Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Творение дивное и неуловимое

Это «природа оживляющая и движущая». Это «творение умное, величественное, дивное, неуловимое, исполненное всякой красоты и благолепия, нетленное, бессмертное, свободное». Это творение «дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами». Это «дело превосходнейшее и прекраснейшее», «богоподобнейшее». Все это, по слову святых отцов, человеческая душа. Ее превозносят, но и укоряют, называя прегрешной. Так какая же наша душа и что нам о ней известно – разбираемся вместе с настоятелем храма во имя святителя и чудотворца Николая пос. Новопушкинское священником Алексием Талалаевым.

– Отец Алексий, из каких источников можно узнать что-нибудь о душе?

– Душу в контексте творения человека рассматривает догматическое богословие, православная антропология и психология. Одной науки или трудов, всецело посвященных душе, нет. Об основных понятиях, касающихся души, можно прочесть в учебнике «Догматическое богословие» протоиерея Олега Давыденкова, работах русского философа и религиозного мыслителя С.Л. Франка. Хорошо и доступно о душе рассуждают святитель Игнатий (Брянчанинов), праведный Иоанн Кронштадтский, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Еще есть замечательные труды – «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника и «Дух, душа и тело» святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

– Тогда наверняка существует наиболее полное определение тому, что же такое душа?

– Святые отцы и богословы по-разному толкуют понятие души, но все они по-своему правы и дополняют друг друга. С точки зрения онтологии – учения о бытии – душой называют созданную Богом, самостоятельную, бессмертную, разумно свободную сущность, отличную от тела. Священное Писание показывает, что душа – понятие многозначное. Это и жизнь человека: ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее (Лк. 9, 24); и эмоциональное состояние: душа Моя скорбит смертельно (Мк. 14, 34); и субстанция, созданная Богом, наделенная свойствами и делающая человека полноценной личностью (см.: Быт. 2, 7).

– Известно ли, где душа находится и как выглядит?

– Одни святые отцы утверждают, что душа занимает пространство тела и ограничена им. Другие, и в их числе святитель Игнатий (Брянчанинов), считают, что «душа соединена со всем телом и объемлет его, как огонь железо». Так или иначе, душа не сосредоточена в каком-то одном месте, она заполняет все члены и органы, наделяя их жизнью и волей.

О том, как выглядит душа, неизвестно ничего. Есть мнение, что душа имеет образ человека, в теле которого находится. И наоборот, душа подобна духам – ангелам. Впрочем, ни одна гипотеза не имеет доказательств – душа нематериальна, телесными очами увидеть ее невозможно.

– Есть ли у души свойства?

– Конечно. Именно они делают ее отличной от тела, самостоятельной субстанцией. Преподобный Иоанн Дамаскин называет душу сущностью живой, простой и бестелесной, по своей природе невидимой для телесных глаз, бессмертной, одаренной разумом, не имеющей определенной фигуры, действующей при помощи тела, сообщающей ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Святой говорит, что душа свободна, обладает «способностью хотения и действования», наделена самостоятельностью, которая связана с духовностью. Самостоятельность души выражается в способности отличать себя от тела, окружающего мира, поэтому нам и доступно осознание поступков, покаяние.

Душа разумна, имеет способность мышления, религиозного ведения, дар слова. Душа бессмертна. Если в Ветхом Завете об этом говорится расплывчато, то в Новом Завете бессмертие души становится важнейшей темой. Бессмертие связано с представлением о простоте души. В святоотеческой традиции считается – все, что не слагается из различных элементов, не может разрушиться. Душа обладает свободой – она может выбирать и отвергать желания, направлять волю, на чем и основаны евангельские заповеди.

– Но свобода души не абсолютна?

– Душа обладает свободой выбора, но, действительно, это не делает ее свободу совершенной. Часто наши желания и возможности не совпадают, часто мы не знаем, как правильно поступить, какие последствия нас ждут. Или бывает так: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Душа может быть свободна только в Боге, Который всегда знает цели и пути их достижения. Ему не нужно выбирать. Приобщиться к истинной, абсолютной нравственной и духовной свободе, которой обладает Творец, можно только через освобождение от греха, причастие Богу и соединение с Ним, потому как если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32).

– Нередко в молитвах и священных текстах упоминается «душа» и «дух». Есть ли разница между этими понятиями?

– Ни у богословов, ни у святых отцов нет единого представления о том, что такое дух. Дух неразрывно соединен с душой и пребывает в ней. Дух – это стремление к лучшему, сосредоточение Божественной благодати, главенствующее над душой. Святитель Феофан Затворник пишет, что дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от других существ. Дух можно ослабить, но истребить нельзя, ведь он – неотъемлемая часть нашего естества. Святитель называет дух «душой души человеческой», «сущностью души».

– Содержат ли Священное Писание и Предание сведения о сотворении души?

 В Писании говорится, что души первых людей – Адама и Евы – были сотворены: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Человек создан тленным и нетленным, так как тело получил из праха, а душу и животворящий дух – из ничего, от Бога. О том, как появились остальные души, не говорится ни в Писании, ни в Предании. На протяжении веков богословы предлагали теории, у которых есть как достоинства, так и недостатки.

