Заметить необычное в обычном
Энергии и жизнелюбию моей собеседницы можно только позавидовать. Директор воскресной учебно-воспитательной группы «Школа радости», прихожанка храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска, неутомимый организатор многих творческих, ярких мероприятий, мама троих детей – все эти послушания Юлия Антоновна Титова несет действительно с радостью. Возможно ли научить наших современных детей следовать традициям, которые забыли даже их бабушки? Что помогает сделать урок интересным, а общение живым? Об этом и многом другом наша беседа.
– Юлия Антоновна, расскажите, пожалуйста, с какого времени к Вам пришло решение воспитывать собственных детей в православной вере?
– Когда моим старшим дочерям было лет пять-шесть, я пришла в храм. В то время считала себя «продвинутым» педагогом, знала все методики Монтессори, Глена Домена. Но сердцем чувствовала – все это чужое. А вот попав в храм, поняла, что истина здесь. И детей нужно воспитывать здесь. Дочерям было интересно в храме, мы вместе участвовали в организации пасхальных и рождественских праздников. Потом на уроки в воскресную школу стали ходить.
– Какие сложности возникали на этом пути?
– Главная сложность – собственная лень, инертность. Но я поняла, что если сейчас не научу детей чему-то хорошему, то обязательно найдется кто-то, кто научит плохому. Был, конечно, и переходный возраст, когда дети из упрямства порой отказывались идти в храм. Но потом они сопротивляться перестали, и все наладилось.
Благодаря советам и поддержке настоятеля нашего храма отца Александра Милованова все шло довольно гладко. Что-то в нашей жизни появлялось новое, от чего-то отказались довольно легко, к примеру, от бурного празднования Нового года.
– Со временем из прихожанки Вы превратились сначала просто в педагога, а потом и в директора воскресной школы. Отношение к воспитанию детей в традициях Православия изменилось?
– Конечно, изменилось многое. Прошла горячность, желание изменить все и сразу. Приходит опыт, понимание процессов, которые происходят с детьми в момент взросления, да и само отношение к воспитанию. Приходит рассудительность, спокойствие. Хотя при этом нужно быть очень креативной, мобильной, иначе детям на уроках будет просто не интересно.
– В повседневной жизни своей семьи удается применять православные традиции, или они остаются в классе?
– Если они останутся только в классе, в этом смысла нет. Наоборот, хочется поделиться личным опытом с родителями воспитанников школы: «Смотрите, это работает!»
– О традициях – Вы уже не в первый раз участвуете в Покровских образовательных чтениях. В одном из своих выступлений Вы делились с коллегами своим опытом преподавания по методике Анастасии Алексеевны Абрамовой. Как Вы открыли ее для себя?
– Когда лет пять назад в нашей воскресной школе организовали группу для дошкольников, никто не хотел в ней преподавать: дети шумные, их много, твердой программы нет. В этот момент мне случайно попала в руки книга А.А. Абрамовой «Введение в традицию». Мне ее вручил отец Андрей Аскаров, который на тот момент был настоятелем нашего храма, со словами: «Посмотрите, мне кажется, здесь много интересного». Посмотрела и поняла, что более целостного подхода к детям я не встречала нигде. А поскольку младшей дочери было пять лет, и ее тоже нужно было водить на занятия, я стала вести эти уроки.
Господь дал помощников, силы для того, чтобы воплотить все эти замечательные идеи в жизнь. Ведь по программе требуется достаточно большая подготовка к каждому занятию, и в одиночку сделать это было бы сложно. Кто-то из родителей, бабушек шил куклы, кто-то декорации делал для сказок, кто-то рукоделие готовил. Им очень нравится помогать, оказалось, что эти занятия важны не только для детей. Я попросила родителей написать, что для них значит посещение этих занятий. И одна мама написала: «Такое ощущение, что приходишь в себя после амнезии или летаргического сна. Вспоминаешь то, что всегда знал, но по чьей-то злой воле забыл. Народные традиции и обычаи обретают глубочайший смысл. Начинаешь гордиться своей страной, культурой, языком, историей!»
– Часто нестандартные методики очень зависят от личности их автора. Получается ли воспроизводить опыт культуролога Анастасии Алексеевны в своих условиях?
– Культурологом мне пришлось стать, потому что Анастасия Алексеевна очень высоко подняла планку. Она с детьми говорит на такие высокие и сложные темы, причем на их языке, и чтобы дотянуть до этого уровня, надо много читать. Я не воспроизвожу ее опыт, я пропускаю его через себя и стараюсь сделать свои занятия более вероучительными. Ведь у Анастасии Алексеевны много культурологических вещей, на которые в воскресной школе просто не хватает времени. К примеру, Масленичный цикл. Он довольно долгий – от Крещения до Масленицы, и в большей степени посвящен культурным традициям. А у нас он больше посвящен подготовке к Великому посту.
