Территория добрых дел
В Евангелии от Матфея есть замечательные слова, с которыми Господь обращается к Своим ученикам: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 15). На состоявшемся в Москве VII общецерковном съезде по социальному служению Патриарх Кирилл назвал социальную деятельность приоритетной для Церкви, которая должна совершаться так же неукоснительно, как и Божественная литургия. Что представляет эта работа Церкви сегодня, в каких направлениях она идет, каких результатов добивается и, главное, – не уходит ли при этом от основной своей задачи: вести людей к вере и спасению? Разобраться в этом мы попросили Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.
– Скажите, Владыка, как относиться и как принимать простым мирянам открытость Церкви, ее активное участие в общественной и политической жизни государства? У многих это вызывает раздражение, непонимание.
– Самое интересное, что одних это страшно раздражает, другие, наоборот, требуют от Церкви все, что недодает им государство, а Церковь почему-то дать обязана. На самом деле, Церковь и общество – не диаметрально противоположные понятия. Церковь – это часть общества, а общество является частью Церкви. Это собрание людей, причем не только тех, кто постоянно присутствует на богослужениях, но всех крещеных, носящих на груди крест. А таких в России большинство. Так что Церковь – это все мы, воцерковленные и невоцерковленные, приходящие и лишь иногда заходящие в храм, мы все ее члены.
Сегодня Церковь растет, укрепляется, все больше людей связывают с Ней свою жизнь, и в наших приходах есть молодые и пожилые, рабочие и служащие, студенты, чиновники и интеллигенция. И когда на территории Покровской епархии происходят какие-то события, я участвую в них. Потому что там присутствуют наши прихожане, и они хотят видеть и слышать священника или своего архиерея. Люди изголодались по живому праведному слову, а Церковь сегодня, слава Богу, может открыто говорить о христианских ценностях. Возможно, это общение приведет в Церковь того, кто пока от нее очень далек.
– Традиционно Церковь всегда помогала бедным и обездоленным, но сегодня она практически входит во все ниши, где должны работать государственные структуры, и берет на себя огромный объем работы. По силам ли такая деятельность, учитывая, что Церковь не финансируется государством?
– Когда Церковь была независимой структурой, ей принадлежало до одной трети всех обработанных земель и зависимых крестьян. Монастыри и храмы располагали немалыми средствами для активной благотворительности. У Церкви была тогда очень важная функция – сохранять социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Государство всячески поддерживало Церковь и политически, и законодательно, и материально. Монастыри были центром раздачи милости, их насельники спасали людей от голода, эпидемий, лечили раненых во время войн. К примеру, Иосифо-Волоцкий монастырь в день мог накормить несколько тысяч голодных людей.
Такое положение было у Церкви до начала реформ Петра I. Утратив свою самостоятельность, Церковь продолжала заниматься благотворительностью, открывала приюты, дома для сирот, богадельни, но чаще всего это было соработничество с государством. В советское время Церковь оказалась вне закона и никакой социальной деятельности вести уже не могла.
Сегодня Церковь вернулась на свой традиционный путь социального служения, правда, не имея для этого необходимой финансовой базы. Да и подготовленных специалистов для этой работы у нас нет. Мы не можем взять на себя все обязанности социальных работников и создавать при храмах собес. Хочется, чтобы люди понимали: Церковь не обладает сегодня несметными богатствами, которыми не желает делиться с народом. Это очень распространенный миф. Иногда приходится слышать от людей: «Зачем вы строите храм, лучше бы детский сад или клуб нам построили». Такой упрек мне пришлось недавно услышать в одном из сел нашей епархии, где инициативная группа верующих людей решила, что селу нужен храм, а другие жители этого села недовольны. Я как архиерей пытаюсь наладить духовную жизнь, а от меня ждут решения иных вопросов. Детские учреждения, конечно, тоже нужно строить, но это не наша задача, мы все-таки работаем «по духовной части». Церковь должна оставаться, прежде всего, духовным наставником своего народа, и это, кстати, трудновыполнимая задача. Церковь готова сотрудничать с государством, и она принимает участие во многих сферах общественной жизни, но не стоит заблуждаться: Церковь не может и не должна подменять государство, брать на себя его функции.
– Тем не менее, Покровская епархия совершает много добрых дел, помогает нуждающимся. Вы опекаете больных, одиноких, малоимущих, многодетных, заключенных, помогаете бездомным и т.д. Какова главная цель: накормить, обуть, одеть или наставить на путь истинный? Что ставится во главу угла – миссионерство или материальная помощь?
