По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской

Кто-то из святых сказал, что ангелам свойственно никогда не падать. Пребывая в непрестанном служению Богу, созерцая Божественную красоту, ангелы всегда находятся во Славе Божией. Человеку же свойственно падать, но и свойственно иметь желание и возможность восстать от падения. А падать и никогда не восставать свойственно только бесам.

Однажды преподобному авве Агафону пришел монах и сказал: «Отче, я согрешил. Я пал». Авва ответил: «Встань». Монах сказал: «Я встал и снова пал». Авва и на это ответил: «Снова встань». Монах снова совершил падение. И старец сказал ему: «Снова поднимись». И тогда спросил монах: «Сколько же раз можно вставать?». И преподобный ответил: «До самой смерти».

Действительно, дорогие братья и сестры, нам свойственно падать. Человек не всегда может остановиться, не всегда может устоять перед соблазнами и искушениями. Но Бог нас судит не за наши падения, не за те страсти и грехи, которыми бывает обуреваемо сердце человеческое. Господь судит человека за то, что упав, он не хочет подняться.

Сегодня мы совершаем память удивительной святой – преподобной Марии Египетской. Церковь недаром выбрала эту святую и предлагает всем прихожанам вне зависимости от возраста, пола и положения увидеть великий подвиг этой подвижницы. Житие Марии свидетельствует, что святая познала все бездны порока, греха и стала великой грешницей. Но Господь омыл ее покаянием.

Какой-то момент преподобная Мария Египетская поняла всю свою греховность и встала на путь исправления. Конечно, дорогие братья и сестры, мы понимаем, что многим из нас далеко до преподобной. Но  в жизни любого человека присутствуют страсти и падения. И образ преподобной, ее удивительный пример открывает перед нами возможность по силе, по нашему желанию и устроению, приносить Богу покаяние. Ибо нет того греха, который не простил бы Господь кающемуся человеку.

Часто человек спрашивает: «Что Господь может простить, а что нет?» Иногда, даже задаются вопросом: «Смог ли Бог простить Иуду, который предал его?». Смог и простил бы, если бы Иуда принес сердечное покаяние. Пример тому предательство апостола Петра, который трижды отрекся от Христа. Однако же Господь принял его покаяние, потому что оно было истинным. Иуда же не сделал этого.

Покаяние тот дар, который дает возможность человеку встретить Бога, и примириться с ним. Тому пример удивительное житие преподобной Марии Египетской. Давайте же разберемся, что же в ее жизни такого, благодаря чему она смогла исправить свою греховность и достигнуть высот в духовной жизни? Житие преподобной Марии свидетельствует, что после долгих лет жизни в пустыни, она перешла реку Иордан, как по суше. Она практически не нуждалась в трапезе и в еде, имела дар предвиденья, прозорливости, не учась, знала Священное Писание.

Даже тогда когда преподобная жила греховной жизнью, ее сердце обладало качествами, благодаря которым Господь призрел ее. Ее сердцу было присуще неравнодушие. Отправляясь для греховного дела в Иерусалим она даже не подозревала, что встретится там со Христом. Это произошло, когда она не смогла зайти со всеми в Иерусалимский храм. Ее не пускала невидимая сила. Преподобная Мария сразу поняла, что Господь призывает ее. Наверное, многие на ее месте не заметили бы этого, и стали бы, во что бы то ни стало пытаться преодолеть эту невидимую силу.

Сколько людей, дорогие братья и сестры, людей приходит в храм, чтобы решить собственные проблемы. Но столкнувшись, с той или иной трудностью, даже не подозревают, что, ни люди, ни обстоятельства, останавливают нас, а Бог. Господь обращается к нашему сердцу и подвигает его покаянию к исправлению. Попытавшись несколько раз войти в храм, преподобная стала задаваться вопросом: «А что же не пускает ее?». И сразу поняла, что ни люди, ни узкие двери, ни толпа, не пускают ее в храм Божий, а грехи. Сила Божия не допускала грешницу прикоснуться к святыне. Тогда Мария стала молиться, каяться и просить у Бога прощение за всю свою жизнь. Буквально за одно мгновение она поняла, что жизнь ее переполнена грехом, страстью, пороком. Далее мы видим, что Господь допускает ее войти в храм, облобызать Крест. Но, посмотрите, в ее сердце кроме неравнодушия и ревности, вселяется еще и благодарность. Она тут же возвращается в притвор к той иконе Божьей Матери, перед которой молилась и говорит: «Все теперь жизнь моя принадлежите Тебе! Теперь Ты сама веди меня!».

