Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопрос Архиерею. Новые ответы

– Владыка, благословите! Я уже давно задаюсь вопросом: почему канонизировали семью последнего русского царя Николая II? Я ни в коем случае не оправдываю жестокое убийство, но, в нашей стране было убито очень много невинных людей, которых не канонизировали. Р.Б. Николай

– Уважаемый Николай, Вы задали очень серьезный и непростой вопрос. И я рад, что современные христиане пытаются осмысленно, с рассуждением подходить к церковной жизни, к истории нашей Церкви.

Я начну ответ со второй половины вопроса. В нашей стране к великому сожалению действительно пострадало очень много невинных людей. Особенно «богат» на эти страдания был 20 век. В настоящее время уже канонизированы сотни новомучеников и исповедников Российских, и до сих пор продолжаются процессы канонизации многих людей. К примеру, 15 сентября мы будем праздновать Собор Саратовских новомучеников – наших земляков, которые в годы безбожных гонений остались верными Христу.

Нужно ведь понимать, что Церковь прославляет в лике святых не всякого страдальца. В нашем мире – этой юдоли скорби и печали – очень много горя. Кто-то страдает от мужа или жены, кто-то от политических руководителей, кто-то от недобрых соседей. И Церковь ежедневно молится «о всякой душе христианской, скорбящей же озлобленной, милости Божия и помощи требующей...». Но при этом трезво осознает, что не всякий страдалец – невинный, и не всякое страдание автоматически приводит к Богу. А канонизация – это указание на то, что человек нашел путь спасения, подражая которому и другие христиане могут наследовать Царствие Небесное.

Кроме того, Церковь не претендует на то, что знает по имени каждого человека, прославленного Богом. На иконе новомучеников и исповедников Российских есть безымянные жены и мужи, которые пострадали за Христа. Они имели возможность отречься от Него и жить как все, но не сделали этого, заплатив за свою веру ценой собственной жизни. Это не должно смущать нас – ведь дело Бога прославлять и миловать, а наше дело – подражая жизни святых, заботиться о спасении собственной души.

Что касается царя Николая II, то нужно понимать, что он прославлен не как благоверный император – за свое правление, а именно за терпение страданий. Он, имея возможность уехать за границу, спасти жизнь свою и близких ему людей, не сделал этого. Царь добровольно остался в стране, охваченной революционным пожаром, пошел на смерть, искупая грехи и ошибки своего правления, которые ему были свойственны, как и любому из нас. То есть перед лицом смерти, страшных мучений своих близких царь поступил не по собственной личной выгоде, предпочитая Евангельские заповеди правде испорченного грехом мира. Тем более это можно сказать о членах его семьи и преданных им слугах. Вот это несение бремени ответственности за свою жизнь, бесстрашие перед лицом смерти, верность Христу может быть образцом для каждого из нас.  


– Владыка, благословите! Мои брат и сестра увлекаются тяжелым роком,  «уличными» танцами (хип хоп, стрит данс, и тд.). Есть ли в этом грех? Р.Б. Маргарита

– Уважаемая Маргарита, Ваше беспокойство о близких понятно и отрадно. Однако заочно, не зная обстоятельств их жизни, их самих, ответить на такие вопросы бывает непросто. Наверное, трудно про многие явления нашей жизни так однозначно ответить – грех или не грех. Само по себе наше увлечение чем-либо не может быть безусловным грехом. Нужно смотреть, какие чувства в душе оно будит, какие плоды – чистоту, милосердие, творческое развитие или напротив опустошение, гнев, нечистые помыслы – оно приносит. Как пишет в своем послании апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор. 6, 12).

На мой взгляд, многие современные танцы напоминают скорее танец африканских дикарей, чем наследников великой европейской цивилизации. Для туземцев эти танцы являются выражением их чувств, наследием их предков. А когда русский человек, забывший свою культуру, свои традиции, начинает подражать первобытным пляскам, на это всегда больно и горько смотреть.

Однако Вам, Маргарита, я бы посоветовал очень и очень осторожно давать оценку действиям своих брата и сестры, подбирать слова и время для их произнесения. Иначе Вы и им не поможете, и доверие близких потеряете.


– Владыка, благословите! Пожалуйста, ответьте на мой вопрос: где должны находиться фотографии умерших родных по законам Православия? Их нужно вешать на стену или можно ставить вблизи икон?  Или лучше, чтобы они оставались в фотоальбоме? Р.Б Татьяна и Сергей

– Уважаемые Татьяна и Сергей, в Православии не существует законов, регламентирующих, где христианину нужно хранить фотографии, хотя бы потому, что когда составлялись основные церковные каноны, никаких фотографий просто не существовало. А кроме того Церковь не регламентирует каждый шаг или каждую мысль своих чад, оставляя место для их свободы и здравого рассуждения. И вот это здравое рассуждение подсказывает, что в месте, которое в старину называли красным углом, должны висеть или стоять иконы Господа, Матери Божией и святых, которые своей жизнью по заповедям Божиим получили возможность просить о нас Бога. Если Ваши родственники не причислены к лику святых, лучше их фотографии хранить в альбоме, а имена записать в помянник и не забывать поминать во время молитвы. Это будет лучшая память о родных людях и лучшая им помощь.

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: