Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Без покаяния жизнь становится болотом

В сознании людей нашего времени практически стерлось понятие греха, размыты границы между добром и злом. Поэтом мирянину, решившему принять Христа, оторвав себя от земного, бывает очень сложно. С чего начинается путь к Богу? Для чего необходимо покаяние? На эти вопросы наших читателей отвечает настоятель храма во имя святого пророка Божия Илии п. Духовницкое протоиереем Евгений Растопшин.


— Отец Евгений, наверное, путь к Богу всегда начинается с искреннего покаяния?

— Я бы так не сказал. Не все люди приходят в храм с покаянным чувством. Кто-то случайно зашел, и в душе зардела искра веры, а кого-то приводят сложные жизненные ситуации и потрясения. Но каков бы ни был путь к Господу, задача Церкви, священника — помочь человеку честно заглянуть в свое сердце, увидеть там множество грехов, страстей и искренне покаяться.

Общаясь со своими прихожанами, я часто задаю им вопрос: «Что важнее: душа или тело?». Многие на него отвечают однозначно: душа. Следующий вопрос: «Вы часто купаетесь?». Кто-то отвечает, что каждый день, кто-то через день. Оказывается, что тело свое мы «холим и лелеем», пользуясь различными ароматными шампунями, а вот о душе, к сожалению, забываем. Ведь не случайно вечернее правило заканчивается покаянными молитвами с перечислением всех грехов. Только после искреннего покаяния душа очищается от нравственной грязи. А иначе она становится болотом. Без покаяния полноценная жизнь христианина просто невозможна.

— Как невоцерковленному человеку определить степень своей греховности? Ведь самому бывает сложно услышать свою совесть, увидеть свои нехристианские поступки.

— Как говорили в советские времена: «Лучший контролер — это совесть». Господь ее дарует каждому человеку, и поначалу она представляет собой, образно говоря, белый чистый лист. Для того чтобы сохранить совесть в чистоте, человек должен реагировать на ее позывы и не совершать поступки, которые поселяют беспокойство в душе. Бывает, что у человека совесть настолько отягощена греховной грязью, что он ее может просто не слышать.

Господь может тронуть сердце человека не только через совесть, но и через различные обстоятельства жизни. Ведь часто в Церковь людей приводят скорби и печали. И зачастую только тогда человек начинает всерьез задумываться, почему в его жизни происходит что-то не так. Среди моих знакомых было немало людей, которые враждебно относились к религии и к Богу. Но сложные жизненные ситуации привели их в храм. Кого-то из петли вытащили, кто-то пил и смог оставить эту страсть с Божьей помощью. Господь всех приводит в свое время.

Если бы мне лет 15 назад сказали, что я стану священником, я бы очень удивился. Ведь в прошлом моя жизнь была связана со спортом и медициной и никак не соприкасалась с церковной жизнью. Вера может кардинальным образом изменить человека. И хорошо, если на его пути встречаются мудрые духовные наставники. Для меня, например, в свое время стал примером мой отец священник Александр Растопшин. Мы заметили, насколько он изменился после прихода в Церковь. Когда человек начинает воцерковляться, он становится добрее, спокойнее, уравновешеннее.

— Чем больше человек воцерковляется, тем больше возникает пропасть между мирским и духовным. Возникают душевные терзания: стоит или нет идти в ту или иную компанию, где нет единомышленников. С одной стороны, христиане должны проповедовать Христа, с другой — можно столкнуться с соблазнами и искушениями. Как же поступать?

— Отказываться нужно только от таких мероприятий, которые (и человек это заранее знает) сопряжены с грехом. Найти причину, чтобы отказаться, можно легко. А нести слово Божие нужно туда, где его способны воспринять. Можно и нужно, наверное, пойти в такое общество, чтобы посеять там семена веры. Соответственно, для этого необходимо самому быть примером и вести себя подобающим образом. Ведь православный человек — это свеча. А свеча должна гореть, освещая путь ко Христу.

Когда я работал в санатории, мне часто приходилось участвовать и в светских праздниках. Например, как-то в санатории мне довелось встречать Новый год. Но все знали, что это время поста. Поэтому на столе помимо праздничной еды была и постная. Мы очень интересно провели время за душевными разговорами. Многие после подобных встреч стали ходить в храм. Поэтому не важно, в какое ты общество попал, главное — везде оставаться христианином. Маловерный же соблазнится и не выходя из дома: через телевизор, интернет, через мысли, которые навевает дьявол.

— Первый шаг к покаянию человека — это исповедь. Кто-то не имеет силы открыться священнику, мотивируя это тем, что он также простой земной человек, подверженный греху. Кто-то сомневается в тайне исповеди. В общем, отговорок находится немало. Ваше видение этой ситуации.

— Абсолютно согласен, что людям, и в особенности мужчинам, считающим себя «венцом творения», на исповедь прийти сложно. Но если уж Господь дал нам это Таинство и разрешительную молитву, то она должна быть прочтена. Исповедь для очищения души просто необходима.

Многие, готовясь к Таинствам Исповеди и Причастия, поверхностно пробегаются по заповедям. Человек не понимает, что если он взял у человека шариковую ручку со стола и забыл ее отдать — это воровство. Тунеядство — это тоже воровство. Ведь человек ворует время, которое отведено Богом для душеполезных занятий. Нашим современникам порой приходится объяснять очевидные вещи.

На исповеди я подробно рассказываю о православном видении греха, как он входит в нашу жизнь. Я думаю, что если человек решился на исповедь, значит, он созрел для этого шага. Он готов к беседе и покаянию. Совесть его просит, чтобы душа очистилась. А те люди, которые не готовы принять Христа, ссылаются на всяческие причины: то священник не устраивает, то погода плохая, то здоровье не позволяет. Они и в храм-то не пойдут.

Я сам крестился в Москве, и можно сказать, случайно. Шел мимо храма со своим братом и знакомым. Зазвонили после службы колокола. Мы зашли, поставили свечки, а сами были некрещеные. Вышел батюшка и предложил желающим покреститься. Мы подошли и спросили разрешение. Батюшка нас окрестил. Первый раз на исповедь я попал через полтора года, и то под напором отца. А теперь вера стала смыслом моей жизни.

— Для невоцерковленного человека, готовящегося первый раз к Причастию, не просто вычитывать большое правило — молитвы, каноны. Да еще нужно ограничивать себя на протяжении трех дней в пище, в общении или просмотре телевизора. Могут ли быть какие-то послабления для человека, который духовно не созрел принять сразу все правило?

— Я думаю, что для человека, который осознал необходимость покаяния, не составит особого труда попоститься и прочитать все правило ко Причастию. В следующий раз ему готовиться будет гораздо легче. Какие-то послабления, конечно, по человеческим слабостям быть могут. Однако не мы эти правила придумали, и не нам их менять. Человек воцерковленный понимает всю важность трехдневного поста, вычитывания покаянных канонов и последования ко Святому Причастию.

Степень послабления определяет духовник. И порой она действительно зависит от воцерковления, но только наоборот: чем больше человек молится, чаще исповедуется и причащается, тем более возможны послабления. Некоторые христиане читают покаянные каноны каждый день. Есть люди, которые живут аскетично, как истинные христиане. Они и так регулярно находятся в молитве и посте. Поэтому не будет грехом, если они приступят к принятию Святых Даров, прочитав лишь правила ко Причастию. А вот новоначальному как раз лучше побольше потрудиться, чтобы укоренить веру в своем сердце.

— И стремление к Богу…

— Конечно, сердце должно гореть для Бога. Нет смысла, если человек приходит в храм без сердечного покаяния. А у нас ведь зачастую многие заходят в церковь, как на экскурсию. Как-то я принимал участие в освящении нового храма. По окончании службы одна барышня вышла из храма и возмущенно высказалась: «А где же росписи? Стены-то голые!». Оказывается, для нее оказалось главным — внешний лоск и красота. И другой пример. У меня есть знакомый священник в Екатеринбурге, который служил почти четыре месяца летом на открытом воздухе. Это место благословил Владыка под строительство храма. И на службы приходило очень много прихожан. По милости Божией на этом месте со временем построили и храм.

Беседовала Елена Гранкина

 

Советуем прочитать:

•    «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — в этой книге просто, но очень подробно изложено представление об основных грехах и страстях, а также о противоположных им добродетелях.

•    «Грех и покаяние последних времен» архимандрита Лазаря (Абашидзе) — в этой книге автор помогает читателю увидеть тайные недуги своей души, которые порой кажутся добродетелями.

 

Оставить комментарий
Поделиться в: