Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Сретения Господня после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Тихон! Дорогие братья сей обители! Дорогие братья и сестры!
Сегодня великий двунадесятый праздник Сретения Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Я рад, что мы встречаем этот праздник в Сретенском московском монастыре. И хотя этот монастырь учрежден в честь иного сретения — Владимирской иконы Божией Матери, избавительницы Москвы, но и в библейской истории, и в нашей средневековой русской истории одна и та же идея, одна и та же истина. Я хотел бы об этой идее, об этой истине поразмышлять.
Встреча в Иерусалимском храме была неслучайной. Ведь мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и Анной. Но разве только они были в храме? Всегда в Иерусалимском храме было множество народа. Не знаем, сколько — десятки или сотни, а может быть, и больше. Эти люди приходили в храм для того чтобы помолиться, принести жертву или просто поговорить, потому что храм был самым важным местом для иудейского народа. Но никакой встречи не произошло для десятков, сотен или, может быть, даже тысяч людей, которые были там и проходили через этот храм. То была неслучайная встреча неслучайных людей.
Мы знаем, что речь идет о праведном Симеоне и Анне Пророчице, которые всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте и молитве. Состояние их души было таково, что они могли встретиться со Христом и с Его Пречистой Матерью в отличие от всех остальных, включая, может быть, первосвященника и священников, левитов и огромное количество паломников.
Встреча с Богом — это состояние души. Именно поэтому мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса с праведным Симеоном и с благочестивой Анной, уже в то время именовавшейся пророчицей. А если спросить на улице какого-нибудь человека: «Вы с Богом встречались?», он не поймет, о чем вы его спрашиваете. И если у верующих людей спросить: «А вы с Богом встречались?», многие тоже не поймут этого вопроса. Потому что встреча с Богом есть особое состояние души.
А когда, как и при каких условиях человек может встретиться с Богом? В первую очередь — в молитве. Если молитва искренняя, сердечная, покаянная, если молитва переворачивает сердце, если вдруг неожиданно у мужественного человека слезы на глазах появляются, то это значит, что в момент этой сокрушенной покаянной и сильной молитвы его состояние души стало таким, что Бог мог прикоснуться к ней. Потому что подобное, как говорили древние, познается подобным и в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4).
Но только ли в молитве совершается эта встреча? Иногда с человеком происходит удивительная внутренняя перемена от созерцания красоты окружающего его мира, от созерцания гармонии бытия, которая выражается в том числе и в человеческом творчестве. Мы знаем потрясающие, не оставляющие человека безразличным произведения искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, когда кажется, что взирая на дивные и гармоничные формы и на глубочайшее гармоничное содержание, как то бывает в литературе и в поэзии, соприкасаешься с иным миром. Что это такое — заблуждение, а быть может, прелесть? Совсем нет, потому что Бог есть гармония. И Богу было угодно закон гармонии положить в основе бытия Вселенной, космоса. И, начиная от элементарных частиц до макрокосмоса, везде этот закон гармонии.
Казалось бы, какое еще нужно доказательство бытия Божия? Если все произошло случайно, то должен быть закон хаоса, безобразия, случайностей. А случайности всегда сталкиваются друг с другом, и результаты этих столкновений могут быть очень разрушительными. Но ничего не разрушается, а если и разрушается, то по вполне логичным причинам. Весь космос существует в удивительном гармоничном сочетании. Это хорошо понимают ученые. А простые люди, взирая на красоту Божиего мира, на сочетание единых красок, на это волшебство, а лучше сказать, Божественное чудодейство, разве не встречаются с Богом? Мы видим, мы чувствуем Его.
Но совершенно особым образом наша встреча с Господом происходит в момент святой Евхаристии, когда с раскаянным сердцем, с чистыми помыслами, примиренные с окружающими нас людьми, особенно с теми, с кем мы были в конфликтах, мы подходим к Святой Чаше и чувствуем, как благодать Божия — не самовнушение, не пение хора, не красота внешняя, но невидимая Божественная сила — прикасается к нашему сердцу. А все остальное — и пение, и внешняя красота — как бы подхватывают эту удивительную встречу нашего сердца с Богом.
Сегодня мы вспоминаем о Страшном Суде. Это воскресенье называется Неделей о Страшном Суде, и Евангелие читалось о Страшном Суде. Так вот, наша встреча с Богом, которая будет уже не предметом веры, а предметом нашего знания, состоится именно тогда. И как праведный Симеон и пророчица Анна из многих удостоились подлинной встречи с Господом, так и мы не всегда, не каждый день, и далеко не все, сподобляемся встречи с Господом в молитве, через созерцание красоты мира или в Таинствах. И той встречи с Богом сподобиться сможет не каждый, потому что подобное познается подобным. И до конца наших земных дней Господь дает нам возможность таким образом устроять свою жизнь, чтобы быть способными встретить Его не только мимолетно в этой земной жизни, но и в вечности, войдя в великую Божественную славу и получив великий дар вечной жизни с Богом.
Пусть предстоящий Великий пост поможет нам и пережить мимолетные встречи с Господом, и укрепиться в мысли о том, что только изменением своей внутренней жизни, обретением пред Богом оправдания и прощения грехов, мы сподобимся вечной встречи со Христом в веке грядущем. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
16 февраля 2015 г.