Дитя общества и времени
Споры о русской судьбе, месте народа в истории нашли отражение в религиозной и исторической живописи XIX века. Духовный поиск всегда был важной частью духовно-нравственной жизни русского общества. Удивительно, но в русской живописи конца XIX – начала ХХ века религиозная тема звучит необыкновенно пронзительно даже в творчестве тех художников, которые с точки зрения идеологически выверенного советского искусствоведения считались прогрессивными.
«А он, мятежный, просит бури»
С одной стороны, основным направлением в изобразительном искусстве данного периода становится критический реализм, отличающийся повышенным вниманием к реальной жизни людей, стремлением вскрыть пороки общества. С другой стороны, художники стараются найти среди социальных бурь своей эпохи тот якорь, который удержит общество от дальнейшего распада, который задаст вектор его духовного обновления. Этим якорем становится вера. Поэтому не случаен интерес художников второй половины XIX века к евангельским сюжетам.
Иван Николаевич Крамской, посетив ряд музейных собраний Европы, изучив работы художников эпохи Возрождения, написал: «Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей».
Впрочем, и сам Крамской в своем творчестве хотел осмыслить религиозные сюжеты в их человеческом содержании, стремится показать Христа, Богоматерь как страдающих людей. Так, темой самой известной его картины «Христос в пустыне» становится выбор жизненного пути, раздумье, от которого зависит судьба человека. Закончив картину, Крамской напишет: «Христос ли это? Не знаю... Это есть выражение моих собственных мыслей». Именно поэтому одни видели в Христе Крамского нигилиста-революционера, конкретный образ современника, другие – Богочеловека.
«Ты не Христа изобразил…»
Для другого русского художника – Николая Ге – в Евангелии важен содержащийся в нем нравственный опыт человечества, этический завет, нуждающийся в переложении на язык современной эпохи. Христос в его произведениях – носитель высших духовных ценностей, но в то же время – преследуемый, страдающий Человек.
Художника интересует не только образ Спасителя. Он один из первых русских художников поднимает тему предательства Иуды. В 1891 году Ге создает картину «Совесть. Иуда». Иуда на картине Ге одинок, осужден на вечные муки. Художник затрагивает мучивший людей конца XIX века вопрос о проснувшейся больной совести, о вине русской интеллигенции за страдания народа. Евангельская тема обретает для Николая Ге общечеловеческое содержание.
Василий Дмитриевич Поленов, известный большинству по картине «Московский дворик», исходил из теории, что Христос был реальным человеком, прежде всего философом, а не Богочеловеком. Поленов хочет показать Христа мудрым и справедливым. Художник напишет более шестидесяти работ на евангельские сюжеты. Его Герой выступает против лицемерия и жестокости, облаченных властью «пастырей», против низменных звериных инстинктов, которые разжигает толпа. Жена художника чутко уловила идею: «Я чувствую, я понимаю, ты не Христа изобразил…» – говорила она.
«Если вам не нравится Репин…»
«Среди художников 60-х и 70-х годов самым крупным и замечательным является Репин. Несомненно, что по своему огромному, совершенно из ряда вон выходящему таланту он достоин занять одно из наиболее видных мест в истории – и не одного только русского – искусства», – писал искусствовед Александр Бенуа. «Ну, знаете, что я вам скажу – если какому-нибудь художнику или просто человеку не нравится Репин, то это не художник, а просто балда», – вторил ему известный художник Н.П. Крымов.
Творческая пытливость Репина, разнообразие используемых им тем, жанров и приемов позволили ему стать «обнаженным нервом» исторической эпохи. Его творчество не потеряло актуальности сегодня – поскольку общие, фундаментальные противоречия движут развитие общества и в XXI веке.
Но, несмотря на всеобщую любовь и признание, художника часто упрекали в непостоянстве, в отсутствии глубокой проработки темы, в излишнем психологизме персонажей в ущерб философской глубине образа. Тот же Александр Бенуа писал: «Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления. Репин – дитя общества и времени».
Да и сам Илья Ефимович частично признавал это. «Меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь».
Критики не щадили художника, но его картины стали энциклопедией жизни России второй половины XIX века. Наиболее известны: «Крестный ход в Курской губернии», «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Торжественное заседание Государственного Совета», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван», портреты Модеста Мусоргского, Павла Третьякова, Льва Толстого.
Начало пути
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. В возрасте 16 лет он присоединился к кочевой артели иконописцев. Роспись церквей, отдельные заказы на иконы – так начал свою творческую деятельность Илья Репин. Первые работы художника посвящены религиозной теме, которой суждено было пройти через все его творчество.
В 1916 году вышла книга И.Е. Репина «Далекое близкое». Одно из ярких воспоминаний детства впечатлительного и пылкого мальчика: «Я задумал сделаться святым и стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя в небо».
В 1863 году он отправляется в Петербург, чтобы учиться в Академии художеств. Время учебы Ильи Ефимовича пришлось на десятилетие после крестьянской реформы, он формировался как человек и художник в обстановке острой общественно-политической борьбы и полемики в обществе о путях дальнейшего развития страны. Это, без сомнения, найдет отражение в его творчестве. Еще студентом Репин начал картину «Бурлаки на Волге», принесшую ему всероссийскую славу.
«Живая картина жизни»
Значительно менее известна религиозная живопись Ильи Репина. Между тем этому жанру он посвятил как свои студенческие работы, так и картины последних лет жизни. В качестве выпускной работы в Академии художеств он представил полотно на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Как вспоминал потом Репин, он постарался передать, как восприняли бы члены его семьи, если бы некто, «обладавший даром целителя», смог вернуть жизнь его рано умершей сестре Усте. В результате евангельский сюжет превратился в «живую картину жизни».
Один из учеников Репина художник М.Д. Бернштейн считал его работы на религиозную тему творческими неудачами художника: «Репину была чужда религиозная тема, она противоречила его реалистическому восприятию живой действительности». Едва ли это так.
«Евангельские сюжеты» предшествовали созданию картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Репин получил заказ на изображение святого Николая Мирликийского от игуменьи Николаевского женского монастыря, куда приезжал к двоюродной сестре Эмили (в монашестве – Евпраксии).
Сюжет картины связан с одним из деяний святителя Николая, которое он совершил в свою бытность епископом в Мире Ликийской. Будучи в отъезде, он узнал о том, что градоначальник Евстафий осудил на казнь трех невинных людей. Епископ Николай спешно возвратился в Миру, чтобы спасти невиновных. Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал дальнейшее: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил, он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осужденных освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…».
Момент, когда святитель Николай останавливает меч палача, и был изображен художником. На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте святителя Николая Мирликийского, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника, а также фигуры и лица осужденных, которые уже не верили в возможность своего спасения. Художник создал два варианта картины. Современники видели в ней призыв к отмене смертной казни.
«Неисчерпаемый Репин»
Так на рубеже XIX-XX веков говорили о художнике современники. На склоне лет в 1920-е годы Репин почти постоянно работал в своей мастерской в Пенатах над какой-либо евангельской темой: «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение святого Петра», «Отрок Христос в храме», «Христос в пустыне».
Однако долгое время популяризировались другие работы художника, к примеру, «Отказ от исповеди», что создавало иллюзию чуть ли не атеизма Репина. Но если воспринимать их в контексте его религиозной живописи, понимаешь – это не восторг перед человеком, утратившим Бога в своей душе, а глубокая жалость к нему.
Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.
Оксана Баландина
20 декабря 2017 г.