Мы часто просим, чтобы Господь даровал нам счастья и здравия, утешил нас. Нельзя сказать, что Господь не помогает нам. Господь всех нас любит. Но, к сожаленью, мы забываем благодарить Бога. Это не значит, что мы плохие люди. Человеку свойственно забывать не только злое, но и хорошее.

Очень часто, братья и сестры, человек жалуется, что не получается у него ничего: ни молитва, ни пост, не получается трезвиться и видеть свою греховность. И снова, и снова человек начинает вставать после падения и греха, снова падает и начинает унывать: почему же ничего не получается? Но ведь трудно поспорить с тем, что не многие из нас обладают ревностью, которой обладала преподобная Мария Египетская. А ведь уйдя в пустыню, как говорит житие, святая семнадцать лет боролась со своими страстями, как с дикими зверями. На протяжении долгих лет святая смущалась блудными и скверными помыслами. Она вспоминала те грехи, которые она совершала в Египте. И только спустя годы тяжкой борьбы и подвига, она наконец-то получила облегчение. Но и после этого она усердно трудилась еще много лет.

Человек может стать святым только тогда, когда трудится изо дня в день, подвизается и не ленится. Нет ничего удивительного в том, что многое не получается у нас. Чтобы исполнить долг христианина нельзя жить духовной жизнью время от времени. Каждый день и в храме, и дома, и когда трудимся, и когда отдыхаем, и с хорошими людьми и плохими, везде человек должен оставаться одним и тем же – христианином. Конечно, дорогие братья и сестры, это очень трудно, но время, которое сейчас мы переживаем, время Великого поста, как нельзя лучше, чтобы снова и снова встать на этот путь, вспомнить свои грехи и ошибки и попросить у Бога прощение.

Мы часто задумываемся о высоком, а забываем подчас о том, что человеку нужно начинать с малого. Просто пытаться прощать ближних, любить, уважать их, помогать нуждающимся в помощи. Вот с таких элементарных вещей и начинается духовная жизнь.

Мне вспоминается высказывание одного священника о том, как в семье между супругами сохранить взаимную любовь, уважение и смирение. Священник ответил, что к супружеству необходимо относиться как к двоичной системе, конечно же, в переносном смысле. Муж – пусть будет единица, а его жена – нулем. Но, если их поставить вместе: мужа на первое места, а супругу на второе, то получится цифра 10. Это тот бал, который выставят семье за ее труд и подвиг. А если жену переставить не первое место, то получится 01. Такой бал эта семья и получит. Если мы хотим, чтобы нас хорошо оценивали и не только люди, но и Господь, то должны быть каждый на своем месте. Мы должны взаимно уважать друг друга: старшие благословлять младших, младшие слушаться старших, смиряться и терпеть.

Апостол Павел пишет: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». (Еф. 5, 33). Но мы очень часто помним, ни о своих обязательствах. Мы спрашиваем у Бога: «Почему нас не слушают, не уважают?» А Господь ведь не говорит, что нас будут любить. Он говорит: «Вы любите. Вы терпите». Духовная жизнь всегда должна быть направлена не в нашу сторону, а с нашей стороны по отношению к ближним.

Сегодня, в пятый воскресный день Великого поста, когда совсем немного осталось до Пасхи, мы слышим Евангелие о том, как Христос со Своими учениками приближается к Иерусалиму. Христос говорит им о том, что в Иерусалиме Он будет предан в руки грешников. Над Ним будут издеваться, Его предадут на распятие. В то же время мы наблюдаем спор апостолов Иакова и Иоанна, которые желали сесть по правую и левую руку от Христа во Царстве Его. Они вели себя как обычные люди, во всем нам подобные. Даже находясь рядом со Христом, Богочеловеком, все равно думали о человеческом.

Совершая память преподобной Марии, и готовя нас к входу Христа в Иерусалим, Церковь напоминает нам, что мы должны искать ни славы, ни положения, ни духовных даров. Мы должны искать, прежде всего, спасения. Мы должны постоянно приносить Богу покаяние, стараться, трудиться, служить ему. Именно за этим мы и идем в Иерусалим за Христом. Ведь Господь пришел на землю, чтобы спасти человека.


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,

29 марта 2015 года




Оставить комментарий
Поделиться в: