Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя
28 апреля 2016 года, в Великий Четверток, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с великим праздником — с Великим Четвергом. Этот день приравнивается по своему значению и торжеству к двунадесятым праздникам, потому что его установлено отмечать в честь совершенно особого события — учреждения Таинства Святой Евхаристии Самим Господом и Спасителем нашим.
Угодно было Господу накануне Его страданий силой Божественной явить то, что невозможно было сделать по человеческому естеству. Он благоволил, чтобы силой Его Духа в Церкви постоянно актуализировалось то, что Он совершил ради спасения человечества, — в первую очередь, Его страдания, крест, Воскресение, Вознесение, одесную Отца седение, Второе и Славное паки пришествие.
А что значит актуализируются события, которые были в древности или которые еще не наступили? Это означает, что Божественной силой каждый, кто имеет возможность вступить в памятование об этих событиях, становится их соучастником — не наблюдателем, не зрителем, а реальным соучастником. Именно для того, чтобы было так, Господь учреждает Церковь — общину верующих, которая именуется Телом Его и которая существует, действует силой благодати Святого Духа, пришедшего в мир через смерть и Воскресение Спасителя. Именно силой Божественной, а не человеческой мы, люди XXI века, собираясь в храмах Божиих и совершая Святую Евхаристию, становимся соучастниками и Тайной Вечери, и страданий, и крестной смерти, и Воскресения Спасителя, и даже того, о чем не знаем, ибо это нигде не описано, — таинственного седения Спасителя одесную Бога в вечности, а также Его Второго и Славного пришествия.
В этом смысле Церковь, которая принадлежит к конкретному времени и месту, — это мы с вами, живущие в Москве и собравшиеся сегодня для совершения Евхаристии в Храме Христа Спасителя. Мы, по-человечески живущие и молящиеся здесь, силой Божественной преодолеваем пространство и время, а лучше сказать, выходим за всякое пространство и за всякое время и, не покидая наше физическое естество, входим в реальное соприкосновение со всем, что Господь сделал для нас, — и с Тайной Вечерей, и со страданиями, и со смертью крестной, и с Воскресением, и с Вознесением, и даже с тем, что, как уже сказано, находится за пределами исторического знания — с Богом, пребывающим в вечности, с прославленным Сыном, одесную Его сидящим, и с Его Великим вторым пришествием.
В течение Святой Четыредесятницы мы много размышляли о путях духовной жизни человека. Мы говорили о грехах и страстях, о том, как святые отцы, подвижники на основании Слова Божиего, своего опыта, опыта предшествовавших им поколений святых людей учат нас преодолевать грех, концентрируя свою волю, свои чувства, свой разум, укрепляясь в молитве, покаянии, доброделании, исповедании грехов. Эти размышления сопровождались для многих из нас частым посещением храма, молитвой, исповедью, Причастием Святых Христовых Таин. А некоторые прилагают огромные усилия, отказываясь принимать пищу даже в рамках разрешенного постом, посещая богослужения утром и вечером, или, как, например, на Святой Горе Афон, уходят на 40 дней в пещеры, пустыни, скиты, чтобы удалиться даже от общежительных монастырей. Это древняя традиция, хорошо нам известная из повествования о подвиге святой Марии Египетской. Вот и сейчас некоторые, может быть, не столь строго, как в древности, проводят так Великий пост, напрягая свои волю, силы, чувство, разум, чтобы победить грех и встать на путь спасительной жизни.
Однако без Бога все эти подвиги ни к чему бы не привели, потому что, как ни напрягай силы, греха в себе собственными силами не победишь. Ибо источник греха — диавол, а он сильнее человека. Всякая аскеза, исходящая от человека, тем более внерелигиозная, к которой иногда прибегают современные люди, в том числе с целью поправить здоровье, неспособна произвести глубокое внутреннее преобразование личности, потому что лишь Бог в ответ на наш малый подвиг молитвы, покаяния, доброделания способен дать нам Свою силу, протянуть Свою спасающую десницу. И Он нам действительно ее протягивает, когда мы соединяемся с Ним, когда становимся реальными соучастниками Его земной жизни, Его страданий и Воскресения в Таинстве Святой Евхаристии.
Вот почему без Причастия не может быть спасения человека. Иногда люди раздражаются на самих себя, говоря, что приходится исповедоваться в одних и тех же грехах и нет силы эти грехи преодолеть. Так и не будет силы, если не будет силы Божией, ибо только она преодолевает наш грех, испепеляет наши беззакония, вразумляет и поддерживает нас в те моменты жизни, когда мы вдруг сознаем необходимость воздержаться от злой мысли, от греховного поступка. Нам не хватит собственных сил, и уповать на них не надо. Исторический опыт показывает, что диавол сильнее человека. Но когда мы причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых, когда мы входим в общение с Триипостасным Богом, когда неведомой для нас силой Господь через вхождение в нашу плоть и нашу душу делает нас сопричастниками Его Божественной жизни, — вот тогда мы обретаем силы побеждать грех и устремляться ко спасению.
К сожалению, чаще всего бывает так, что особое благодатное духовное состояние, которое посещает нас после Причащения, достаточно быстро улетучивается, особенно в соприкосновении с внешним миром. Вышли из храма, встретились с кем-то, куда-то пошли, начались разговоры, и очень часто мирская обстановка ослабляет внутреннее духовное напряжение. Об этом хорошо знали святые отцы, подвижники, и во многих святоотеческих писаниях содержатся указания на то, что мы должны особо бдительно охранять свой внутренний мир после Причастия Святых Христовых Таин. Здесь уже нужны наша собственная сила и наша воля, и потому давайте проследим за самими собой, на какую временнУю дистанцию мы можем рассчитывать, с тем чтобы сохранить внутреннее благодатное состояние, даруемое нам в Святой Евхаристии. Здесь именно та область, в которой мы должны прилагать свои человеческие силы, и да поможет нам Господь входить в общение с живым Богом через великое Таинство Церкви — Таинство Святой Евхаристии, делая всё, что мы можем по-человечески совершить, преодолевая свой грех и свою неправду, надеясь на то, что не своей силой и не своим разумением, но силой Божией мы обретем прощение грехов и жизнь вечную. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
29 апреля 2016 г.