Нужен ли «фильтр» на пути к Богу?
«А можно как-то без беседы обойтись и поскорее окрестить ребенка?» — подобные вопросы нередко приходится слышать сотрудникам церковных лавок от нетерпеливых родителей, желающих как можно быстрее окрестить своих чад. Малейшая попытка растолковать смысл этих бесед нередко воспринимается в штыки. Для чего проводятся огласительные беседы перед крещением и стоит ли ставить такой своеобразный «фильтр» на пути к Господу — на эту тему мы беседуем с иеромонахом Спиридоном (Савиным).
— Отец Спиридон, для чего все-таки необходимы огласительные беседы?
— В ходе таких бесед священники разъясняют будущим крестным родителям и взрослым людям, желающим принять крещение, основы православной веры, те азы и нормы, которые истинный христианин просто обязан знать. Именно во время огласительных бесед поднимаются жизненно важные вопросы: что значит верить в Бога? от чего спасает Христос? и вообще, для чего мы живем?
Оглашение (или катехизация), то есть обучение основам веры, существовало в Церкви с древнейших времен и было прервано в годы безбожия. Только раньше огласительный период зависел от степени воцерковленности человека и мог длиться даже до нескольких лет. Считалось, что если семья благочестивая и ведет жизнь, исполненную духа Христова, то после принятия таинства должным образом примет и благодать Божию. Поэтому тех, кто был далек от Господа, к крещению просто не допускали.
— К сожалению, в последнее время многие крестные предпочитают формальное крещение: изыскивают пути, чтобы увильнуть от огласительных бесед, сетуя на нехватку времени.
– Если крестный не желает знать о православной вере, о жизни христианина, о том, для чего нужно крещение, то вряд ли он сможет достойно исполнять эту важную миссию. Ведь Таинство Крещения обязывает человека отказаться следовать греху. Бог во время крещения возрождает человека и освобождает его от плотской, греховной жизни и ведет к духовной. В итоге человек обретает благодатную силу.
Крещение — это лишь начало пути с Христом, по которому человек должен идти всю жизнь. Это путь борьбы, и прежде всего с самим собой, со своими грехами и страстями, и он не может быть легким. Проходить его можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее таинствах. Если человек отказывается идти по этому пути, то он становится воином, принявшим присягу и отказавшимся воевать. Поэтому формальное принятие крещения является грехом для крещаемого и может негативно отразиться на его судьбе.
Роль крестных здесь особенно велика, ведь, по сути, они становятся проводниками ребенка в духовной жизни. Поэтому игнорирование церковной жизни восприемниками и их отказ воспитывать своих крестных чад в православной вере — это обман Бога.
— Увы, практика подбора современных крестных такова: это либо близкий друг семьи, либо состоятельный родственник, который о вере ничего не знает и знать не желает, зато дорогие подарки дарит. Может ли Церковь пойти на компромисс, учитывая пожелания родителей ребенка?
— Церковь не допускает к Таинству Крещения людей, далеких от Православия и категорически отказывающихся его познать. К тому же, если этот человек ведет неблагочестивую жизнь, скажем, живет в блуде, сквернословит, допускает хамское отношение к своим близким и родным, то вряд ли он сможет быть примером для своего крестника и тем более способствовать его духовному развитию.
Для родственника, который не следует церковным канонам, чужды понятия о любви к Христу и ближнему. Какое душеполезное воспитание может дать такой крестный? Никакого! И напротив, если крестный ведет благочестивую жизнь и учит ребенка жить с Христом и соблюдать все Его заповеди, то будет обратный эффект. Тогда и ребенок вырастет благочестивым. Поэтому родителям необходимо выбирать верующих крестных. Если же таких нет, то родителям стоит вовсе отказаться от них и самим окрестить свое чадо. Лучше обойтись без крестных, чем пригласить формальных «свадебных генералов».
— Огласительные беседы обязательны для всех без исключения?
— От них освобождаются только воцерковленные люди, которые живут по заповедям и регулярно посещают храм. Для всех остальных прохождение этих бесед обязательно. Во время них выясняется уровень осведомленности будущих восприемников о вере в Бога, о жизни земной и вечной, о грехе и добродетели. Вторая часть беседы посвящена разбору Символа веры. Каждая беседа длится 1,5–2 часа, по ее окончании уже можно задать священнику интересующие вопросы. Случается, что как раз во время таких бесед и выявляют людей, явно настроенных против Бога и не желающих изменить свою позицию. Таких людей Церковь просто не может привлекать в качестве крестных.
— А случаи отказов уже были?
— Совсем недавно у нас произошел неприятный инцидент. В Покровскую епархию обратился мужчина с просьбой окрестить свою восьмимесячную внучку. При этом он пояснил, что крестные категорически отказываются проходить огласительные беседы. На наш вопрос: почему? — пояснил, что они работают в органах федеральной безопасности. На наши объяснения о необходимости этих бесед мы услышали резкое осуждение Церкви. В итоге мы выяснили, что этот человек, родители девочки и крестные просто не принимают церковные традиции и правила. Ответ здесь один: а зачем крестить? Смысл такого крещения? И какую духовную пользу это таинство будет иметь для ребенка? Об этом, к сожалению, ни дедушка, ни родители ребенка думать не желают.
— Куда обращаться, чтобы пройти огласительные беседы?
— Огласительные беседы проходят сейчас в каждом храме нашей митрополии. На них нужно предварительно записаться в свечной лавке.
Будущим крестным проходить эти беседы просто обязательно. Ведь необходимость обучения перед крещением определена Самим Господом Иисусом Христом. Это следует из Его слов, обращенных к апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).
Беседовала Елена Гранкина
16 августа 2012 г.