Стать для детей другом
Наталья Леонардовна Бударина – человек яркий, энергичный. Она много лет проработала с детьми и до сих пор горит желанием поделиться с ними своим опытом, знаниями, а самое главное – любовью. Как сделать уроки яркими, а разговор задушевным? Стоит ли перечитывать классическую литературу? На эти и многие другие вопросы поищем ответы вместе.
– Наталья Леонардовна, как ни прискорбно это признать, профессия школьного учителя многим молодым людям кажется либо скучной, либо неимоверно тяжелой. Даже те, кто выбирает после школы педагогический вуз, стараются устроиться на работу куда угодно, только не в школу. Расскажите, чем в свое время привлекла эта профессия Вас?
– На меня повлиял личный пример нашего учителя математики Степаниды Степановны. Она разговаривала с нами без всякого превосходства, как со взрослыми, спрашивала наше мнение, позволяла нам с ней спорить и даже порой доказывать свою правоту. Вот этот образ учителя-друга и привлек меня в профессию. Она была настолько интересным человеком, так замечательно, красочно рассказывала, мы слушали ее с открытым ртом. Может, и мне захотелось, чтобы меня так слушали (улыбается). Захотелось для кого-то тоже стать другом.
– Ожидания и школьная действительность совпали?
– Начинала я работать в маленькой сельской школе, где в 10 классе было всего два ученика. Там, конечно, был и личный подход, и доверительные беседы по душам, и чтение вслух. На что в городском лицее у меня впоследствии просто не было времени. Навалилось столько всего – отчеты, работа с родителями, заполнение журналов. Порой учителям не хватает времени на живую беседу с учениками...
– Почему именно филолог, а не математик, к примеру, как любимый учитель?
– Уже потом, когда я пришла в храм, прочла: В начале было Слово (Ин. 1, 1). Привлекло именно изучение языка, слова. В школе делала стенгазету, пробовала писать стихи, какие-то маленькие рассказы, вела дневники. Слово было со мной всегда, и мне хотелось научиться им владеть. Кстати, по математике у меня никогда и не было хороших оценок. Но все свои заметки я показывала Степаниде Степановне, а не учителю русского языка.
– Ваша коллега – героиня фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» – говорит: «Я пытаюсь учить их думать». Поделитесь опытом – получается?
– Всегда старалась на уроках задавать детям вопросы: «Почему вы так думаете? А как бы вы поступили на месте героя?» Есть такое утверждение: дай человеку рыбу – он будет сыт один день, а научи ловить ее – он будет сыт навсегда. Вот и нам нужно стараться учить детей думать, а не только готовые знания давать.
– Вы пришли к вере во взрослом возрасте. Повлияла ли на этот путь русская литература с ее извечными вопросами о смысле жизни?
– Конечно, если бы я не знала Пьера Безухова с его исканиями, если бы я не изучала Достоевского и его произведений, у меня не возникло бы многих вопросов. Эти произведения стали неким зерном. На эти размышления, конечно, наложились и свои переживания, благодаря которым я и пришла в храм.
– Что бы Вы посоветовали перечитать из русской классики тому человеку, который уже посещает храм?
– Недавно, перебирая свои книжные полки, я вспомнила, что моя мама в последние годы своей жизни стала очень много читать. Я тогда подумала: «Бедная моя мама, она от одиночества стала перечитывать уже по десятому разу Чехова, Лескова». А мама мне тогда сказала: «Ты не представляешь, это так замечательно. Я как будто живу в эту историческую эпоху». А теперь и сама, протирая полочку, взяла «Преступление и наказание». В школе для меня это был увлекательный детектив, просто триллер какой-то. В институте уже заметила нравственные переживания и поняла, что это нравственное преступление в первую очередь. А недавно прочла мнение филолога, который советует посмотреть на Раскольникова как на Каина. Это как раз повод перечесть.
Печорин у Лермонтова был для меня настоящим романтическим героем, несмотря на скептические замечания мамы: «Он же эгоист». А когда в храм пришла, посмотрела совсем другими глазами: он же все заповеди, какие есть, нарушил. И об этом тоже надо с детьми разговаривать.
– Сейчас Вы являетесь помощником благочинного Балаковского округа по религиозному образованию и катехизации. В чем лично Вы видите свои главные задачи?
– Хотелось бы поделиться с людьми тем, что имею. Есть опыт руководителя, методиста, в образовании проработала много лет. Занимаюсь организацией взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, с воскресными школами, организацией методических семинаров, вебинаров, конференций, одним словом, просветительской работой. Мне нравится выражение Марины Цветаевой: «В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел». То есть у многих людей души просто спят, их надо будить. Хотелось бы помогать в этом нашему благочинному архимандриту Амвросию (Волкову).
– Как Вы организуете взаимодействие с педагогами общеобразовательных школ?
