Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Духовный просветитель

Сегодня Казань называют третьей столицей России. Она действительно является одним из крупнейших религиозных, научных, образовательных и культурных центров страны. Отчасти этот успех приписывается выгодному географическому расположению. Отчасти – богатой истории края, немалой долей которой являются жизнь и труды одного из архиереев этой земли – святителя Германа.

 

Обитель просвещения

В 1555 году, после покорения Казани Иваном Грозным, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом святителя Гурия. Одним из первых дел архиерея стало устроение Успенской обители в г. Свияжске: «Чтобы она была рассадником веры и благочестия в магометанской (Казанской) стране». Настоятелем монастыря по указанию святителя стал его духовный сын и помощник архимандрит Герман, будущий архиепископ Казанский и Свияжский.

Еще в юности он принял постриг в Иосифо-Волоколамской обители от своего духовного отца и наставника во всех делах. В этом монастыре жил в заключении преподобный Максим Грек, с которым был близок будущий святитель Герман. Два с половиной года архимандрит Герман был настоятелем Старицкой обители, но потом передал начальство в ней своему постриженику, священноиноку Иову, который впоследствии стал первым Патриархом Московским.

Став настоятелем Успенского монастыря, который только предстояло строить, архимандрит Герман с большим усердием принялся за это послушание. В этот начальный для обители период оказались раз и навсегда заложены ее духовные традиции, которые повлияли на культурное просвещение края в целом.

Началось становление монастырского хозяйства и строительство храмов. Уже в то время в монастыре появился миссионерский просветительский центр и даже своя типография, одна из первых на Руси. Большой заслугой будущего святого стало собирание монастырской библиотеки. Он находил писательство делом важным для Церкви, и сам, будучи еще монахом Волоколамского монастыря, переписывал книги Священного Писания и творения святых отцов. Так обитель сделалась средоточием христианской проповеди для язычников, населявших правый берег Волги.

Готовящиеся ко Крещению инородцы подолгу жили в монастыре, изучали азы православной веры, приучались к богослужению и личной молитве. И лишь после этого наместник допускал их до купели «бани пакибытия». Также монастырь весьма скоро прославился широкой благотворительностью.

Обитель уже тогда приобрела тот облик, который узнаваем и сейчас. Были возведены и освящены Никольская церковь и Успенский собор, построены монашеские кельи.

Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келье под соборной колокольней. Для иноков он был образцом смирения и кротости, увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности.

Нравственный авторитет для России

Будущий святитель Герман был усердным помощником своему архипастырю, по смерти которого в 1564 году архиерейским собором был признан достойным занять его кафедру. Великой была радость православных казанцев, встречавших нового архиерея после хиротонии.

Продолжая дело своего предшественника, святой усилил миссионерскую деятельность, воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовском монастыре устроил школу для детей. Нравственный авторитет архиепископа Германа к тому времени был огромен по всей России.

Но служение святого на епископской кафедре было недолгим. Вскоре Иван Грозный вызвал его в Москву, чтобы назначить на митрополичью кафедру, освободившуюся после удаления в Чудов монастырь митрополита Афанасия.

Святитель Герман отказывался от возлагаемого на него бремени. Свое поведение он объяснял тем, что не готов мириться с жестокими нравами царского окружения. От самодержца он даже требовал отмены опричнины и жестоких казней, пытался привести царя к покаянию и исправлению жизни. Говорил с ним о Страшном суде Божием, на котором все подданные и цари должны отдать отчет о своих деяниях. Известно, что Иоанн IV не терпел возражений и, согласно преданию, в гневе велел передать святителю: «Ты еще не стал митрополитом, а уже связываешь меня неволею». Святого по приказу царя поселили в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

Святитель или священномученик

По наиболее распространенной версии, впавший в опалу архиепископ был сослан «с бесчестием» и скончался 6 ноября 1567 года от моровой язвы.

Но согласно рассказу князя Андрея Курбского, святой был тайно убит – точно так же, как святитель Филипп Московский. Если эта версия верна, то святитель Герман – один из двух архиереев-мучеников страшной эпохи Ивана Грозного. Тому подтверждение – еще один исторический факт. При вскрытии и освидетельствовании мощей святого в Свияжске в 1889 году очевидцы не только подтвердили нетление останков, но и увидели, что голова святителя частично отсечена. Не исключено, что святитель был зарезан зверским, мучительным образом.

В житии святителя Филиппа, митрополита Московского, рассказывается, что во время соборного суда над ним лишь один архиерей посмел выступить в его защиту: «Среди молчания Герман, епископ Казанский, поднял голос и смело сказал царю, что он напрасно ищет обвинений на праведника, в котором нельзя найти вины». Суд над митрополитом Филиппом проходил 4 ноября 1568 года. Если опальный Свияжский архиерей действительно присутствовал на нем, то получается, что дата расправы над ним – 6 ноября не 1567, а 1568 года. Причем это убийство состоялось всего через 2 дня после его выступления на суде.

Погребен святитель был в Москве, при церкви Николы Мокрого. Нетленные мощи были обретены при перестройке храма. Братия Свияжского монастыря добилась их перенесения в свою обитель. В 1592 году святыню на дороге в Свияжск встретил митрополит Казанский Гермоген. Ее торжественно внесли в Успенский монастырский собор. По особому Божьему Промыслу это был день памяти преподобного Сергия Радонежского, 200-летняя годовщина его земной кончины.


Посмертная слава

Святой, при жизни сделавший все для процветания монастыря, и после земной кончины помогал ему. От мощей начались многочисленные исцеления. Среди исцелившихся в XVII веке был и Казанский митрополит Лаврентий. Позже он составил службу святителю, в которой есть примечательные слова (тропарь 5-й песни): «Мы бо и сами чудодействующа тя видехом и от болезни в часе времянне пременихомся» (т.е. «за час выздоровел»).

Сначала мощи находились в алтаре, а в 1714 году были перенесены к левому столпу Успенского собора для удобства богомольцев (там они размещены и сейчас). В монастырь хлынул большой поток паломников. В числе богомольцев была и Екатерина II.

Разные города и обители просили, чтобы часть святыни была передана им. Частицы мощей святителя были с благословением посланы в Симбирск, Казань, Чебоксары. Перед самой революцией образ с частицей мощей был передан в древний Старицкий монастырь, на родину святителя.

Свияжскую обитель в 1919 году закрыли и разорили. Над мощами святителя хотели надругаться, но когда они были вскрыты, на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. В 1925 году мощи таинственным образом исчезли и были обретены лишь в 2000 году – в казанском храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. После возрождения обители в 1997 году часть мощей летом 2000 года вернулась в Свияжский Успенский монастырь.

Возрождение этих святынь в наши дни говорит о том, что свеча веры, зажженная на Казанской земле трудами и молитвами святителя Германа, не может погаснуть, несмотря ни на какие ветры неверия и человеческой озлобленности.


Подготовила Татьяна Уютова

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: