По Золотому кольцу
Зачем мы отправляемся в паломничество? Чтобы помолиться у прославленных Богом святынь, попросить помощи у святых. Чтобы увидеть чужой опыт духовной жизни и по возможности постараться его перенять. И еще – чтобы история нашего Отечества, славная многими событиями, стала понятнее, чтобы ожили для нас ее страницы.
В Ростове Великом
Об этом думали паломники из Покровской епархии, отправляясь в путь к святыням Ярославской области. В группу вошли Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, священнослужители, сотрудники Епархиального управления, Покровского епархиального образовательного центра.
Посещать города, входящие в состав Золотого кольца – знаменитого туристического маршрута России, непросто. Ведь золотыми их делает не экономическое процветание, а обилие святынь, духовных и культурных памятников. За пару дней мы посетили несколько монастырей и храмов, помолились у многих святынь. А ведь встреча с каждой из них могла бы стать отдельным событием.
Первая встреча ожидала нас субботним утром в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре города Ростова. Здесь покоятся мощи святителя Димитрия Ростовского, автора знаменитых Четий-Миней – собрания житий святых. Обретение мощей святителя именно в этой обители всего через 43 года после его кончины, а затем прославление в лике святых стало настоящим событием для всей России. Во второй половине XVIII, да и в XIX веке очереди к мощам святителя были не многочасовыми, а многодневными. Зачатьевский собор, построенный святителем Иаковом Ростовским – основателем обители, уже не вмещал всех молящихся. Граф Н.П. Шереметьев (в надежде на то, что Бог по молитвам святителя даст желанного сына-наследника) построил Димитриевский собор, куда мощи святого переносили на летнее время.
Эту и множество других подробностей мы узнаем во время интересной экскурсии по обители. К примеру, вы не задумывались, почему в России два Ростова? Оказывается, в 1760 году в честь святителя была названа только что основанная крепость святого Димитрия Ростовского. Впоследствии название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов, наконец, Ростов-на-Дону – чтобы отличить от древнего Ростова Великого.
В отличие от более молодого тезки, население великого и древнего города сегодня чуть более тридцати тысяч, а на то, чтобы добраться от монастыря до Ростовского кремля уходит минут пять-десять. Великим этот город делает не размер, а его богатая история, которая началась еще до Крещения Руси.
Один из памятников этого великого прошлого – Ростовский кремль. Вернее, сегодня мы видим лишь резиденцию Ростовских митрополитов на берегу озера Неро. Довольно долго Ростов был центром влиятельной митрополии. Затем его преемником становится Ярославль. А нам остается лишь смотреть на остатки былого величия. Зрелище сколь интересное, столь же и грустное. Остается нам также молиться, чтобы восстановлен был Успенский собор Ростовского кремля, чтобы могила святителя Леонтия Ростовского – мужественного просветителя этого края, погибшего от рук язычников, – была более обустроена.
В череде впечатлений от Ростова Великого посещение кремлевской звонницы оставляет яркий след. Мы слушаем звон колоколов, каждый из которых имеет особое звучание, и радуемся тому, что удалось сохранить этот уникальный музыкальный инструмент.
Цветущая обитель
Во второй половине дня нас ждет следующая встреча. Свято-Введенский Толгский женский монастырь расположен недалеко от Ярославля, в поселке Толга. Мы проезжаем несколько десятков километров от Ростова, а попадаем будто бы в другой мир. Монастырь после долгих лет советского запустения был передан Церкви в 1987 году. Тридцать лет трудов сестер под руководством бессменной настоятельницы игуменьи Варвары (Третьяк). И сегодня плоды этих трудов мы видим воочию – прекрасные храмы, в которых, кажется, нет ни соринки, иконы, росписи удивительной красоты, цветники, пруд с лебедями. Толгский монастырь кажется настоящим осколком Рая на земле. Здесь красиво и умиротворенно, но за этой красотой чувствуется ежедневный и кропотливый труд многих сестер.
«В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как очень рано утром мироносицы поспешили на Гроб Спасителя. Эти Евангельские строки напоминают мне о монашеской жизни. Так же и вы, сестры этой замечательной обители, встаете ни свет ни заря, чтобы прославить Господа. Вы приносите Ему жертву своего сердца, посвящаете всю свою жизнь. А окружающим людям показываете добрый пример настоящей христианской жизни», – сказал после всенощного бдения Епископ Пахомий. Он пожелал настоятельнице и сестрам обители помощи Божией в их монашеских трудах и поблагодарил за доброту и гостеприимство, проявленные к нашей паломнической группе. И действительно, все время, проведенное в монастыре, мы чувствовали себя, как в большом гостеприимном доме, хозяева которого делают все, чтобы паломникам было просто и отрадно у них в гостях.
