Духовный опыт Оптиной пустыни
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который Православная Церковь отмечает 4 декабря, имеет особое значение для монашествующих. Он прообразует собой уход из мира в монастырь. И даже сам постриг чем-то напоминает этот праздник. Братия или сестры стоят с зажженными свечами и молятся Богу о том, чтобы душа инока обрела свой путь к Богу, полюбив молитву и храм. Недаром множество монастырей – мужских и женских, прославленных и малоизвестных – посвящено этому событию. Знаменитая Оптина пустынь – мечта многих русских паломников – празднует в этот день престольный праздник главного монастырского собора.
Духовный санаторий
«Духовной санаторией многих израненных душ» называл Оптину пустынь священник Павел Флоренский. И действительно, множество русских людей ехали в эту обитель, чтобы получить утешение в скорбях, молитвенную помощь, а также совет о том, как бороться со своими страстями. Главное сокровище знаменитого монастыря – четырнадцать Оптинских старцев, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью.
Старец – это человек, опытный в духовной жизни, получивший от Господа за свою подвижническую жизнь благодатные дары Святого Духа: духовное рассуждение, прозорливость, чудотворение. «Великая благодать дается старчеству – это дар рассуждения. У них, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая», – говорил преподобный Варсонофий Оптинский. Благодаря этому дару Оптинские старцы раскрывали людям духовные законы, помогали им понять жизненные обстоятельства, наставляли на пути к спасению души.
Служение Богу и людям
Свято-Введенский мужской монастырь – Оптина пустынь — был основан на берегу реки Жиздры недалеко от г. Козельска Калужской области несколько столетий назад. Много горестей испытала обитель за время своего существования: и бесчисленные разорения от литовцев и поляков, и упразднение во времена петровских гонений на монастыри.
Но узнала она и время расцвета, который начался в первой половине XIX века с введением старчества. В 1829 году ученики преподобного Паисия (Величковского) поселились в Оптиной во главе со старцем Леонидом (в схиме Львом). Преподобному Льву, который призывал иноков направить все силы на исправление своего сердца, было вверено духовное руководство братией. А настоятелем и великим строителем Оптиной в то время был преподобный Моисей.
Преемником старца Льва в его служении людям и духовном руководстве братией стал преподобный Макарий. Благодаря ему были изданы труды преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом оказывали духовные чада старца – супруги Киреевские. Под влиянием старца Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между Оптинским старчеством и русской интеллигенцией. К Оптинским старцам за советом и благословением приезжали Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и другие.
«Оптина пустынь была светочем духовной жизни. Сюда наши мыслители приходили для того, чтобы соприкоснуться с реальным духовным опытом оптинских монахов, чтобы в свете этого опыта оценить свои взгляды и убеждения. Одно дело – мысль, другое дело – жизнь. Мысль без дела не имеет ценности. Только тогда, когда мысль добрая осуществляется в реальной жизни людей, эта мысль имеет ценность. И наши великие мыслители это хорошо понимали и устремлялись сюда, чтобы из разговоров с теми, кто на своем личном опыте понял, что означают те ценности, которые пребывали в мыслях наших соотечественников в то время, ответить себе на главный вопрос: а что нужно сделать, чтобы самые высокие идеалы могли быть осуществлены в реальной жизни людей?» – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после совершения Чина Великого освящения Введенского собора.
Преподобный Амвросий Оптинский стал опытным руководителем и в духовной жизни, и в делах практических для очень многих людей. У него бывали известные философы и великие писатели, простой же народ тек к старцу рекой. Больше всего на свете старец дорожил человеческой душой и всеми силами старался помочь ее спасению. Он основал женскую Шамординскую обитель, в которой проживало до 1000 сестер. Старец неустанно заботился о ней последние 10 лет своей жизни.
Господь не оставлял Оптину без старцев, они как бы передавали эстафету друг другу. Старцы были разными и похожими одновременно. Объединяла их горячая любовь ко Христу, искреннее участие в судьбе каждого человека. В разное время старческое служение в Оптиной пустыни несли преподобные Антоний, Иларион, Исаакий (Антимонов), Иосиф, Анатолий (Зерцалов), Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон, Исаакий (Бобраков).
Последним из них пришлось пережить тяжкое время гонений, на их глазах была разорена обитель. Декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт. Все иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием и многие монахи впоследствии были арестованы, сосланы, погибли в лагерях, оставшиеся – вынуждены скитаться.
Возрождение былого величия
К счастью, время разрухи и запустения закончились. По молитвам Оптинских старцев верующие люди в России дождались большого праздника – обитель вернули Русской Православной Церкви, и с весны 1988 года началось ее возрождение.
Вот какие строки написал о том времени один из первых насельников возрожденной Оптиной – иеромонах Василий (Росляков):
Крапива выше меня ростом
Растет у стен монастыря.
Лишь на заброшенном погосте
Так буйно всходят семена.
Лишь на местах минувшей славы,
Среди стареющих святынь
Такие вырастают травы...
Крапива да еще полынь.
Но скоро, благодаря самоотверженным трудам братии, трудников и паломников, обитель стала возрождаться в былом величии. В это время были обретены мощи многих старцев, а в 2000 году преподобные Оптинские старцы были прославлены для общецерковного почитания.
В 1993 году верующих людей потрясла весть – на Пасху в Оптиной пустыни сатанист убил трех насельников: иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Ферапонта (Пушкарева) и Трофима (Татарникова). Сегодня часовня над их могилой – одно из почитаемых мест в монастыре. Сюда приходят паломники, чтобы помолиться об упокоении убиенных монахов и попросить их молитв о себе в том мире, где «нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».
Возрожденная Оптина пустынь – один из самых известных и любимых в нашей стране монастырей. Конечно, рано говорить о возвращении былого значения Оптиной пустыни как центра духовной жизни России. Но сегодня здесь так же молятся и трудятся монахи. А Оптинские старцы так же молятся за нас, но уже в Царствии Небесном. Они так же бесконечно добры и участливы, когда мы говорим с ними у их святых мощей и икон.
И так же едут сюда со всех уголков нашего Отечества и других стран паломники. Едут, чтобы помолиться за богослужением и услышать удивительное монашеское пение, чтобы потрудиться на монастырских послушаниях и полюбоваться храмами Оптиной. А самое главное – прикоснуться к иной реальности, к жизни людей, которые подобно Богородице стремятся воспитывать свою душу в храме, а жизнь посвящать Господу.
«Верю, что духовный опыт Оптиной пустыни востребован сегодня в Отечестве нашем не менее, чем в веке XIX. И дай Бог, чтобы приобщение людей к духовному опыту Оптиной помогло им избежать тех страшных ошибок, заблуждений и соблазнов, которые привели к крушению страны нашей и к гонениям на веру. Надеюсь, что пройденный нашим народом опыт и духовное жертвенное служение иночествующих помогут избежать в будущем всяких соблазнов и скорбей», – говорит Патриарх Кирилл.
***
«Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастия и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человеческому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями. Преподобный Амвросий (Гренков)
«Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по-человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу». Преподобный Варсонофий (Плиханков)
«Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь спасения». Преподобный Анатолий (Зерцалов)
«Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком». Преподобный Никон (Беляев)
Марина Шмелева
5 декабря 2017 г.