– На базе нашей воскресной школы работает площадка для обмена опытом педагогов «Основ православной культуры». Конечно, не все педагоги, даже преподающие эту дисциплину, откликаются на наше предложение о сотрудничестве. Кому-то, видимо, это не интересно. Но те, кому это близко, с радостью принимают участие во всех мероприятиях и очень благодарят за них потом.
В 2015 году мы создали объединенную группу творческих учителей общеобразовательных и воскресных школ Балаковского благочиния Покровской епархии и Татищевского благочиния Саратовской епархии. В Татищево я раньше работала, знакома с учителями. В Балаково проходил конкурс методических разработок, там мы познакомились, к примеру, с Н.В. Родкиной, Н.Ю. Казаковой. И стали создавать уже совместные проекты, давать открытые уроки на площадках городских библиотек, музеев. А это уже просветительская работа.
Будем рады, если к нам присоединятся педагоги из других благочиний нашей епархии.
– Как помощник благочинного и директор воскресной школы «Девора» Свято-Троицкого храма г. Балаково Вы участвуете в реализации очень многих образовательных проектов. Расскажите немного о них.
– Четыре года в нашей воскресной школе работает проект «Счастливые дети» – организация православной летней детской площадки. Мы подавали заявку на участие с этим проектом в грантовом конкурсе «Православная инициатива», но победителями не стали. Однако не огорчились и все равно решили проект реализовать. Каждый год мы проводим тематическую летнюю площадку, и тема всегда разная – к примеру, милосердие, патриотизм. Площадка работает месяц, с полным днем пребывания. К сожалению, помещение для отдыха у нас небольшое, поэтому в группе человек 20-25. Хотя желающих гораздо больше, заявки родители начинают подавать с февраля.
Педагоги из Маркса спрашивали у нас программу православной площадки, мы с радостью поделились.
На базе воскресной школы проводим детские конференции, работает родительский клуб. Ведем для них беседы, смотрим фильмы. Родители участвуют в общешкольных мероприятиях, а самое главное – в богослужениях, 90% стали прихожанами храма. Причем многие пришли в храм именно через воскресную школу и стали ответственными, активными помощниками.
– Подростки часто бунтуют против воли и авторитета родителей, а зачастую и против нравственных норм и принципов, даже рискуя попасть в беду и искалечить себе жизнь. Почему, на Ваш взгляд, так происходит?
– Всему виной юношеский максимализм, они хотят самостоятельности, но не знают, как ее реализовывать на практике. Родителям нужно быть очень осторожными с детьми в этот период, с большим вниманием и уважением относиться к их чувствам. И не отчаиваться, ведь бывает, что уходит в этом возрасте ребенок из храма, а потом возвращается. Есть такие примеры.
– Вам много приходилось работать с девочками-подростками. Почему они часто теряют контакт со своими мамами? Какие фильмы Вы посоветовали бы посмотреть маме вместе с дочерью-подростком?
– Все разговоры с родителями мы начинаем с совета: «Начинайте с себя, потому что воспитать можно только личным примером».
Много фильмов можно посмотреть, к примеру, «Безотцовщина». В нем рассказывается, как мать в погоне за личным счастьем оставила дочь в детском доме, а потом захотела наладить с ней контакт, когда девочка выросла. Как поступок матери пагубно повлиял на личную жизнь дочери. Это можно обсудить с взрослеющей дочерью – нельзя думать только о себе, наши поступки отражаются на тех, кто рядом. Или фильм «Мачеха», в котором, напротив, показано, как много может сделать любовь, сострадание и самопожертвование. Ведь когда девочка в конце фильма говорит: «Мама», – на самом деле слезы от радости текут.
– Легко ли, на Ваш взгляд, воспитывать ребенка в храме?
– В младшем и среднем возрасте легче, ведь они стараются во всем подражать родителям. Дошкольники хотят попасть на исповедь, потому что так делают старшие.
С подростками, конечно, сложнее. Хорошо, если в храме у них есть какое-то настоящее дело. К примеру, мы дружим с клубом «Белая ворона», который посещают молодые люди с нарушениями интеллектуального развития. Они приходят к нам, чаще мы с воспитанниками школы их навещаем. Это такие взрослые маленькие дети, которые радуются подаркам, общению.
В этом году готовили для них совместное мероприятие к Дню матери и празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Идея этого мероприятия родилась после того, как участники клуба съездили в паломническую поездку в Дивеево. Мама одного юноши сказала: «Я поехала туда, как на экскурсию, а приехала совсем другим человеком». И попросила, чтобы мы какую-то беседу посвятили Богородице. Готовили с детьми литературно-музыкальную композицию, посвященную Богородице, ее родителям — праведным Иоакиму и Анне. Готовили подарки для мам – красиво оформленные молитвы за детей.
Беседовала Марина Шмелева
Педагогам:
На сайте www.devora.pravorg.ru вы можете больше узнать о работе воскресной школы, о просветительских проектах. А написав на почту bal-prhram@yandex.ru, попросить поделиться материалами или прислать свои методические разработки, которые смогут использовать педагоги в нашей епархии.
22 декабря 2017 г.