Увидеть болезни своей души
Как с пользой для души провести дни Рождественского поста, чтобы потом не ждать, упрекая себя в лености и малодушии, начала следующего поста как нового повода для внимательной жизни? Почему во время этого поста часто происходят конфликты с ближними? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, приближаются дни Рождественского поста. Каждый пост можно сравнить с новой тетрадью. Помню, как в детстве мы старались аккуратно писать на первых страницах, потом буквы становились неразборчивее. И наступал момент, когда махнешь рукой и подумаешь: «А, ладно, теперь уж как-нибудь. Но зато в следующий раз я уж постараюсь!». Мы часто старательно постимся первый день (неделю). Но потом что-то идет не так и… тот же взмах рукой. Как сохранить внимательный настрой вплоть до Рождества, а желательно и после него?
— Действительно, человек так устроен, что каждое новое дело он пытается начать с нового листа. Отсюда и такая любовь к празднованию Нового года. В духовной жизни мы видим тот же процесс. Начинается пост, человек делает над собой усилие: приходит в храм, ограничивает себя в пище, в каких-то страстных увлечениях. Но проходит некоторое время, и человек снова падает.
С одной стороны, в этом открывается непостоянство человеческой природы, но с другой — милосердие и всепрощение Божие. Бог всегда призывает человека. И не надо для этого ждать времени поста, Нового года или каких-то иных дат. В этом и заключается смысл духовной жизни, что на всякое время, на всякий час человек должен обращаться к Богу и несмотря ни на какие падения снова подниматься и идти за Ним.
Зная немощь человеческую, Устав Церкви предусматривает не только долговременные посты, но и предлагает нам поститься в среду и пятницу. Для того чтобы человек все время содержал в своем уме напоминание о конечности своего бытия, о правде Божией, которая есть над правдой человеческой, Церковь постоянно возвращает нас к мысли о покаянии, в котором мы снова и снова полагали бы начало своему исправлению.
— Часто и нас, и мы себя упрекаем за то, что пост сводится только к отказу от пищи. Но ведь действительно, еда о себе напоминает несколько раз в день. А как сделать себе такие напоминания в жизни духовной?
— Думаю, что можно было бы порекомендовать внимательно относиться к богослужебной практике нашей Церкви, то есть регулярно ходить в храм. Причем не только по воскресным дням, но и несмотря на занятость постараться найти время для посещения богослужения и в будни. Во время Рождественского поста тоже есть некоторые богослужебные изменения, которые будут напоминать человеку в храме о том, что идет пост и мы ждем праздника Рождества Христова. Например, мы слышим рождественскую катавасию «Христос рождается, славите!..», которая поется в храме, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В стихиры, тропари, каноны начинают включаться строчки, которые как раз и говорят о том, к чему мы идем и зачем постимся. Замечательно будет, если и в домашнем молитвенном правиле по благословению духовника появится лишняя молитва, лишний канон, поклоны.
— Как Вы думаете, почему именно в Рождественский пост люди часто ругаются, возникают конфликты просто на пустом месте?
— На самом деле, Церковь говорит о некоторых периодах, только снисходя к немощи человеческого естества. Для Бога нет времени, у него один день как тысяча лет и тысяча лет как один день, как мы слышим в Священном Писании. Просто к Великому посту мы относимся намного более серьезно, кардинально изменяем свою жизнь, стараемся быть более внимательными к себе. А более прохладное отношение к другим постам и является причиной того, что многие падения совершаются именно в это время, когда человек должен был бы внимать себе, но не делает этого или делает не в полной мере.
Рождественский пост достаточно длинный и требует серьезной работы. Когда она не проводится и все сводится только к воздержанию от пищи, человек попадает в некий капкан: внешне он меняет образ жизни, а внутренне не подкрепляет его духовной работой. Важно помнить, что телесное воздержание ценно не само по себе, оно призвано обнажить страсти человека, увидеть их и вступить с ними в борьбу. Потому что когда человек сладко спит, хорошо кушает, все его любят, у него нет возможности увидеть себя по-настоящему. Ведь мы проявляем свои дурные наклонности, только когда нас гладят против шерсти. Это не значит, что благ тот человек, который нас оскорбляет. Но, по слову аввы Дорофея, чтобы увидеть страсти, которые живут и процветают в нашем сердце, мы должны утеснить себя. И пост — это как раз то время, когда мы утесняем сами себя. Обнажившиеся страсти требуют от нас духовной работы по их преодолению, терпения, подвига.
Очень важно для человека время поста использовать еще и для того, чтобы смириться перед собственной немощью. Мы ведь часто вступаем в постное время с детским чувством максимализма: «Сейчас я одним махом все исправлю и переменю!». А ведь важно использовать эти падения и ошибки, которые у человека регулярно случаются, для того, чтобы смирить свою гордыню и понять, что победы не берутся силой, они Богом даются.
— Цель поста — духовное совершенствование человека, победа над страстями. А сам человек может увидеть свое преуспеяние?
— Конечно, может. Правда, Бог скрывает от человека это преуспеяние. Да и вообще, Бог многое от нас скрывает. Не потому, что Ему жалко нам открыть, а потому, что человек может не понести этого груза. Часто спрашивают: «Почему Бог человеку не открывает будущее?». Да если бы мы знали все наперед, то ничего бы и не делали. Поэтому Бог и преуспеяние скрывает от человека или дает увидеть его только отчасти, в надежде на то, что человек может еще больше преуспеть.
Ведь пример святых показывает, что самые великие подвижники считали себя великими грешниками, великие постники, молитвенники — недостойными лентяями, смирялись перед всеми. Это как раз и украшает душу человека. И наоборот, когда человек, по большому счету, ничего из себя не представляет, как правило, он считает себя хорошим, практически безгрешным. Священнику часто приходится сталкиваться с таким явлением, когда человек из грешного мира приходит первый раз исповедоваться и не может найти во всей жизни каких-то греховных, плохих поступков.
Но с другой стороны, церковный человек, если посмотрит не на вчерашний день, а на годы, которые прошли с момента его обращения, сможет увидеть определенные перемены. Хотя в полной мере ответы на эти вопросы человек сможет получить только на Страшном Суде, когда закончится его земное странствие.
— В послании апостола Павла к галатам мы читаем следующие слова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Но разве вера и воздержание не нужны для начала духовного делания, а являются его следствием?
— Вера и воздержание нужны, конечно, как некий залог для начала пути. Ведь все, что мы видим в своей жизни, мы принимаем на веру. Отношения родителей и детей, супругов, друзей, даже врагов строятся на вере в то, что говорит другая сторона. Даже опыт — это определенное приобретение веры, то есть доверие человеку, помноженное на определенное число. Но апостол говорит о добродетелях, которые человек должен воспитывать в своем сердце.
— А почему Бог не всем дает веру, не всем открывает знание о вечной жизни?
— Бог ставит всех людей в равные условия. Ведь посмотрите на события Рождества: весь Иерусалим узнал, что Христос рождается, Царь, Которого ждал Израиль. А у ясель, в которых лежит Господь, стоят бедные пастухи, волхвы, пришедшие из страны далече, животные. А мир услышал об этом и продолжил заниматься своими обычными делами. Мало того, нашлись люди, которые эту благую весть восприняли совершенно по-другому и погубили, ища Христа, столько невинных младенческих душ. Все зависит от человека, от его идеалов, к которым он стремится.
— Как сочетаются плач и скорбь о своих грехах с радостью?
— Плач о грехах — это не отчаяние, которое охватывает душу человека под воздействием бесов. Плач о грехах порождает смирение, это видение величия Божия и одновременно видение себя несоответствующим своему высокому призванию. Мы, к сожалению, очень ограниченные люди. Мы не то что плач о грехах и радость о Боге не можем сочетать, мы порой даже два дела не умеем в одно время делать. А ведь хорошая хозяйка умеет одновременно жарить картошку, убираться дома, следить за ребенком. На мой взгляд, сердце человеческое требует тренировки, человек должен расширять свое сердце, чтобы в него многое и многое могло вместиться, в том числе и попечение о разных добродетелях.
— Чем отличаются хорошие качества характера от добродетелей?
— Есть душевная жизнь, а есть духовная. Душевная жизнь — это принципы человеческого общежития, когда человек не делает другим того, что не хочет себе. А духовная жизнь — когда ты делаешь другим то, что хочешь себе. Здесь следование высшей добродетели любви, Божиему примеру.
Когда человек просто хорошо воспитан, имеет хорошие качества души, по сути, его заслуга в этом небольшая. Эти качества вложены в него Богом, воспитаны родителями. Есть люди, по природе кроткие и любвеобильные, а кто-то горд и упрям, кто-то трусоват, а кто-то бесстрашен. Это говорит о разнообразии мира. Но добродетель сам человек воспитывает в своем сердце, стяжевает путем труда.
— Ваше пожелание нашим читателям на предстоящий Рождественский пост.
— Стремиться к духовной жизни, прислушиваться к голосу Церкви: ходить в храм, читать Евангелие. Замечательно было бы не рассчитывать на свои добрые качества, а, усомнившись в них, попросить священника определить какое-то дополнительное молитвенное правило, в чем-то утеснить себя. И самое главное — найти в себе силы более снисходительно относиться к тем людям, которые вокруг нас.
Беседовала Марина Шмелева
27 ноября 2013 г.