знают к чему стремиться, чего искать в этой жизни, за кем идти. Например, человек спрашивает: «Жениться или не жениться?». Отвечаешь ему: «Женись. Супружество – это заповедь Божия». На это вопрошающий отвечает: «Не могу, страшновато что-то». Говоришь ему тогда: «Не женись». Он сомневается: «Да, нет. Семья – дело нужное. Одному-то тяжело». Тогда отвечаю: «Тогда женись». Он опять: «Вдруг невеста плохая попадется». Тогда: «Не женись». Совершенно очевидно, что такому человеку, что не посоветуешь, все не впрок. Сам он не готов делать никаких шагов. Поэтому и вопрос абсолютно пустой. Такому человеку и Господь никогда не ответит.

Если у Господа есть какая-то надежда на спасение человека, то, скорее всего, он ответит вопросом на вопрос. И это очень ясно прослеживается в Евангелии. Помните притчу о том, как один законник, искушая Христа, спрашивает: «Учитель! Какая заповедь в Законе самая великая?» (Мф. 22, 35-40). А Господь отвечает вопросом на вопрос, мол, а что ты сам чтишь, чему тебя учили? Он же ответил: «Возлюби Господа Бога Твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумением твоим». Это самая великая и первая заповедь, а вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки». (Мф. 22, 35-40). Господь соглашается и говорит, чтобы этот законник шел и жил по этим заповедям. Но потом мы видим, как этот законник оправдывается, мол, а кто ближний мне? Словно пытается поспорить с Христом.

Вспомним события, которые произошли перед Распятием Христа в Иерусалиме. Когда Господь вошел во Святой Град, учил в храме и проповедовал о Царствие Божием, к Нему «приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?» (Лк. 20, 1-2). Совершенно очевидно, что в вопросе этих людей слишком много сомнений, и они не готовы услышать настоящий ответ. Тогда Христос опять же отвечает вопросом на вопрос: «Спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (Лк. 20, 3-4). И дальше Евангелие повествует о сомнении всех этих людей. «Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю». (Лк. 20, 5-8). Очевидно, что если мы желаем узнать волю Божию и, вопрошая Господа о том, что нам потребно в жизни, мы должны иметь в своем сердце решимость поступить, так как нам скажут.

Еще один пример. В наши дни очень многие люди обращаются к старцам. Не раз меня спрашивали: «В каком монастыре есть прозорливец?» Спрашиваю: «А зачем тебе?». Отвечают: «Да, вот, хочу узнать, какова воля Божия обо мне. Как мне поступать и что делать?». На самом же деле оказывается, что человек не хочет ничего делать и брать на себя ответственность. Просто хочет, чтобы пророк какой-нибудь предсказал ему будущее, исцелил его. Сделал все, чтобы в жизни человека было все хорошо и гладко, не было никаких трудностей и проблем. А так не бывает. Старец нам скорее предоставит два варианта ответа: либо «да», либо «нет». И мы должны быть готовыми принять сказанное. Если же у нас будет пятьдесят вариантов, то никакой старец, даже если он будет абсолютно святой, не сможет выбрать тот, какой хочется нам. Он просто не угадает.

Все мы помним русские былины, когда богатырь, стоя у камня на развилке трех дорог, раздумывал, в какую же сторону податься. Дороги вели по разные стороны, но выбор все равно стоял за богатырем. Для того, чтобы ему определиться, необходимо было хорошо понять: чего он хочет и к чему стремится. Это касается и всех людей. Например, вопрос о том, как пройти к Троицкому собору, понятен. Цель, к которой мы стремимся, очевидна. Однако дороги могут быть разными. Если же мы затрудняемся ответить, куда мы идем, то кто подскажет нам дорогу? Как нам объяснят, по какому пути нам идти? Поэтому когда мы просим Господа о чем-либо, мы должны четко понимать: какова же цель наша в жизни?

Но есть еще, братья и сестры, в Евангелии и третий вариант ответа, который дает Бог человеку. Господь ничего не говорит. Помните, когда Понтий Пилат на суде спрашивает у Христа: «А что есть истина?» (Ин. 18,38). Христос на этот вопрос ничего не ответил. Когда первосвященники, учителя Израиля, судят Христа, поносят и обвиняют Его в самых тяжких грехах, Евангелие говорит, что Христос молчал и ничего не отвечал. Потому что эти люди ничего не хотели знать. Они итак все знали и просто пытались найти какое-то свидетельство, чтобы обвинить Христа и предать Его смерти. Понимая это, Господь не дает им никакого ответа. И человеку никогда Господь не ответит, если он уже и так все знает, а вопрошает Бога, чтобы как бы удостовериться. Очень часто случается, что Господь, не отвечая, проверяет нашу веру и испытывает нас.

Чувство Богооставленности испытал и Господь в Гефсиманском саду. В голове человека не укладывается, как Богочеловек смог испытать подобное чувство. Тем не менее, в часы глубокой скорби, Христос молится Отцу Своему и при этом говорит: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Но Господь ничего ему не отвечает. Только ангелы Божии являются и укрепляют Его. А значит, что и в жизни каждого из нас могут быть ситуации, когда мы будем просить искренне с покаянием, но не услышим ответа. Это время терпения, время – подвига, кода мы можем свидетельствовать о своей вере, о своей преданности Богу.

Каждый из нас, вопрошая Христа о чем-либо, должен помнить о главной цели, к которой стремится. Иметь в своем сердце доверие, мужество и крепость и, услышав ответ, поступить так, как Господь скажет нам. Не найти кучу причин, по которым этот ответ не устроил бы нас, а сказать: «Да, Господи! Да будет воля Твоя». Как Пресвятая Владычица Богородица, когда Архангел принес ей благую весть о том, что Она родит Сына — Спасителя мира, сказала: «”Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 38).

Дорогие братья и сестры, давайте и мы будем стараться и стремиться к тому, чтобы вопрошать Бога только в самые важные моменты нашей жизни и, когда в нас имеется решимость, поступать в соответствии с тем ответом, который нам даст Господь. Не будем просить Бога, когда в нашем сердце кипят злоба и ненависть, имеется обида на ближних. В этом случае Господь, скорее всего, промолчит, или же скажет: «А что ты сам сможешь сделать, чтоб исправить эту ситуацию? Что ты готов исправить в своей жизни?». Будем же, дорогие братья и сестры, всегда об этом помнить, и тогда Господь укажет истинный путь, поддержит, укрепит и подаст нам все необходимое.


Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса)

14.12.2014 года

Оставить комментарий
Комментарии
Alex
Есть существенная разница меж­­ду праведностью догмати­чес­кой и практической. Когда Библия го­ворит о праведниках, это значит, что она говорит о людях, любящих правду не только на словах, но и на деле, живущих ею.
Поделиться в: