Всегда ли свята любовь?
Мировоззрение церковного и нецерковного человека очень отличается в вопросах, что есть грех, а что добродетель. Но в одном они точно едины: любовь — прекрасное, Богом данное человеку чувство, замечательная способность его души. А может ли любовь быть проявлением страсти или пристрастия, своеобразной болезнью духа? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, как понимать слова: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). Как может Бог, имя которого Любовь, так открыто призывать к ненависти?
— На мой взгляд — это один из основных нравственных ориентиров в христианстве. Именно в этой фразе Христос расставляет приоритеты в жизни человека: как он должен относиться к себе, к ближнему и к Богу. Здесь речь идет не о ненависти в прямом смысле слова, а об отречении от земных привязанностей ради Христа, о неком жизненном выборе. Человек на первое место в своих мыслях, поступках, повседневных заботах и великих устремлениях должен ставить Бога. А все остальное распределяется вокруг Господа. Когда же в центре жизни помещается кто-то или что-то, а Бог остается на периферии, духовного совершенства достигнуть невозможно.
Поэтому человек должен возненавидеть или отвергнуть человеческую привязанность и последовать за Христом. Потому что, возлюбив всем сердцем Господа, он начинает любить и тех людей, которые являются образами Бога, Его творением. Совершенно другую картину мы видим, когда человек вроде бы и верит в Бога, любит Его, но на первое место ставит ближних, а на самом деле зачастую даже и не ближних, а самого себя.
Также в этом отрывке говорится о том, что человеку приходится каждодневно, выбирая между Христом и ближним, на самом деле выбирать между грехом и добродетелью. Об этом же фраза: Враги человеку — домашние его (Мф. 10, 36). Часто наша любовь к ближним не является в самом высоком смысле любовью, это проявление страстей самолюбия, тщеславия, гордости. Или же эти страсти проявляются в жизни наших ближних, когда они чего-то требуют от нас. Когда наши ближние просят о помощи, конечно же, нужно послушать их и помочь. А вот когда выполнение их просьбы — грех, нужно бескомпромиссно поступить по заповеди, следуя за Христом.
— В светской литературе нередко можно встретить рассуждения о святой материнской любви, которая способна на великие чудеса. Скажите, любовь матери свята априори или в ней может быть нечто несовершенное?
— В каком-то смысле материнская любовь действительно свята. Она, наверное, самая преданная, бескорыстная, жертвенная. Женщина ради детей, как правило, готова на любой подвиг, на саму смерть, забывая о себе.
Но, с другой стороны, и в любви матери к своим детям может прослеживаться эгоизм, гордость, тщеславие. Как любое чувство, если оно не основано на любви к Богу, материнская любовь может быстро обратиться в страсть. Порой мы видим, что именно из-за беззаветной любви матери сын или дочь вырастают настоящим чудовищем. Потому что любовь матери все и вся покрывала, даже грех.
Есть прекрасные примеры по-настоящему жертвенной любви, например жизнь мучеников Иулиты и Кирика. Женщина, имея единственного сына, выбрала смерть и себе, и своему ребенку, но не отреклась от Христа. А для матери это самое страшное. Ведь когда страдаешь ты — это одно, но когда видишь страдания любимых людей, это намного тяжелее. И ее выбор — это не бесчувствие, не холодность, а поступок настоящего верующего человека. Ведь все мы умрем. Вопрос — как: сохраним ли достоинство, с чем будем уходить? Это очень важно.
— Заповедь о любви к родителям мы также находим на страницах Священного Писания. Но в то же время наступает в жизни человека момент, когда он должен, образно говоря, улететь из родного гнезда. Это всегда болезненно и для детей, и для родителей. Как христианин должен относиться к этому?
— В Священном Писании сказано: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12). Это общечеловеческий принцип жизни. Но также мы встречаем и другую фразу: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19, 5). Достигнув определенного возраста, человек оставляет дом своих родителей, их семью и начинает создавать свою. Это болезненно. Но тот родитель, который правильно все понимает и имеет любовь к своему ребенку, а не страсть, немного потерпев, отпускает его и со временем получает плоды. Видя внуков, заботы своих детей о себе. Очень важно дать детям сделать тот выбор, который когда-то сделал и ты. А если у тебя этот выбор был ошибочен, помоги не ошибиться своим любимым.
— Как любовь отличается от страсти?
— Критерий один — если наши поступки, наши добродетели соответствуют учению Христа, Священному Писанию. Порой приходит к священнику молодая пара и говорит, что у них любовь. А оказывается, что это просто влюбленность, а то и страсть.
Почитайте описание любви в 13 главе первого послания апостола Павла к Коринфянам, у святых отцов. Везде мы видим, что любовь — это самопожертвование, способное не искать своего, терпеть, верить.
А в жизни зачастую бывает так, что мы думаем, будто это любовь, но когда не встречаем ответного чувства, наша любовь очень быстро превращается в ненависть. Часто мы считаем, что любовь — это когда нас должны любить. А в Евангелии нигде не сказано, что нас будут любить. Любовь — это та добродетель, которую мы должны рождать в своем сердце и применять ее к окружающим нас людям.
— Получается, христианин должен создавать семью с холодным сердцем и благочестивыми намерениями?
— Конечно, нет. Если создается семья, между людьми должны быть и влюбленность, и взаимное тяготение, и сфера общих интересов. Люди должны быть похожи, заинтересованы друг в друге.
Другое дело, что нужно прекрасно понимать, и об этом свидетельствует опыт всех семей: до конца ты никогда не знаешь, что будет. Хорошо ты можешь узнать человека, съев с ним, как говорится, пуд соли.
Влюбленность — это не плохо. Плохо, когда на ней останавливаются и делают из нее идола. Нужно понимать, что любовь не сама появляется. Это добродетель, которую нужно стяжать через труд в терпении, в работе над собой, во взаимном уважении и взаимном смирении друг перед другом.
— Один из самых близких людей в жизни христианина — это духовник. Ему доверяют такие сокровенные тайны, о которых не рассказывают порой самым близким родственникам. Естественно, что такое доверие рождает сердечное расположение. Где грань, отделяющая уважение, любовь к духовнику от болезненного пристрастия?
— Сложно сказать. Когда мы говорим о людях, то до конца не сможем отделить Божественную любовь от любви человеческой. Но критерий все тот же — мы что-то делаем Христа ради или себя ради? Надо человеку подумать и ответить себе на вопрос: что он ищет от духовника? У него настоящая любовь к этому человеку или это любовь к себе: дайте мне, выслушайте меня, утешьте меня. Когда человек пытается поставить на служение собственного эгоизма труд и подвиг священника.
Настоящая любовь чада к своему духовнику проявляется в послушании, в исполнении Христовых заповедей, в попытке подражать священнику в его добродетелях, в умении прощать батюшку, не заметить его человеческие немощи.
Женщине сложнее, она существо сердечное, и потому ей естественно сердцем прилепляться к мужу, к духовнику, к детям. Но нужно прекрасно понимать это и голову не терять. Важно испытывать свою совесть, трезвиться. Ведь в большинстве случаев, когда мы совершаем тот или иной поступок, понимаем, совершаем грех или нет. Нам подсказывает это совесть.
Духовник тоже должен видеть, что движет его духовными чадами: страсть, человеческая привязанность или же действительно любовь ко Христу. Многоопытный духовник видит это и где-то приголубит, пожалеет, а где-то и жезлом, как говорится, вразумит. Это естественно, а разве не так же воспитывают детей?
— А ведь есть люди, которые по природе своей очень холодны. Им в принципе легко кого угодно отвергнуть и забыть…
— Знаете, я очень разных людей в жизни встречал: и горячих, любвеобильных, и холодных, и эгоистов. Тут, я думаю, очень важно смотреть, как человек относится к себе. Посмотреть, что движет человеком: добродетель, желание Христа ради что-то сделать или самолюбие? Если он требователен по отношению к людям, но при этом очень суров к себе, живет в подвиге, тогда это можно понять и понести. Но в большинстве случаев оказывается, что по отношению к другим людям человек требователен, а по отношению к себе не очень.
Важно читать святых отцов, ведь перед нами открывается удивительный мир, в котором можно найти массу примеров, как святые отцы поступали в той или иной ситуации. Например, спрашивают у Пимена Великого: «Надо ли будить уснувшего на службе брата?» Он отвечает: «Я бы положил голову брата на колени и упокоил его». А ведь по аналогии можно решить массу ситуаций. Например, надо ли нападать на девочку, пришедшую в храм в брюках, или лучше упокоить ее, поделившись своими знаниями, своей любовью? Можно, увидев хулигана, накричать на него. А вот старец Паисий говорит: «Если ты видишь сироту, прежде чем наказать или научить его, сначала обогрей. Потому что он, как ежик, должен сначала спрятать иголочки».
— А любовь к Богу всегда совершенна или также может носить какой-то искаженный характер?
— Когда человек сознательно приходит в храм, начинает пытаться жить церковной жизнью, то он должен постоянно задавать себе вопрос: «Кого я ищу?» В Православии, несмотря на обилие самых разнообразных форм церковной жизни, главное, кого должен искать человек, это Христос. Потому нужно спрашивать себя: «Куда я иду? Что в этой ситуации для меня важно: красивое кадило, возвышенная богословская мысль, уставная особенность или Христос?» По уставной особенности нужно поднять спящего брата, а вот Пимен Великий готов его упокоить…
— Владыка, а есть ли «лекарство» от пристрастного отношения к кому-либо?
— Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Лучше ошибиться в любви, чем в ненависти». Когда ты веришь Богу, когда ты Христа ради пытаешься что-то делать, конечно, бывает, и ошибаешься, и падаешь, но жив Господь, и Он ведет, направляет. Часто мы даже сами этого не замечаем, но однажды посвятив себя этому деланию, мы бываем исправляемы Господом. Он нас останавливает, посылает болезнь, смиряющие обстоятельства, которые не дают нам, слава Богу, быть побежденными той или иной страстью, в том числе и пристрастием.
30 ноября 2012 г.