– Что бы Вы сказали педагогам, которые с опаской поглядывают на этот учебник, боясь не справиться, не дотянуть до поднятой планки?
– Надо бояться только собственной лени. Если приходит решение, что это совсем другой уровень преподавания, и я буду так работать, потому что это очень интересно и дает потрясающие результаты, Бог поможет. Из тех педагогов, которые начали работать по этой методике, нет ни одного человека, который сказал бы: «Нет, у меня не получается, я брошу».
Мне очень нравится замечательный подход А.А. Абрамовой, который я также стараюсь применять: мы относимся к детям не как к чьим-то чадам, а как к чьим-то будущим родителям.
– В вашей воскресной школе за год проходит множество интересных, ярких мероприятий. Что особенно запоминается их организаторам?
– Самое яркое и чудесное – акция «Помощники святителя Николая». Каждый праздник замечательный по своему, но об этой акции дети говорят целый год. В начале сентября уже спрашивали: «А мы будем играть в этом году в помощников святителя Николая?».
Молодежи запомнились Покровские вечёры – посиделки с песнями о Богородице, народными танцами, играми. Проводили их в общеобразовательной школе. Просто спортивный зал, аппаратура и сто человек детей. Мне было очень страшно, ведь в зале старшеклассники, и я боялась, что им будет неинтересно. Но из ста человек не вышли играть всего десять человек. Все остальные танцевали, играли с упоением.
В этом году в первый раз мы провели Рождественский бал. Многие были в повседневной одежде, но я думаю, что в следующем году будет уже больше людей в платьях и в костюмах. Был танцевальный экспромт – никакой сложной предварительной подготовки. И это тоже было очень интересно – дети видели, что танцевать несложно. В каждом танце участвовали человек по семьдесят.
– А как же быть с расхожим убеждением, что молодежи ничего, кроме телефонов и Интернета, не интересно?
– Дети разные, интересы у них тоже разные. Но я понимаю, что такое времяпрепровождение очень востребовано. Они понимают – это что-то настоящее. Это не суррогат общения, а настоящее общение.
– Как жители Новоузенска относятся к таким нестандартным формам общения?
– Главная наша аудитория – дети и подростки. Поэтому очень хорошо, что мы с отцом Александром Миловановым часто бываем в школах. И дети, и родители нас знают. И знают, что плохому не научим. В воскресной школе часто проводим открытые семейные вечера, например, роспись имбирных пряников, на которые собираются много детей, родителей, бабушек. Приходит много людей и на праздничные спектакли.
– А что для детей и их родителей значит это посещение мероприятий, организованных приходом? Очередной кружок по интересам, досуговый клуб или нечто большее?
– Всякие родители есть. Есть и те, кто относится к воскресной школе как к кружку, но, как правило, они долго не задерживаются – год-два и пропадают. Основные наши помощники – те, кто понимает, для чего им все это нужно. Многие из них ходили в храм еще до появления детей. Хотя бывают исключения – ребенок пришел в храм, а за ним пришли родители.
– Кому и когда пришла идея заняться созданием мультфильмов и коротких видеофильмов?
– Идея родилась тогда, когда мы получили задание перед епархиальной олимпиадой: сделать постановку по притчам. Времени и сил готовить театральную постановку не было, решили сделать мультфильм. Нашлись ребята, которые умеют работать с аппаратурой – Илья Швейкин, Варлаам Искалиев. Мы сняли первый мультфильм про сеятеля, получилось интересно. Ребята продолжили снимать, и опять-таки неожиданно ролики получили популярность в Интернете. Варлаам пишет сценарии короткометражных фильмов, актерами в которых выступают наши прихожане. Удивительно видеть, как люди открываются с новой стороны.
– Ваша воскресная школа носит очень светлое и обнадеживающее название – «Школа радости». Вы думаете, радости можно научить?
– Я думаю, научить можно, если детям показать жизнь как величайший дар от Бога и научить радоваться каждому дню. Я часто начинаю урок с игры в Полианну. Задаю детям вопрос: «Что необычного заметили по дороге в храм?». Они быстро включаются в игру и начинают замечать необычное в обычном. Чему мы можем порадоваться сегодня? За что поблагодарить Господа? И оказывается, вокруг много поводов для радости.
– А что Вас саму радует – в храме, в школе, в Вашей деятельности?
– Смотреть, как растут дети от воскресенья к воскресенью, иногда эти изменения очень заметны. Когда дети начинают участвовать в богослужении – подпевают хору во время службы, читают, а ведь совсем недавно только свечки гасили. Радует, когда взрослые дети помогают и хотят делать что-то для других, а не только в свое удовольствие. Вдохновляет молитва, совет и поддержка духовника.
Беседовала Марина Шмелева
8 ноября 2017 г.