Открыть для себя мир Церкви
Как это сделать человеку, не воспитанному в христианской традиции? Зачем нужны священники? Почему нужно ходить в храм? Такие вопросы задают себе многие. За ответами мы обратились к Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в Церковь?
— Вы знаете, одно из первых впечатлений от церковной жизни, от мира Церкви было связано как раз с Крещением Господним. Несколько раз в эти дни проезжая около храмов, расположенных в центре Москвы, я видел очереди, которые растягивались на несколько кварталов. Мне всегда было интересно: что же там такое происходит, почему здесь стоят все эти люди? И мне в голову не приходило, что они стоят только для того, чтобы набрать воды и уйти из храма. Я был уверен: если люди стоят в двадцатиградусный мороз и тратят на это полдня, то кроме воды в храме есть что-то такое торжественное и возвышенное, что происходит в этот день и что они просто не могут пропустить.
И вот когда мне было лет четырнадцать, я сознательно отправился за водой. Но перед этим накануне я побывал в храме, посоветовался и прежде, чем встать в очередь за водой, пришел на праздничную Литургию.
В определенном возрасте, наверное, у каждого человека возникают вопросы о Боге, о вере, о смысле жизни. Я проходил мимо московских храмов, посещал во время туристических поездок монастыри, и мне всегда было интересно, что там происходит. Эта жизнь манила к себе, она была интересной, таинственной, трогала сердце. И я отправился искать ответы на интересующие меня вопросы в храм.
— В Евангелии мы читаем: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Как понимать эти слова? Получается, в основании Церкви — человек?
— При толковании этого отрывка Священного Писания нужно помнить, что первоверховный апостол Петр до своего обращения носил имя Симон. Когда Христос за ревность, подвижничество, бескомпромиссность делает его первоверховным апостолом, Он дает Своему ученику новое имя — Петр, что в переводе означает «камень», «скала». Тем самым Спаситель благословляет веру апостола, горячность, поиск Истины. Поэтому в Православии этот отрывок толкуется совершенно однозначно — здесь речь идет не о конкретном человеке, а о его вере, о том бескомпромиссном стремлении, желании идти за Богом, искать Его волю, быть верным. И Церковь создается не на апостоле Петре, а на вере человека. Если у людей есть вера, там появляется Церковь: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
— К сожалению, в истории Церкви, начиная буквально с первого века, мы видим множество разделений, нестроений. Почему же Господь говорит, что врата ада не одолеют ее?
— Здесь речь идет не о какой-то конкретной Поместной Церкви, а вообще о Церкви Христовой. Церковь Христова — это Божественное учреждение, которое основано на земле для спасения душ верующих людей. И она будет существовать до скончания мира и второго пришествия Христа. Потому что Он пришел на землю, чтобы спасти человеческий род, чтобы дать надежду людям.
Но здесь не говорится о конкретной Церкви — Русской, Сирийской, Иерусалимской, Греческой… Безусловно, христианская Церковь знает массу примеров, когда в прошлом цветущие Поместные Церкви (например, Египта, Ливии), явившие удивительных подвижников, сегодня находятся в упадке, и мало что напоминает об их славной истории. Этому есть масса причин. Когда в дела Божественные люди вносят свои грехи, страсти, появляются нестроения, разделения и даже ереси.
— Почему именно Православная Церковь претендует на звание истинной? Ведь есть еще католическая, множество протестантских общин. И простому человеку порой сложно понять, в чем разница. Ведь везде говорят о Христе, о спасении души.
— Есть критерии, по которым мы определяем: истинно ли наше учение или оно с примесью заблуждений. Прежде всего, это Священное Писание. Его мы толкуем, руководствуясь святоотеческим наследием, традицией, Священным Преданием. Церковь Христова исторична. Сегодня к нашим соотечественникам часто подходят сектанты и говорят, что представляют истинную веру. А их организация была образована в середине XIX века. Возникает вопрос: если Христос говорит, что создает Церковь, которую не одолеют врата ада до второго Его пришествия, то где, по мысли этих сектантов, истинная Церковь была на протяжении предыдущих восемнадцати веков?