Например, теорию о предсуществовании человеческих душ, характерную для античной философии, выдвинул греческий христианский теолог Ориген. Он считал, что Господь одновременно творит одинаковые и равные друг другу души – чистые бестелесные умы, погруженные в созерцание Бога. Отпав от Него, в наказание в соответствии с тяжестью греха души отправились в различные тела – ангельские, человеческие и демонические. Это учение Церковь отвергла и осудила в VI веке, так как оно противоречит Священному Писанию. Например, не учитывает, что грех вошел в мир преступлением Адама и что Господь воплотился в человеческом теле, будучи абсолютно безгрешным.

Следующая концепция называется «креационизм» и утверждает, что Бог творит каждую душу по отдельности из ничего. В Библии есть факты в пользу данного учения. Это описание сотворения Адама (см.: Быт. 2, 7), слова: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7), Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него (Зах. 12, 1). Эта теория объясняет высокое достоинство душ, их невещественность, неделимость, простоту, разнообразие талантов, способностей, но также не согласуется со Священным Писанием. В Книге Бытия говорится, что Бог почил в день седьмый от всех дел Своих (Быт. 2, 2). Но некоторые святые отцы считают – это значит, что Бог не творит ничего нового, так как в Евангелии есть и другие слова: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). В любом случае, креационизм не объясняет переход греховной порчи на весь род человеческий – если душа каждый раз творится, значит, на ней не может быть первородного греха, и также не обосновывает, почему дети наследуют от родителей различные душевные свойства и способности.

Еще одно учение – о рождении человеческих душ, или традуционизм – выдвинуто раннехристианским теологом Тертуллианом. Он думал, что начало новой душе дает некое духовное семя уже существующей души. Идея о семени была отвергнута, а вот мнение о рождении душ от душ получило распространение. Однозначного отношения к гипотезе нет. Ее слабая сторона – случаи поразительного несходства детей и родителей с точки зрения духовной организации, противоречие понятию простоты души, ее неделимости и неразрушимости.

Нам неизвестны законы духовного мира, как появляются души, мы не знаем. Можно предположить, что душу, духовную природу, как и тело, человек получает от родителей, а неповторимую личность – от Бога. Человек – это ведь не копия своих родителей и предков, это уникальная форма образа Божия.

Мы знаем, что смертные грехи ведут к смерти души, а что это значит?

 Душа по Божественному благословению бессмертна, и ее смерть связана не с бытийным, а нравственным аспектом. Священное Писание, святые отцы называют смертью духовной удаление от Источника Жизни – Бога. Соответственно, жизнь вечная – это пребывание и общение с Ним через соблюдение заповедей. Всякий грех удаляет от Бога, но смертные грехи особенно тяжелы, они наносят глубокие раны, делают человека неспособным к духовной жизни. Они ведут к смерти и духовной, и телесной. К примеру, пьющий человек наносит вред своему здоровью, но в определенный момент он может стать угрозой и для окружающих.

Утверждать, мертва или жива душа, невозможно. До Страшного Суда каждая душа имеет шанс быть спасенной. Можно говорить о болезни души, ее богооставленности. Человеку, привыкшему ощущать Бога, пребывание в любом из таких состояний невыносимо. Вспомним Христа на Кресте и Его слова: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Но чтобы так чувствовать, нужно вести высокодуховную жизнь. Человек, живущий в грехе, этого не поймет. Он сошлется на плохое настроение, депрессию, усталость. В действительности ему плохо потому, что душе плохо без благодати животворящего Духа Святого. Очень хорошо, если человек осознает болезнь, придет к Истинному Врачу и приложит усилия для своего исцеления. Он узнает, что значит иметь в сердце Господа, почувствует, что грех отдаляет от благодати, лишает мира в душе. Неслучайно же святые учат: чтобы сохранить мир душевный, нужно избегать греха.

– Правда ли, что душа может преображать тело человека?

– Святые отцы говорят, что душа управляет телом. Душа захотела согрешить и направила на исполнение греха все тело. Или, наоборот, в душе зародился греховный помысел, а тело через пост, молитву его погубило. Душа и тело составляют единое целое, поэтому наше внутреннее состояние определенно отражается на внешнем. Например, те, кто видел святых при жизни, говорили, что у подвижников мягкие черты лица, кроткий, сияющий взгляд, каждое их слово или действие исполнено любви. И совершенно иначе люди описывают людей недостойных, например, преступников. Свирепый взгляд, грубая речь – все выражает коренящиеся в душе страсти.

– Душа создана Богом, а все, что создано Им, – прекрасно, подобно Ему. Почему тогда у души есть низменные стремления, склонность к греху?

– Души первых людей были совершенными до грехопадения, до отступления от Божией воли. Мы как потомки прародителей Адама и Евы несем на себе печать первородного греха. Но, будучи христианами, получившими благодать в Таинстве Крещения, мы можем совершенствоваться – бороться с грехами, возрастать в Духе Святом и восходить к Богу.

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: