Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, в день памяти мученика Акиндина

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Евангелие предлагает нам повествование о том, как Господь наш Иисус Христос, переправившись со Своими учениками на восточный берег Генисаретского озера, пребывает в пределы города Гадары. На другом берегу Христа с учениками встречает человек, страдающий беснованием. «И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом» (Мк. 5, 2) Этот бесноватый был настолько свиреп, что никакие узы и оковы не могли сдержать его. «Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями» (Мк. 5, 3). Точнее, этот бесноватый жил не в гробах, а гробницах. Древние иудеи хоронили своих покойников в специальных пещерах, куда помещали обвитые в плащаницу тело и закрывали камнем. Через год гробницу открывали, кости покойника перемывали специальным составом с водой и вином. Затем их складывали в сосуд и относили в отдельное помещение. За столетия в этом помещении собирались останки всех членов семьи.

Вот в таких пустых гробах и жил этот бесноватый человек. Он страдал и очень мучился. Потому что только по мнению неверующих людей враг рода человеческого может дать какое-то счастье, плотское удовлетворение и богатство. На самом же деле это далеко не так. Кроме ненависти и зависти дьявол больше не испытывает никаких чувств к человеку.

Беснование – это тяжелейшая болезнь, которая посылается человеку, прежде всего, по гордости. Мы знаем также случаи, когда по промыслу Божию, беснование посылается человеку не в наказание, а как испытание. И пример тому – ученик преподобного Серафима Саровского – Николай Александрович Мотовилов, который был подвергнут этому недугу не за свои грехи, а чтобы на нем исполнилась слава Божия. Также и этот бесноватый пострадал и промучился некоторое время для того, чтобы Господь явил через него Свою славу и волю Божию.

Бесноватый, увидев Господа, прибегает и падает перед ним на колени. И бесы, которые находятся в нем, говорят: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня» (Мк. 5, 7). Господь пожелал исцелить страдающего. «Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5, 8). Бесы же стали просить Христа, чтобы Он не посылал их в бездну: «Пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» (Мк. 5, 12). Стадо свиней паслось рядом при горе, на которую и вышли бесы. «Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мк. 5, 13). Бесноватый же, придя в себя, решил пойти за Господом. «Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Мк. 5, 19).

В этом Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, нам открывается понимание того, что такое забота Бога о человеке и что скрывается под мнимой заботой врага рода человеческого. Очень часто дьявол посылает какие-то мысли человеку, наставляет его. На самом деле им руководит зависть, ненависть и желание погубить человека.

Здесь, братья и сестры, открывается, что ничто и никто не может повелевать в этом мире кроме одного Бога. Враг рода человеческого не имеет никакой власти над человеком. Без повеления Божия бесы, которых был легион в страдающем человеке, не смогли войти даже в свиней. Враг рода человеческого ничто по сравнению с Богом. Он никогда не может причинить человеку боли и навлечь беду. Это возможно лишь тогда, когда мы сами открываем свою душу и сердце для того, чтобы туда вошел сатана. Совершая те или иные грехи, ту или иную неправду, человек открывает врата своего сердца и пускает туда дьявола. И уже только после этого, он начинает мучить и причинять человеку страдания.

Удивительна, братья и сестры, реакция людей, ставших свидетелями этого чуда – погибшего в морской пучине стадо свиней. Жители Гадары стали просить Господа покинуть их пределы. «И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (Мк. 5, 17). С одной стороны они были поражены этим чудом, а с другой стороны досадовали от того, что погибло их имущество, что Господь, пришедший их спасти, доставляет им некие траты, приносит разорение.

Этот евангельское повествование, дорогие братья и сестры, для любого христианина может открываться в трех аспектах. Первый – это, конечно же, забота Бога о человеке. Часто мы воспринимаем Бога, как Духа, великого чудотворца, но настолько далеко находящимся от нас, что человек часто забывает о существовании Христа. Нам кажется, что Господу нет дела до наших повседневных нужд и забот. Иногда даже люди ропщут: «Господи, почему ты не слышишь меня? Почему тебе нет дела до моих бед и болезней?». Но ведь это совсем не так. Господь, совершая проповедь, наставляя людей, переплывает через озеро, приходит в этот город только лишь для того чтобы исцелить одного человека. Освободить его от демонского беснования, от этого страшного недуга. Господь проявляет о нем заботу и истинную любовь.

Мы видим, что подобное происходит и с нами. Мы ощущаем, что Господь рядом, и Он никогда не оставляет нас, когда мы обращаемся к Нему. Да, иногда приходиться проходить через трудности, испытания, скорбь. Но Господь посещает нас и всегда рядом с нами.

Мы видим, братья и сестры, природу врага рода человеческого – бесов, которые, как я уже сказал, хотят, прежде всего, досадить человеку. Подвигая нас к тому или иному поступку, обещая нам те или иные блага, дьявол делает это отнюдь не от любви, не потому что беспокоится о нас, а потому что завидует. И когда мы поддаемся на то или иное искушение, когда мы совершаем тот или иной грех, то очень быстро приходит разочарование и понимание того, что мы обмануты.

Кто-то из святых отцов сказал о том, что дьявол, искушая человека на тот или иной грех, всегда рисует образ Бога, как доброго отца, готового принять нас после покаянием. Но как только человек оступится и совершит греховный поступок, тот же самый враг рода человеческого выставляет Господа, как карающего судью и говорит: «Нет тебе больше прощения!» И человека посещает отчаяние, уныние и печаль. Дьявол ненавидит человека. На примере свиного стада мы можем увидеть, что он смог бы сделать с нами, если на то было бы Божие повеление. Если бы Господь отступил от нас, то Его ненависть выразилась бы, наверное, в страшных поступках.

Но мы видим, братья и сестры, и третий аспект – это отношение людей к своему Спасителю. Люди, которые увидели явное чудо, видя перед собой Христа, просят уйти Его. В нашей повседневной жизни постоянно случается нечто подобное и среди неверующих людей и, к сожалению, среди людей верующих. Сколько наших братьев и сестер делают вид, что не существует ни Церкви Божией, ни Господа в нашей жизни. Они пытаются всячески спрятаться от Божьей воли, от участия Христа в их жизни. А почему? А потому что это требует от нас, братья и сестры, труда и подвига. Ведь мало сказать: «Господи, я верю в Тебя!» Нужно еще и пойти за Христом, и попытаться перестроить свою жизнь в соответствии с Божьими заповедями. А это связано с трудом, подвигом и лишениями, а бывает и со скорбями. И случается, что человек не готов пойти этой дорогой и полагается, к сожалению, на какие-то материальные блага, не может решиться на подвиг.

Случается это, братья и сестры, и в церковной среде. Когда мы настолько привыкаем к повседневной жизни, к тому, что в воскресенье мы посещаем храм, крестимся во время молитвы. Считает себя причастными к благодати и Церкви Христовой. И конечно, эта привычка к святыне, не дает нам иногда очнуться и сказать: «Господи, а что я делаю? Иду ли по-настоящему за Тобой? Готов ли я нести покаяние? Готов ли я исправляться?» К сожалению, братья и сестры, мы не всегда себя к этому понуждаем.

Евангельское чтение, которое мы сегодня слушали, дает нам возможность выбрать и подумать: «Готов ли я идти за Богом? Готов ли я слушаться Его? Или в моем сердце нет любви. Я желаю только повелевать, надмеваться, искать своего. Или же все-таки подобно Христу готов прощать ближним, заботиться о них и помогать им?» А самое главное, дорогие братья и сестры, готовы ли мы как тот самый бесноватый, увидев чудо Божие, изменить свою жизнь и рассказать об этом чуде, об этой благодати окружающим людям. Будем помнить об этом, братья и сестры, и постараемся подражать этому исцеленному бесноватому. Храни вас всех Господь!


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Покровска (Энгельса)

15 ноября 2015 г.


Оставить комментарий
Поделиться в: