Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения Кирилло-Мефодиевского храма при Саратовском государственном университете
25 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Саратовскую митрополию совершил чин малого освящения храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, на территории Саратовского государственного университета. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Лонгин! Уважаемый Михаил Викторович, полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе! Уважаемый Валерий Васильевич, губернатор Саратовской области! уважаемый Леонид Юрьевич, президент университета! Дорогие отцы, братья и сестры!
С особым чувством я совершил сегодня малое освящение этого храма. Леонид Юрьевич напомнил, что история его создания была непростой. Я познакомился с этой историей несколько лет тому назад, когда и до меня стали доходить различные тревожные слухи о том, что кто-то, апеллируя к очень искусным, а лучше сказать ? искусственным аргументам, пытался помешать этому доброму делу. И когда стало известно, что храм построен и мой визит будет связан, в том числе, с освящением этого храма, возрадовался душой. И вот почему.
В истории человечества было не только много прозрений, научных открытий, но было и много заблуждений. И чаще всего эти заблуждения, поражавшие человеческое сознание, были интеллектуальными заблуждениями. Когда изучаешь историю мысли, историю философии, то видишь, как иногда общий культурный контекст определял развитие мысли и заводил эту мысль в тупик. Вот и основной вопрос философии о том, есть высшая сила или нет, много раз штурмовался человеческим сознанием. Ответы на этот вопрос нередко определялись эпохой, уровнем знаний, опытом, господствующими идеями и т.д. И в какой-то момент человечеству показалось, что, если все можно сосчитать, проверить опытом, то есть ли место в этой картине мира для Бога. И возникло такое явление как позитивизм. Существует то, что только можно показать, пощупать, что подвергается испытанию нашими чувствами и что можно рационально описать. А если невозможно пощупать, потрогать и убедиться, то такого вовсе и не существует.
Мы знаем, что якобы торжество этой позитивистской идеи было в XIX веке, когда и началось постепенное вытеснение веры из сознания людей и жизни обществ. И многим казалось в начале XX века, что человеческая цивилизация, несомненно, достигшая больших побед и очень важных результатов, в том числе и в науке, сумеет в XX веке на гребне этих научных знаний построить мирное справедливое процветающее общество, в котором, конечно, не будет места никакому Богу, Которого пощупать нельзя. И мы знаем, что XX век на гребне научного и технологического развития и успехов стал самым страшным и самым кровавым веком в человеческой истории.
Были удивительные попытки построить без Бога могучее и справедливое общество, в том числе и в нашей стране. И почему-то ничего не получилось. И казалось, пройдя тяжкими испытаниями XX века, уж наш-то народ, до конца испивший чашу страданий из-за этого богоотрицания, из-за этого отделения духовного от материального, многому научился и никогда не повторит своих ошибок. Но удивительным образом люди, быстро забывая прошлое, еще и еще раз повторяют свои ошибки.
Вот и сегодня многим кажется: ну как же в век компьютеров, а раньше говорили «в век электричества», как же можно верить в Бога? Можно, потому что Бог ? это не фантазия, Бог ? это реальность. Вера в Бога есть не просто умозрение, она основывается на реальном опыте. И много раз я об этом говорил: не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к небу, если бы небо не отвечало. Никакие мифы не способны выдержать огромные испытания, которые пережило человечество в течение тысячелетий, отделяющих нас от рождения нашей веры.
Именно в XXI веке, впитав в себя весь драматизм XX века, мы можем сказать, что подлинное гуманистическое развитие личности невозможно с опорой лишь на материальную сторону бытия. Знания могут приводить к страшным последствиям. И чем больше сил в руках человека, тем больше потребность в этой гуманизации. Никакими человеческими силами гуманизировать личность невозможно, как показывает опыт истории. Человек способен духовно развиваться, способен нравственно возвышаться тогда, когда есть высшая правда и высший авторитет. А если нет высшей правды, то как же отличить добро от зла, а правду от лжи?
Вот почему нужно, чтобы при университете был храм. Вот почему так важно, чтобы ученые, которые постигают тайны физического бытия и создают научные идеи, на основании которых строятся технологии, в нравственном состоянии были не менее развиты, чем в интеллектуальной сфере. Потому что без Бога, без сильного и яркого нравственного чувства не может быть подлинного прогресса человечества.
Благодарю всех, кто потрудился при строительстве этого храма, кто преодолел искушения и трудности. И сегодня мы имеем возможность все вместе помолиться здесь, на территории знаменитого Саратовского университета, создание которого связано с именем царя-страстотерпца Николая II, и который сегодня входит в число двадцати лучших университетов России. Дай Бог, чтобы этот храм помогал пытливым и талантливым, постигая тайны бытия, одновременно постигать и тайны духовной жизни, чтобы нравственное чувство всегда было способно уравновесить возможные ошибки, происходящие в процессе познания этого мира. <…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
24 мая 2015 г.