Проповедь в канун Недели 25-й по Пятидесятнице, день памяти святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского
Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю и благодарю за совместную молитву.
Сегодня мы вместе с вами молились за Всенощным бдением. Богослужение, к которому в основном привыкли наши прихожане, это, конечно, Литургия. Все мы знаем, что надо причащаться. Перед Причастием православные христиане исповедаются, просят друг у друга прощение и подходят к Чаше.
Часто отсутствие вечернего богослужения – Всенощного бдения – связано с тем, что священник не успевает добраться в дальнее село, нет хора и иных каких-то возможностей. Но в храмах районных центров такая возможность есть. И поэтому для православного человека есть возможность помолиться вечером на богослужении. Всенощное бдение или вечернее богослужение – подготовка к принятию Святых Христовых Таин. Весь богослужебный круг, который совершается в течение дня, в течение суток, есть подготовка к встрече с Христом, со Спасителем. Литургия – и есть та самая встреча. И мы приходим в храм, чтобы вкусить Тело Христово не только для того, чтобы исцелиться, или, как говорят люди, чтобы всё хорошо было, а, прежде всего, для того, чтобы в своем сердце встретить Христа.
Мы знаем, братья и сестры, что человек привыкает и к хорошему, и к плохому. Но духовная жизнь требует от него постоянной работы, постоянного понуждения себя и к молитве, и к покаянию, и к доброделанию. Все вы знаете, для того, чтобы сделать греховный поступок, сказать грубое слово, обидеться на кого-то, нет необходимости прилагать особых усилий. Но чтобы совершить доброе дело, человеку нужно потрудиться.
Молитва – царица добродетели, как говорят отцы, и требует от нас великого подвига. Действительно, многим может показаться странным, что в течение нескольких часов мы стоим в храме. Кто-то не в полной мере понимает значение песнопений, у кого-то болят ноги. К святителю Феофану Затворнику как-то обратилась женщина: «Отче, как мне быть? Молитва в храме у меня не получается. Ум мой отказывается молиться. Я рассеиваюсь, и у меня болят ноги». Святитель Феофан был духовным человеком. Он посоветовал ей обратиться к Господу с такими словами: «Господи, не могу отдать Тебе ни сердце, ни ум. Прими хотя бы ноги!». И вот, братья и сестры, мы, когда приходим в храм, в том числе и на вечернее богослужение, приносим Богу некую жертву, мы учимся молитве, воспитываем в себе благочестие, навыкаем в церковной жизни.
Кто-то скажет, что удобнее всего это делать в детстве. Действительно, ребёнок более податлив воспитанию. Говорят, старого учить, что мёртвого лечить. И поэтому людям в возрасте очень трудно что-либо изменить, но другого выхода у нас нет, дорогие братья и сестры. Нас не воспитывали, не учили. Храмы были закрыты, но времена изменились. И когда мы с вами переселимся из этой жизни в жизнь вечную, встретимся лицом к лицу с Христом, Он спросит: почему, когда у нас была возможность, мы не использовали её, почему мы не научились молиться, терпеть.
Часто священника спрашивают, как правильно жить, что такое рай и ад, ведь говорят, что оттуда никто не возвращался, и откуда можно знать, что это такое? Действительно, братья и сестры, это вопрос не праздный. Что будет делать человек в вечности? А будет он иметь в вечности и делать только то, что стяжал здесь в течение земной жизни. Мы все знаем, что в этот мир человек приходит из небытия, сотворённый Богом. Младенец рождается нагим. Он ничего в этот мир принести не может. Он как чистый лист бумаги. Мы понимаем, что покидая мир, человек также вынести отсюда ничего не сможет: ни вещи, ни деньги, ни славу, ни честь. Хотя, конечно, каждому человеку хочется, чтобы о нём была добрая память. Часто на старых кладбищах, на могильных плитах и крестах можно увидеть разные чины и звания: генералы, статские советники. Только вот беда: подобных кладбищ, по крайней мере, здесь в Заволжье и не найдёшь уже. Всё стёрло время. И все чины и звания погибли вместе с людьми. Единственное, что может вынести из этой жизни человек, это любовь, благочестие и веру в Бога. Когда человек является перед лицом Божиим, перед Его очами, то он приносит Ему не звания и чины, не средства и славу, а свою любовь. Именно поэтому в этой жизни мы должны научиться любить, терпеть, помогать друг другу, потому что мы христиане. Мы должны быть похожими на своего Творца, на Христа.
В храме, дорогие братья и сестры, на богослужении всегда читается Священное Писание: и на Литургии с утра, и на Всенощном бдении, как сегодня. И мы с вами сегодня тоже слышали слова из Евангелия от Марка, где он рассказывает о Воскресении Христовом. Он говорит, что Мария Магдалина, придя к гробу, не нашла там Тела своего Учителя – Христа. И до конца ещё не понимая, что произошло, она бежит к своим братьям, апостолам и говорит, что Христос Воскрес. Но они не верят в это. Они до конца не могут понять и уразуметь, что же произошло такое. И вот великое чудо происходит – Христос Сам является им и укоряет их в том, что столько времени Он был с ними, учил, творил чудеса, свидетелями которых они были, а они всё равно не поверили, что Христос Воскрес.
Он говорит: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мар. 16, 15). Это значит, идите в мир, идите к людям и говорите о Евангелии всякому человеку, всем народам. И у евангелиста Матфея эти слова, немного перефразированные, передают ту же мысль: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20). Евангелие в переводе с греческого языка означает «благая весть».
Когда мы читаем Священное Писание, мы становимся свидетелями благой вести Бога своему народу, всем людям. Христос приносит в мир спасение. Он спасает человека не от скорби, не от болезни, не от бедности. Он спасет человека от вечной смерти, от рабства греху. Так вот, оказывается, ученики Господа должны идти и, по Его слову, и делиться этой благой вестью со всем миром. Все мы знаем, братья и сестры, когда у нас скорбь на душе или какая-то боль, переживания, мы не хотим ничего никому говорить. Да что там слова. Порой взглянешь на лицо человека и всё прекрасно понимаешь: ему нечего тебе сказать, а если он начнёт, то лучше бы и не начинал. Другое дело, когда человек сияет, радуется, улыбается, его сердце переполнено счастьем, радостью. И такой человек, говоря о своей любви, о великих делах Божиих, будет услышан. Именно об этих качествах говорит нам Господь: «Идите, проповедуйте, ту любовь, которую дал Я вам, поделитесь ею с ближними!». Это не пустые слова, это значит, что мы с вами, придя в храм, должны почувствовать в своём сердце любовь и радость через труд, через подвиг.
Все вы знаете, что мы, бывает, ленимся начинать вечерние молитвы, или утром, когда бежим на работу, может что-то не заладиться. Но если мы понуждаем себя, собираем свои мысли воедино, то очень скоро появляется плод. Мы ощущаем в своём сердце теплоту, спокойствие и день, начатый с молитвы, принесёт огромную пользу человеку. И тем более день, завершённый молитвой, покажет, что именно так может быть достигнута полнота жизни человека. Так вот человек, трудящийся и подвизающийся, очень быстро начинает чувствовать радость в своём сердце, потому что в этом сердце поселяется Христос.
И здесь, в храме на богослужении, молясь и слушая песнопения, Священное Писание, мы открываем для себя знания о Боге, о том, что жизнь наша не напрасна, что скорби, которые приходят к любому человеку, имеют определённое значение. Часто люди просят Господа, или обращаются к священнику: «Батюшка, хочу быть здоровым, счастливым, богатым». Это обычное прошение. Его нельзя назвать греховным. Всем хочется быть здоровыми, но ведь не это главное в нашей жизни. Человек, который не болел, никогда не сможет понять болящего. Человек, который сам никогда не нуждался, не протянет руку помощи тому, кто нуждается сегодня. Кто сам не страдал и не унывал, не поймёт того, кому сегодня плохо. И поэтому Бог иногда посылает нам разные ситуации, в которых мы должны пройти испытания, научиться терпеть, прощать, любить.
Радость духовная, которую человек ощутит в своём сердце от молитвы, от понимания того, что жизнь не напрасна, не случайна, это радость и благая весть о том, что Христос пришёл на землю, пострадал за нас, спас род человеческий и даёт нам вечность. Вот этой вестью мы должны поделиться со своими ближними. Выйдя из храма, мы не должны унывать, мы должны радоваться. Бывая в разных поездках и встречаясь с прихожанами, я часто спрашиваю: «Братья и сестры, а почему такие унылые лица, почему нет радости?». В 4 веке в Египте жил такой великий подвижник преподобный Аполлон. У него под началом было около 7.000 монахов. И вот паломники, которые приезжали в эту обитель, видели, что монахи всегда улыбаются, почти что смеются, и говорили: «Что-то здесь не так! Подвижники должны быть строгими, со строгими лицами, все время с преклонённой головой». А преподобный отвечал: «Нет, пусть плачут и унывают грешники. С нами Христос! Мы будем радоваться и веселиться, ибо у нас есть Истина!».
Братья и сестры, мы тоже ученики Христа, мы, христиане, должны так же об этом помнить. Нужно радоваться и благодарить Бога за то, что мы живём, за то, что имеем такой прекрасный храм, в котором можем совершать молитву. Посмотрите, сколько перемен! Вот стоят леса, притвор уже побелен. Сегодня пел прекрасный хор, была большая служба, больше сотни человек присутствовало в храме. Разве это не радость? Разве это не утешение? Жизнь человеческая наполнена разными искушениями, но мы должны помнить о том, что хорошо бы нам видеть и положительные стороны, радоваться и утешаться этим. А главное – благодарить за это Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи! Благодарим Тебя, Господи! Прости нас, Господи, за наши ошибки и грехи!» Вот такая молитва должна быть у благодарного сердца. Я всегда, и сегодня в том числе, хотел бы Вам пожелать помощи Божией, чтобы сердце радовалось, чтобы на устах всегда была улыбка и глаза горели верой, благой вестью, которую мы должны нести нашим братьям и сестрам.
Выйдя из храма, не стесняйтесь, братья и сестры, говорить о благодати, о любви Божией, будьте добрым примером для тех людей, которые ещё не знают Христа. Увлечься Церковью и жизнью Церкви может только человек, увидевший в своём ближнем отражение Божественной благодати, отражение Христа. Преподобный Антоний Великий говорил, что спасение и погибель – от ближнего. Что это значит? Это значит, что Бога, или Его отсутствие, мы можем увидеть в своём ближнем. В Первом послании Иоанна сказано: кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1Ин. 1, 20). Нельзя любить Того, Кого не видишь и не любить того, кто рядом с тобой. Постараемся же сделать так, чтобы наши ближние увидели в нас образ Христа, отражение благодати и тогда, уверяю вас, не только сегодня, когда служит собор духовенства, а каждый день, на каждой службе, на каждом вечернем богослужении храм будет полон людьми.
Всех вас, братья и сестры, сердечно поздравляю, желаю помощи Божией, здравия, милости Господней. Пусть всегда в ваших сердцах будет радость и утешение от Бога. Храни вас всех Господь!
+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Храм во имя святого Архангела Михаила р.п. Дергачи,
29.11.14 года
29 ноября 2014 г.