Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пророки и пророчества

С детства нам знакомо выражение: «Нет пророка в своем отечестве». А кто такой этот пророк? Предсказатель будущего, национальный герой или просто уважаемый человек? И почему Господь говорит, что закон и пророки до Иоанна (Лк. 16, 16), разве не прорицали будущее многие святые Новозаветной Церкви? Об особенностях пророческого служения в ветхозаветной истории рассказывает клирик храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г. Ершова священник Кирилл Бауков. Сегодня у нас урок Ветхого Завета.


В Священном Писании Ветхого Завета раздел пророческих книг занимает одно из самых значительных мест. Шестнадцать пророков-писателей по объему их книг традиционно разделяют на великих и малых: четыре великих — Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и двенадцать малых — Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Принадлежали пророки к самым разным слоям населения: среди них были крестьяне (Амос и Михей), священники (Иезекииль), храмовые прорицатели (Наум), приближенные царя (Исаия).

Слово «пророк», по-еврейски «нави», происходит от глагола «нават» — «говорить, передавать волю другого». «Нави» соответствует также таким понятиям, как «быть полным», «литься через край». Понятия эти сопутствуют образу вдохновенной речи, свободно льющейся из переполненного чувством сердца пророка. Пророки часто именуются «устами Иеговы».

«Некоторые говорят, — пишет святитель Василий Великий, — что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию Божия наития — богодухновенного делать изумленным, так, чтобы он… выходил из свойственного ему разума». Пророки не были похожи на языческих прорицателей, которые теряли в экстазе собственную личность. Благодать Божия, подаваемая пророку в момент призвания, помогала ему сохранять себя в состоянии духовной бодрости, способности чувствовать волю Божию, слышать слово Божие.

«Слушай, Израиль…»

Пророки призваны были поддерживать в народе веру в Единого Бога и готовить евреев к пришествию Мессии. Пророки старались удержать народ от идолопоклонства. Они объясняли, что для угождения Богу недостаточно лишь внешних обрядовых действий, необходимо сердечное исполнение Закона Божия и вера в Мессию.

Нравственная цель пророческого служения заключается в том, что пророки следили за чистотой жизни Израиля, обличали грех во всей его неприглядности, призывали к покаянию, разъясняли Закон Моисеев. Лучшим средством к достижению успеха в этой области служения был их собственный пример самоотверженной богоугодной жизни.

Ветхозаветные пророки в самых строгих словах, с безжалостной откровенностью обличали согрешающих, открыто им объявляли, как строги будут наказания за их беззакония. Пророк Исаия с такими словами обращался к еврейскому народу: Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?.. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем… Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! (Ис. 1, 4–6, 10–11, 13).

Истинный пророк — это не предсказатель, а человек, который возвещает людям волю Божию. Конечно, пророки предсказывали будущее, но это предсказание делалось не для того, чтобы удовлетворить людское любопытство. В этом откровении люди узнавали, каким образом воля Божия проявляется в событиях будущего, а историю своего народа пророк приводил в пример Божественного Промысла.

Пророческое слово порой было обращено к потомкам, поэтому современники могли не понимать его. Об этом свидетельствуют слова Книги пророка Иезекииля: И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, — вот, уже и сбывается, — тогда узнают, что среди них был пророк (Иез. 33, 32–33).

Особенностью пророчеств является то, что пророки видели грядущие события как уже совершающиеся или совершившиеся. Исторически разновременные события в пророческом созерцании оказываются в едином плане, на одной картине. Например, изучая пророческие книги, мы увидим, что избавление из Вавилона, первое и второе Пришествие Христово часто собираются воедино.

«И воскресшаго в третий день по Писанием…»

Центральное место в пророческом служении занимает проповедь о грядущем Мессии. Личность и деятельность Мессии отражены в пророчествах с удивительной подробностью и точностью. Так, пророки предсказали, что Мессия родится от Девы (Исаия), что Он родится в Вифлееме (Михей), что Он явится через 490 лет после плена (Даниил), что Он заключит Новый Завет с иудеями и язычниками (Иеремия), что Он торжественным образом вступит в Иерусалим (Захария), что Он войдет во Второй храм, построенный после Вавилонского плена (Аггей), что Он пострадает, умрет (Исаия), воскреснет из мертвых (Осия) и создаст всемирное духовное Царство, в которое войдут достойные (Исаия).

Каждому пророку открывалась только часть будущей картины, и поэтому пророческие созерцания имеют фрагментарный характер. Собирая пророчества о Христе, мы не можем сказать, что все события Рождества предсказаны одним пророком, поскольку каждый библейский пророк внес свою лепту в изображение Царства Мессии.

Последним пророком является Иоанн Предтеча. Господь говорит о нем такие слова: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11, 11). Иоанн Предтеча завершает период естественного развития и возрастания человечества и приготовления людей к принятию Мессии. Ветхозаветные пророки только предвещали наступление будущего Царства Небесного, а служение Иоанна Крестителя завершает этот подготовительный этап спасения рода человеческого.

Грозный пророк

пророк Илия3.jpg2 августа Православная Церковь совершает память одного из самых известных и почитаемых в нашем народе пророков. Пророк Илия не увидел смерти на земле и был удостоен рая. Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, которых Христос выводит через взломанные врата ада.

Пророк Илия жил примерно за 900 лет до пришествия в мир Спасителя. Он начинает свое пророческое служение в Израиле в годы правления царя Ахава. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, приносил им человеческие жертвы. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению.

Пророк Илия, видя гибель своего народа, стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и вернуться к истинному Богу. Он предупреждал, что если царь и его народ не обратятся, то царство постигнет голод. Ахав не воспринимал всерьез слова пророка, и в стране настали засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в городе Сарепта.

Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой  Богу — и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см.: 3 Цар. 18, 21–24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба сошел огонь и попалил не только дрова и жертву, но и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей, продолживший на земле служение своего учителя.

Во время Преображения Христос беседовал на горе Фавор с Моисеем и Илией, которые были олицетворением Закона и пророков. И тот и другой беседовали в своей земной жизни с Богом и тем самым засвидетельствовали апостолам, что Христос и есть истинный Бог.

По преданию Православной Церкви, пророк Илия будет предтечею второго Страшного Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.


Оставить комментарий
Поделиться в: