Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Никольском Морском соборе в Кронштадте
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня перед мощами святого праведного Феодора (адмирала Ушакова) мы совершили молитву об Отечестве нашем, о воинстве и сугубо — о Военно-морском флоте. Адмирал Ушаков внес решающий вклад в созидание не только российского флота, но и того, что можно назвать его духовной атмосферой. Будучи человеком глубоко верующим, молясь перед каждым сражением, он чудом не потерял ни одного корабля, хотя сражения были жестокие — с врагом, во много превосходящим по силе русскую флотилию. Адмирал Ушаков возлагал все свое упование на Бога и в глубокой вере воспитывал русский флот — это и является его особым вкладом в созидание Военно-морского флота России и укрепление державы Российской.
Пример адмирала Феодора Ушакова должен сегодня развеять всякие сомнения у сомневающихся, у скептиков, у людей, зараженных религиозным релятивизмом или вообще не думающих о вере. Господь по-разному являет Свою силу, и через праведного Феодора Он особым образом явил силу нашему воинству. Не бывает так, чтобы в сражениях не было потерь, особенно во времена, когда суда подходили почти вплотную и палили из всех пушек. В этой смертельной дуэли не могло не быть поражений, но у адмирала Феодора Ушакова их не было. Никаким полководческим талантом объяснить это невозможно, да и сам адмирал никогда не объяснял свои победы собственными знаниями или опытом. Он был человеком удивительной жизни, исключительно скромным. Он жил, как монах, и все, что имел, отдавал флоту, Родине и Церкви — и жалование, и время, и силы, и всю свою жизнь. И неслучайно в новейшее время в народе нашем, в Церкви возникло движение за прославление адмирала Феодора Ушакова в числе святых земли Русской. В самом начале этого процесса не все считали возможным прославить адмирала как общецерковного святого — всегда в больших делах есть разномыслие и дискуссии. Но для того чтобы никакое разномыслие, никакие дискуссии этот процесс не остановили, святой Феодор был включен в лик местночтимых угодников Божиих в Саранской и Мордовской епархии, где погребены его останки.
Поэтому, говоря о прославлении адмирала Ушакова, никогда не следует забывать особую роль Саранской епархии, и я хотел бы особенно отметить личный вклад владыки митрополита Варсонофия. Может быть, неслучайно, владыка, Вы были переведены из Саранска на Петербургскую кафедру. Я никогда не думал об этом, но сегодня во время службы мне пришла в голову такая мысль: не святой ли Феодор, молитвами своими пред Престолом Божиим, пригласил Вас взойти на Петербургскую кафедру? Я хотел бы пожелать Вам, владыка, крепости сил, помощи Божией, мудрости в управлении церковной жизнью северной столицы России.
Но сегодня мое особое слово ко всем морякам. Впервые в новейшей истории России мы празднуем День Военно-морского флота так, как сегодня. Здесь, в Кронштадте, и в Санкт-Петербурге совершается военно-морской парад, в котором участвуют представители всех флотов. Это общее военно-морское празднование, и как замечательно, что оно началось с Божественной литургии в возрожденном соборе святителя и чудотворца Николая перед мощами святого праведного Феодора (адмирала Ушакова)! И если так будет и дальше, если мы, подобно адмиралу Ушакову, будем соединять свою веру, искреннюю надежду на Бога со своими знаниями, опытом, мужеством, любовью к Родине, то будет непобедим не только флот наш — непобедимой будет вся Россия.
По милости Божией мы дожили до времени, когда мы все вместе — Церковь, Вооруженные силы, общество наше — празднуем в храме и память святого Феодора (адмирала Ушакова), и день Военно-морского флота. Мы знаем, что разделения существуют везде, в любом человеческом сообществе. Именно об этом учил сегодня апостол Павел, обращаясь к нам своими словами о том, что он молит братьев, живших в Коринфе, сохранять единство (1 Кор. 1:10-18). Но когда мы говорим о сохранении единства, мы должны понимать, о чем идет речь. Нельзя сохранять единство в вопросах второстепенных, потому что тогда человек потеряет всякую свободу, он будет вынужден делать то, чего делать не хочет. У каждого есть свой взгляд на жизнь, свои привычки, свой уровень культуры. Мы очень отличаемся друг от друга, и требовать единства во всем невозможно. Именно поэтому в послеапостольское время, в глубочайшей древности, святой Викентий Леринскийдал прекрасную формулировку, которая помогает каждому понять, что означает хранить единство. Он сказал так: в главном и основном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь. Вот если мы научимся из всего того, что окружает нас, выделять главное — для каждого из нас, для сохранения нашей национальной жизни, для сохранения свободы и независимости нашего Отечества, для сохранения нашей веры, — и если, вычленив это главное, мы будем едины, то во всем остальном мы обретем свободу, без которой человек превращается в раба.
Сочетание единства и свободы реализуется, в первую очередь, через нашу веру. Можно запутаться в философских понятиях, в разного рода политических учениях, но если мы точно знаем, что от нас требует Бог, то мы всегда умом и сердцем поймем, в чем мы все должны быть едины, и никакая пропаганда, никакие иные взгляды, навязываемые прямо или прикровенно, не сумеют поколебать подлинного единства нашего народа. Но мы должны также помнить недавний опыт нашей страны, когда власть пыталась обеспечить единство в вопросах второстепенных и подстригать всех под одну гребенку. Сегодня мы имеем возможность быть свободными и одновременно сохранять единство в самом главном.
Ну и, наконец, «во всем остальном — любовь», потому что в равенстве тоже могут быть конфликты. Равенство может порождать здоровую или нездоровую соревновательность, что мы сегодня и видим и в бизнесе, и в политической жизни. Когда люди открыто соревнуются друг с другом, это вызывает уважение. Когда прибегают к негодным средствам, когда желают гибели другому, тогда нет никакой свободы, а только «свобода» волчьей стаи, которая может привести к уничтожению. Но если мы свободу наполняем любовью, то есть христианским образом жизни, то свобода всегда остается свободой. Человеческие изъяны и наши слабости покрываются любовью, потому что Сам Бог есть любовь, — когда мы с любовью относимся друг ко другу, когда мы умеем прощать, когда мы умеем поддержать, когда мы умеем по-настоящему дружить друг с другом, как это часто происходит в Вооруженных силах. Без внутреннего сердечного расположения все это невозможно. Из-под палки невозможно дружить, из-под палки невозможно созидать благополучное общество. А любовь способна помочь нам хранить единство в главном и оставаться свободными во второстепенном, и если любовь пронизывает жизнь человека и общества, то такая конструкция, Богом благословенная, не может быть разрушена никакими дьявольскими наваждениями, никакими провокациями, никакой пропагандой, потому что конструкция, которую Сам Бог определил для счастливой жизни человека, непобедима и несокрушима.
Пусть Господь хранит державу Российскую, наш Военно-морской флот и весь наш народ. А Господь будет хранить, если мы будем хранить веру и доверие к Нему в наших сердцах. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
30 июля 2017 г.