Пламенный учитель Церкви
В 787 году VII Вселенский Собор обличил и отверг иконоборчество, но в Византии продолжали занимать престол императоры, которые не признавали соборные постановления. Их строгим и справедливым обличителем был преподобный Феодор Студит – исповедник христианства и составитель известного монашеского Студийского устава. 8 февраля Церковь празднует перенесение мощей святого из Херсонеса Акритского в Константинополь.
Преподобный Феодор Студит родился в VIII веке в обеспеченной семье. Сын благочестивых родителей Фотина и Феоктисты получил разностороннее образование в Константинополе. Глубокое знание христианской догматики и Священного Писания помогали будущему святому обличать иконоборцев, ересь которых получила в то время широкое распространение.
Вскоре после VII Вселенского Собора подвижник с Олимпа блаженный Платон призвал племянников Феодора, Иосифа и Евфимия к иноческой жизни в пустыне. Оставив Царьград, они отправились в труднодоступное для мирян местечко Сакудиан. Там иноки основали монастырь во имя апостола Иоанна Богослова, который быстро собрал многочисленную братию.
Монах Феодор трудился на самых тяжелых работах, строго постился, тщательно хранил советы своего духовника и ежедневно исповедовался ему, непрестанно творил молитву, читал Священное Писание и святоотеческие труды. После кончины блаженного Платона братия избрала святого Феодора, уже приявшего священный сан, игуменом монастыря.
Спустя несколько лет за обличение еретика-императора преподобный претерпевает ссылку в Солунь. Через год императрица Ирина освобождает святого из заточения и назначает его начальником Студиева монастыря в Константинополе.
Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал знаменитый устав иноческой жизни, получивший название Студийского, а также многочисленные догматические сочинения и богослужебные тексты. За эти труды блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора «пламенным учителем Церкви».
В то время в государстве продолжалась борьба за императорский престол. Правитель Никифор, свергнув императрицу Ирину, приобщил к Церкви ранее отлученного пресвитера, тем самым нарушая церковный устав и государственные законы. Преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора, за что потерпел истязания и был сослан на два года. Освободил святого кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший убитого на войне Никифора.
Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Но тот запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Лев Армянин отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью, за что страдал от императорских палачей. Святой переносил все с молитвой и радостью о Господе. В тюрьме в Смирне преподобный привел к покаянию и исцелил от смертельной болезни царского племянника и единомышленника в борьбе с иконопочитанием. Но вскоре тот вновь впал в ересь, после чего умер.
В посланиях к Александрийскому Патриарху святой игумен сетует на действия иконоборцев и сравнивает их с арабами-мусульманами: «Как обезображенные люди, как какие-нибудь чудовища, выглядят церкви Божии, лишенные своего украшения и ставшие обезличенными. Было ли что подобное этому среди прежних нечестивых дел? Вероятно, нападающий на вас араб бывает стыдливее и христолюбивее в этом отношении». Та же тема продолжается и в «Послании к отцам гонимым»: «В церквах называют мерзостью изображенного Христа с Его Матерью и служителями. Так думать, говорить и делать свойственно иудеям и язычникам. Арабы и скифы, зная стыд, не делали ничего подобного».
Под конец земной жизни преподобный решил поселиться в Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелую болезнь, он ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. Перед кончиной святой призвал братию и с любовью завещал монахам хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. При пении братиями слов из канона на исход души «во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» преподобный Феодор отошел ко Господу.
В тот же час преподобный Иларион Далматский удостоился видения, в котором в небесном сиянии прозвучал голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу».
Через два года от мощей святого и по молитвам к нему стали происходить многочисленные чудеса: верующие избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику.
Песнотворческое наследие
Среди трудов преподобного Феодора Студита принято различать догматические сочинения, руководства к ведению христианской жизни, священные песни и устав. Также сохранились эпиграммы и ямбические стихи, написанные святым.
В трипеснцах Постной Триоди, а также в канонах, читаемых в подготовительные седмицы к Великому посту, преподобный открывается как великий учитель монахов и любящий духовный отец всех христиан. Поститься христианину подобает «не брашны токмо, но и деяньми», и начинать пост следует «теплым помышлением», «не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней», – говорит святой в стихире на утрене вторника Сырной седмицы.
«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа», – такими словами песнотворец раскрывает опыт своей внутренней жизни и борьбы с сокровенными греховными желаниями в сердце любого человека.
В субботу, когда Святая Церковь поминает всех прежде усопших отцов и братий, святой не просто молится об отошедших ко Господу, но с глубокой любовью вникает в судьбы людские, связывая их с Промыслом Божиим: «Глубиною судеб Твоих, Христе, Ты предопределил еси коегождо кончину жизни, предел и образ», «Усопшия в море, или на земли, или в реках, источницех, или езерех, или в ровенницех <…> вся упокой».
Во многих песнопениях великий подвижник приносит свое воспевание Святой Троицы: «Сына от Отца, и Духа славлю, яко от солнца свет и лучу; Оваго убо рождественне, зане и рождение, Оваго же происходне, зане и происхождение, Собезначальную Божественную Троицу, покланяемую от всякия твари».
Идею поклонения Святой Троице песнописец иногда соединяет с идеей прославления: «Триипостасная Единице, Отче, Сыне и Душе живый, Едино Божество, едино царство; Тебе хвалят незаходимаго света ангельская воинства, и мы сущии на земли поем, благословим и превозносим во вся веки»; «Троицу прославим, Единице поклонимся, безначальному безначального Отца Сыну Единородному, Духу Сопрестольному и Отцу Соприсносущному».
Важное место в творениях преподобного занимают Богородичные тропари. Они торжественны и приподняты. «Паче огнезрачных серафимов явилася еси, Чистая, Честнейшая, – восклицает преподобный песнопевец, – порождши сим неприступного Иисуса, Спаса, воплощением обожившего земнородных смешение».
Преподобный Феодор является проповедником таинства покаяния, отцом, зовущим к Богу, не только для монахов. Его голос звучит для всей Христовой паствы: «Добавим также, что и Адам до того, как пал, был благоуханием Богу, украшенным бессмертием и нетлением и пребывающим в небесных созерцаниях. Поэтому он, как некое благоуханное и многоцветное лимонное дерево, был насажден в раю. Будем и мы, братья, благоухать духовным благоуханием, которым каждый из нас, подобно искуснейшему парфюмеру, может соделать себя, собирая добродетели. Это благовоние благословенно; это благовоние приятно Богу; это благовоние привлекает ангелов и отвращает демонов».
Подготовила Татьяна Уютова
«Смотрите за собою, чада мои, и дальше, ибо добро приобретается трудно, у невнимательного оно легко похищается и даже добытое ценою многолетних поисков оно легко исчезает при малейшей небрежности».
Преподобный Феодор Студит
24 ноября 2017 г.