Что касается католиков, я обычно отвечаю словами святителя Феофана Затворника, который в XIX веке отвечал на этот вопрос следующее. Он в одной из своих проповедей сравнил католицизм с чахоточным больным, у которого сгнило легкое, а протестантство — с больным, у которого процесс захватил 3/4 легких. Здесь речь не идет, конечно, о личных грехах или личной праведности православных или католиков. Человеческие нестроения есть в жизни каждого человека, а значит, и в Церкви будут присутствовать. Святость Церкви определяется не наличием пороков или грехов отдельных людей, а учением Церкви и тем, как она это учение содержит.
Понимаете, часто этот вопрос задают люди, перед которыми, как правило, не стоит непосредственный выбор между Православием и католицизмом. Однако сначала нужно в принципе понять, принимаешь ты Христа или нет. И если принимаешь, то вот тогда решай: какой традиции стоит следовать в исповедании христианской веры.
— Зачем в Церкви нужны священники? Неужели Господь не слышит каждого человека напрямую?
— В Священном Писании есть множество указаний на то, что священство необходимо. К примеру, Христос выбирает апостолов, посылает их на проповедь, дает им советы и назидания, как эту проповедь вести. То есть апостолы — это ближайшие ученики Христа, которые проповедали Его учение среди людей. У апостолов, естественно, нашлись свои ученики, помощники в христианской проповеди. Так вот любой архиерей, любой священник — это своего рода преемник апостолов, продолжатель проповеди Евангелия в этом мире.
Знаете, вопрос о необходимости священства возникает у людей только в том случае, когда они воспринимают Церковь как определенное место, где можно свечки поставить и воды набрать. Не больше. Но ведь надо же хотя бы задать себе вопрос: а как эта вода освящается? Сама собой? Ведь нельзя же просто любить литературу, но при этом не читать и не признавать никаких авторов. Христианство — это особое мировоззрение, особый образ жизни, и без наставничества его принять просто невозможно.
— Священники как преемники апостолов могут совершать таинства где угодно. Зачем нужны храмы? К примеру, одна моя знакомая говорила, что лучше чувствует близость Бога в лесу или в горах, на лоне созданной Им природы, нежели в храме.
— Когда человек по-настоящему приходит к Богу, у него этот вопрос не возникает. Потому что настоящий приход к Богу подразумевает наличие жизни во Христе. И для этого необходим храм — для совместной молитвы, для совершения таинств, просто для общения с единомысленными людьми.
— Многие наши соотечественники открывают мир веры в зрелом возрасте. Часто прийти в храм им мешает боязнь сделать что-то не так. Как с этим справиться?
— Действительно, порой пожилому человеку сложно чему-то учиться в храме. Обратная сторона медали, когда некоторые прихожане, посещающие много лет храм, настолько привыкли к нему, что могут накричать, дать совет в грубой форме. Единственный выход и для тех, и для других — смирение.
Человеку, только открывающему для себя мир Церкви, нужно найти в себе мужество и сделать первый шаг, который даст возможность увидеть, что не так все страшно. Сегодня у нас есть масса источников информации — книги, Интернет. Но только обращаться нужно к авторитетным изданиям, начав с первоисточника — с Евангелия. Сегодня много книг, которые могут помочь его истолковать.
Конечно, нужно идти в храм. Но доверять здесь не какому-то окрику или совету бабушки, а попытаться найти священника и задать ему свои вопросы. Нужно начать искренне молиться, от души просить: «Господи, помоги найти к Тебе дорогу». Он обязательно услышит молитву смиренного сердца, пошлет людей, обстоятельства, зажжет эту веру в сердце. И не просто покажет дорогу, а, как сказано в притче о блудном сыне, Сам выбежит навстречу.
Конечно, вера — это дар Божий. Христос говорит: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44). Но Господь стучит в каждое сердце. Кто-то отвечает, а кто-то делает вид, что этот стук не слышит.
4 февраля 2014 г.