Заповеди и запреты Христовы
Если спросить нашего современника, что ему больше всего не нравится в христианстве, то нередко можно услышать в ответ: запреты. И, как правило, запрещается то, что больше всего хочется человеку. Заповеди и запреты – в головах многих людей эти понятия отождествлены. Не в этом ли корень множества проблем, непонимания сути христианской религии? Поговорим на эту тему с благочинным Краснокутского округа, председателем дисциплинарной канонической комиссии протоиереем Александром Писларем.
Возлюби Бога и поступай, как хочешь.
Блаженный Аврелий Августин
– Отец Александр, действительно ли запреты являются главным жизненным стержнем христианства?
– Весь ветхозаветный период истории человечества действительно сопряжен с множеством запретов. Заповеди, данные Богом через пророка Моисея на горе Синай, носят характер запретов, все они говорят о том, чего человек не должен делать, все с частицей «не». Эта система запретов помогала людям в дохристианское время противостоять греху, чтобы он полностью не поглотил весь человеческий род.
Запретами Господь четко проводит границу между добром и злом, для ветхого человека это было понятно, только так можно было уберечь его от гибели, сохранить отношения с Богом до прихода в мир Христа Спасителя. Читаем в книге Исаии: Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, кто тьму почитает светом, и свет тьмою (5, 20). В этом и был смысл Ветхого Завета, чтобы, с одной стороны, определить границу между добром и злом, с другой, дать человеку понимание, как глубоко он поврежден грехом и как нуждается в спасении.
– В Ветхом Завете Господь представляется слишком суровым и даже жестоким. В Новом Завете все пронизано любовью и прощением. Отчего с Богом произошла такая перемена?
– По своей природе Бог неизменен, Он не меняется от одного Завета к другому, Его гнев и любовь одинаковы в обоих Заветах. В Ветхом Завете говорится, что Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый (Исх. 34, 6). В Новом же Завете Божья любовь, доброта и милосердие раскрываются еще полнее: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человеческого рода к пришествию Спасителя. Поэтому в Ветхом Завете Господь наставляет, ограждает от греха и обещает наказание за непослушание: Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши (Лев. 26, 18). После спасительной крестной жертвы Христа и Его Воскресения в мир пришла благодать Святого Духа. Господь дает людям новые заповеди, которые в Евангелии названы Заповедями блаженства. Они известны каждому верующему человеку, это уже на запреты, как это было в Ветхом Завете, а описание нормального состояния человека, живущего с Богом. Путь к спасению назван. Мы видим, что блаженным назван тот, кто кроток, милосерден, чист сердцем, кто жаждет правды и вносит в окружающую жизнь умиротворение.
И Ветхий, и Новый Заветы даны нам во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3, 15), и когда мы их изучаем глубже, то становится ясно, что Бог неизменен. Ветхозаветные заповеди вместе с новозаветным учением составляют единый нравственный закон, понятный каждому, кто ищет спасения своей души.
– Поясните, пожалуйста, известную цитату блаженного Августина: «Возлюби Бога и поступай, как хочешь». Особенно в ней смущают слова «поступай, как хочешь».
– Слова блаженного Августина как раз и дают понимание христианской свободы. Современный человек ежедневно совершает поступки, связанные с выбором – на бытовом уровне, социальном, политическом и т.д. Но есть для каждого человека уровень выбора абсолютно личный, ни от кого и ни от чего не зависящий, – это духовный выбор, между добром и злом. Древний богослов и философ, христианский проповедник Аврелий Августин в этом высказывании говорит нам о том, что, возлюбив Бога, человек не сможет совершать того, что противно Богу. Его поступки будут всегда правильными, в сторону добра. Познав Бога, человек обретает истинную свободу, он освобождается от того, что его порабощает: от страстей, пороков, грехов. В этом состоянии свободы он действительно может делать, что хочет, потому что злого уже не выберет. Это и есть самый высший вид свободы, который у человека никто не сможет отнять. Вспомните слова Спасителя: Познайте истину, и истина сделает вас свободным (Ин. 8, 32).
– Люди такой свободы не всегда понимают. Сталкиваясь с открытой пропагандой зла, они часто зло и выбирают, полагая, что в этом и есть суть свободы.
– К сожалению, ложное понимание свободы ведет к падению всяких нравственных устоев, к безумию и гибели. «Если Бога нет, то все позволено». Это прекрасно показал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Раскольников пытался себя убедить, что при каких-то условиях даже убийство человека возможно, ведь он «не тварь дрожащая» и потому «имеет право». Но, нарушив закон перед людьми и Богом, сделав неправильный выбор в сторону «убивать», герой Достоевского лишается своей внутренней свободы. Наказанием для героя романа становятся отчуждение от людей и нравственные страдания. Муки совести лишь подтверждают, что нарушение Закона Божьего приносит человеку гораздо больше мучений, чем наказание физическое.
– Исполнять заповеди – это все, что требует Господь от человека. Но почему Бог дал такие заповеди, которые без Него невыполнимы?
– Действительно, без Бога ни одной заповеди человек не может выполнить, потому что природа его сильно повреждена, испорчена грехопадением первого человека. Даже если он совершает какие-то внешние действия, например, подает милостыню нищим, с какими мыслями он эту заповедь выполняет? С любовью и состраданием или похвалив себя за добродетельный поступок, оглядывается вокруг – все ли видели, какой он милосердный? А гордость, тщеславие – это те страсти, которые уничтожают все добродетели. Исполнение заповеди совершается, прежде всего, в душе человека, а не только во внешних его поступках. Задача христианина — подготовить свою душу, освободить ее от сорняков, от страстей, сделать ее способной к восприятию Божией благодати, которая его потом и меняет в сторону святости. Христианин должен постоянно трудиться над собой, не оставлять без внимания свою душу, видеть свои болезни, свои страсти. Что заставляет верующего человека ходить в храм, участвовать в церковных таинствах? Он видит, какие положительные изменения происходят с ним, когда он с Богом, и какие беды, если отступает от этого пути.
– Но если человек повинуется Богу только из чувства страха, ценна ли его вера?
– Само понятие страха неоднозначно. Есть страх раба, который боится наказания своего господина, и есть страх сына, который боится оскорбить отца, потому что любит его. Рабская боязнь наказания – это первая ступень взаимоотношений Бога с человеком, и она не меняет человека, не открывает ему путь к обожению.
– Как же перейти на следующую ступень, выдавить из себя раба и приобрести сыновнее отношение к Богу?
– Стремясь к исполнению заповедей, мы видим, как Господь помогает нам на всех жизненных путях, не только во внутренней духовной борьбе, но и в конкретных жизненных обстоятельствах. В любом человеке, который на своем опыте убедился, что Бог всегда рядом, во всем ему помогает, как о том говорит псалмопевец царь Давид, особенно в 90-м псалме «Живый в помощи», обязательно появится чувство благодарности. Из чувства благодарности вырастает и любовь к Богу, это тоже некий процесс. К сожалению, не всегда человек переходит от чувства благодарности к любви. Да и благодарить часто забывает. Вспомним исцеление прокаженных, описанное в Евангелии. Когда Господь избавил людей, страдающих этим недугом, то лишь один возвратился, чтобы поблагодарить Его. Он дал нам пример того, как человек обретает любовь к Богу, не вдруг, не сразу, а постепенно.
– Отец Александр, возвращаясь к теме заповедей и запретов, все-таки можно поставить между ними знак равенства?
– Без запретов в христианской жизни никак не обойтись. Наступает время поста, и мы постимся. Это запрет? Да. Но без него мы не преодолеем гордыню, не научимся смирению. Монашество – высший способ христианской жизни – тоже сопряжено с целым рядом запретов. Человек отказывается от семейной жизни, от материальных благ, от всего мирского. Это необходимо для духовного возрастания. Запреты – это некое средство, при помощи которого человек стремится исполнить заповеди Божии и может достигнуть главного – стяжать благодать Божию.
– Очень часто святые требуют отказаться от земных радостей, говоря, что истинная радость только в общении с Богом. Но разве грешно получать удовольствия от того, что Бог дал человеку: любовь, творчество, успех, общение с друзьями, развлечения и т.д. Господь даровал нам много всего яркого, вкусного и разнообразного, как быть с этим?
– Вся красота мира, все радости земные – все от Бога. Первое чудо, совершенное Христом, было претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Что за свадьба без вина, без песен и веселья! Когда все совершается к месту и ко времени, почему же надо лишать себя этого? Поводов для радостей у человека много. Общение с близкими, с детьми, радость творчества, радость от созерцания природы, встречи с искусством и т.д. Христианин ни в коем случае не должен отказываться от земных радостей. Но и не должен превращать в культ телесные наслаждения, что сегодня как раз и наблюдается. Если человек всегда пребывает с Богом, то перед ним открывается Небо, и его ждет великая радость не только на Небесах, но и здесь, на земле.
Беседовала Ольга Стрелкова
28 декабря 2017 г.