В обители множество святынь, рассказать о которых в рамках небольшой статьи не предоставляется возможным. Но главное сокровище обители – Толгская икона Божией Матери. С ее чудесного обретения в 1314 году и началась многовековая история обители. Господь сохранял образ и от пожаров, и от недобрых людей. Его милостью и сегодня по молитвам у чудотворной иконы многие люди получают просимое.
Еще одна почитаемая святыня – мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), знаменитого аскета-подвижника XIX века и учителя духовной жизни, чьи труды – большое подспорье для нас, жителей века XXI. «Святитель Игнатий – наш духовник», – так характеризует подвижника игуменья Варвара. Она советует и сестрам, и паломникам чаще обращаться к трудам святого, а самое главное – творить в сердце Иисусову молитву.
Мы поем величание святителю, молимся у чудотворного образа Богородицы и отправляемся с экскурсией по монастырю. Посещаем, в том числе, и его знаменитый кедровник – рощу, в которой первые деревья были посажены еще при Иоанне Грозном, в благодарность за исцеление царя. Мы становимся свидетелями обыкновенного монастырского чуда – кедров, растущих в той местности, где по всем законам они расти не должны.
Чудо Ярославской земли
Покидаем гостеприимную и благоустроенную обитель, торопясь увидеть еще одно чудо Ярославской земли – Воскресенский собор, один из лучших образцов каменного ярославского зодчества XVII века. Он был построен еще в Борисоглебске, затем город стал Романов-Борисоглебском, в советские годы – Тутаевом. По милости Божией храм не закрывали и в годы самых лютых гонений. Наряду с прекрасными росписями XVII века, мы можем увидеть здесь множество старинных икон.
Самое сильно впечатление – от образа Спаса Всемилостивого, написанного еще в XV веке святым преподобным Дионисием Глушицким. Мы слушаем рассказ о том, как ежегодно носят по городу этот старинный трехметровый образ.
Храм известен также тем, что несколько лет здесь жил на покое известный в России старец – архимандрит Павел (Груздев). О батюшке знают многие люди, о нем написаны книги, потому и могилка его на Леонтьевском кладбище окружена особым почитанием. К сожалению, перебраться на другой берег Волги у нас не получается. Нам остается лишь полюбоваться храмами Романова, стоя на берегу.
Город князя Ярослава
Последним пунктом нашего паломничества становится Ярославль – город, основанный еще князем Ярославом Мудрым, а ныне – центр области и митрополии. Он оставляет самое приятное впечатление – чистый, ухоженный, без кричащей рекламы на улицах, со старинными, хорошо отреставрированными домами.
Наше знакомство с городом начинается со Спасо-Преображенского монастыря. Сегодня на территории некогда известной обители, в книжном хранилище которой было обнаружено «Слово о полку Игореве», расположен музей. Мы рассматриваем уникальные фрески XVI века в Преображенском соборе и с грустью замечаем, как не хватает храму жизни и заботы.
А вот храм во имя Илии Пророка на главной площади города оставляет совсем другое чувство. Нарядный и праздничный снаружи и роскошно убранный внутри – настоящий подарок городу от богатейших купцов Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Когда смотришь на прекрасные яркие фрески XVII века, видишь иконы, которые и сегодня, спустя столетия, дарят ощущение праздника, начинаешь понимать ценность шедевров ярославской иконописной школы. А еще хочется молиться об упокоении братьев Скрипиных и их родственников, оставивших каждому из нас такой щедрый подарок. Один только факт: килограмм редкой, привозимой из-за границы краски стоил столько же, сколько деревянный двухэтажный дом.
Полюбовавшись фресками Ильинского храма, отправляемся к Успенскому кафедральному собору. Он словно символ вечно возрождающейся духовной истории Ярославля – много раз погибал он, и вновь возводили его люди. Сегодня этот мощный храм вновь украшает город. И даже странно думать, что его когда-то не было на этом месте.
«Желаю, чтобы каждый из вас в этой поездке приобрел что-то в духовном или в культурном плане. И чтобы он поделился полученными впечатлениями с окружающими людьми», – сказал, завершая эту поездку, Владыка Пахомий.
Делясь с вами, дорогие читатели, впечатлениями о нашем небольшом по времени, но очень богатом по содержанию путешествии, я не претендую на подробный рассказ о достопримечательностях Ярославской земли (для этого потребовался бы не один номер). Мне хотелось лишь вызвать у вас личный интерес к истории этого края. И желание познакомиться с ним во время уже вашего путешествия по этим поистине великим городам Золотого кольца России.
Марина Шмелева
5 сентября 2017 г.