– Надо понимать, что именно духовная жизнь определяет всю остальную нашу жизнь, поэтому я убежден: главная задача Церкви – вести людей к вере и к спасению. Но если человек просит хлеба, не будешь рассказывать ему о духовной жизни. Очень много людей сегодня нуждается в самой разной помощи, к ним нужно проявить христианское милосердие.
Милосердие – главная христианская добродетель, и здесь многое зависит от инициативы наших прихожан. У нас есть общество православных врачей, помогающих больным людям в отдаленных местностях, где существует проблема с медицинской помощью. Если, предположим, педагог предложит свою помощь в организации воскресной школы, мы этому тоже будем рады. И если среди наших прихожан найдутся люди, готовые раз в неделю выйти на улицу и накормить бездомных, то слава Богу! Мы готовы обеспечить их продуктами.
Социальная работа на приходах должна осуществляться не по принуждению, а по потребности. Об этом говорил на прошедшем в Москве общецерковном съезде Патриарх Кирилл. Он прямо сказал: «Если не будет внутреннего энтузиазма, то все это будет мертворожденным».
– То есть в развитии социальной деятельности важна не столько финансовая сторона, сколько инициатива тех людей, которых эта деятельность вдохновляет, и они готовы ею заниматься?
– Да, ради Бога и ради ближнего. Инициатива дорогого стоит, и если она есть, мы всегда готовы ее поддержать. Поэтому, конечно, социальной работой надо заниматься, развивать эту деятельность, но при этом не раздача супа должна быть нашей главной задачей, а строительство храмов, организация воскресных школ, просвещение молодежи.
– С открытием епархиального Образовательного центра у многих наших горожан появилась возможность приобрести не только церковные профессии, но и светские. Открываются кружки, курсы, которые можно встретить в любом светском досуговом учреждении. Какую цель ставят их организаторы?
– Мы должны, приходя в храм, четко понимать, что на первом месте и на втором у верующих людей – это молитва и развитие церковной жизни. Когда Церковь выполняет свое предназначение, можно позволить себе и нечто большее. Что касается курсов, которые вы назвали светскими, то в их создании тоже есть определенная церковная задача. Я вижу ее, прежде всего, в создании духовной среды, в которой и воцерковленному человеку, и начинающему христианину будет полезно общаться, чтобы духовно расти.
Когда я приехал в Покровск и возглавил епархию, мне показалось, что здесь православной среды не так и много. Поэтому делаю все для того, чтобы эту среду расширить, развить. Всевозможные проекты и создаются в надежде на то, что человек, приходящий сюда, постепенно будет меняться, воцерковляться. Даже те, кто пришел к нам на курсы кройки и шитья, возможно, заинтересуются пошивом церковного облачения.
– Владыка, Вы уже сказали, что Церковь была сильна в те времена, когда имела государственную поддержку. Как у Вас складываются отношения с муниципальной властью, в каких областях это сотрудничество налажено?
– Епархиальный отдел по делам благотворительности и социальному служению взаимодействует с десятками медицинских учреждений, интернатов, детских домов, домов для престарелых и инвалидов, центров социального обслуживания населения. Во всех храмах организовано благотворительное питание, раздача продуктовых наборов. У нас сложились добрые отношения с центром «Семья», мы проводим много совместных мероприятий, помогаем матерям-одиночкам, малоимущим семьям. Сестры милосердия трудятся в самых тяжелых больничных отделениях Покровска, Балакова и Маркса. Больница – то место, где особенно нужна духовная поддержка, медики делают свое дело, а мы – свое.
Тюремное служение – это та область, где вообще без Бога нельзя. В колониях везде есть храмы, регулярно проводится служба, заключенные имеют возможность общаться с батюшкой. Церковь не может отворачиваться от людей, переступивших закон. Это тоже наша паства, наши прихожане, и мы обязаны проявить к ним милосердие.
Конечно, мы будем делать все возможное и невозможное, чтобы расширять территорию добра, проводить в жизнь благословение священноначалия. И опираться в этой работе будем на тех неравнодушных людей, наших прихожан, которые готовы помочь Церкви. В них главная наша сила. Есть меценаты, значит, будет развиваться благотворительность, создаваться новые социальные проекты, строиться храмы.
Существуют различные грантовые конкурсы, и наша епархия активно в них участвует, пример тому – создание центра гуманитарной помощи «Милосердие». Люди получают здесь одежду, обувь, продукты питания, предметы ухода, материальную поддержку. Многим многодетным семьям центр помог собрать детей в школу. Я придерживаюсь принципа: лучше небольшое дело, но совершаемое постоянно, чем большой и трудный проект, который может быть до конца и не доведен.
Беседовала Ольга Стрелкова
Фотографии Алексея Лузгана
28 ноября 2017 г.