Вопрос Архиерею
На вопросы читателей газеты "Курьер Поволжья" отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
— Владыка, благословите! Разъясните, пожалуйста, значение написанного в Евангелии: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 34-35). Меня, если честно, эти слова настораживают и отталкивают.
Светлана Николаевна
— Уважаемая Светлана Николаевна, эти слова вызывают недоумение у многих людей. Но дело здесь не в самой фразе, а в ее толковании. Люди воспринимают ее как некую программу действий, как цель проповеди Спасителя. В то время как это ее следствие.
Господь есть Любовь, и в Евангелии мы неоднократно читаем о том, что Христос призывает людей любить друг друга. Более того, в Евангелии от Иоанна ясно сказано, что любовь — это отличительный признак настоящего Христова ученика. Но вместе с тем Господь предвидит, как будет влиять проповедь об Истине на людей, которые более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3, 19). Он знает, что они возненавидят не только само это учение, обличающее их злые дела, но и тех, кто его проповедует или просто старается жить по правде.
Если Вы внимательно посмотрите на современную нам жизнь, то поймете, что за эти два тысячелетия ничего не изменилось. Когда человек начинает воцерковляться в более или менее взрослом возрасте, его ждут искушения от близких. Посмотрите, какие эмоции вызывают у родителей сын или дочь, старающиеся часто ходить в храм, поститься, молиться, как относятся в молодежной среде к юноше или девушке, сохраняющим целомудрие, как называют родственники человека, который не ворует, не обманывает, а, напротив, стремится поделиться с ближними последним. И не забывайте слова Спасителя: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44-45). Очень важно читать все Евангелие, а не отдельные фразы, вырванные из контекста.
— Владыка, благословите! Можно ли обычному верующему художнику писать иконы, картины с изображением людей, идущих крестным ходом, и прочей православной тематики?
Кирилл
— Уважаемый Кирилл, икона отличается от обычной картины и способами написания, и содержанием, и отношением иконописца к своему творчеству. В иконописи есть такое понятие — «канон». Оно означает, что иконописец не придумывает сам, как изобразить Господа или святого, а следует образцам, которые складывались в Церкви на протяжении тысячелетий. Благодаря этому следованию канону в иконописных образах сохраняются черты лика того или иного святого. В то время как если мы посмотрим на живописное изображение священных событий или жизни подвижника, то всегда увидим, что в нем будут ярко выражены вкусы художника, черты лиц окружающих его людей, одежда, характерная для его эпохи. Таким образом, внешняя свобода, которую художники, казалось бы, имеют в большей мере, чем иконописцы, не способствует достоверности.
Поэтому писать иконы — дело очень ответственное, требующее специальной и профессиональной, и духовной подготовки. Ведь икона — это окно в горний мир, настраивающее верующих на молитву. Для того чтобы стать иконописцем, нужно сначала спросить благословение у своего духовника, затем получить соответствующее образование. Кроме того, иконописец обязательно должен быть человеком воцерковленным, регулярно участвовать в Таинствах.
Что касается картин на православную тематику, таких строгих требований нет. Здесь все зависит от уровня таланта художника, а также от того, для какой цели эти картины написаны — для широкой аудитории или просто для себя.
Я думаю, в творчестве вообще очень важно сохранить трезвое отношение к своему призванию и к уровню своего таланта. Если ты обычный художник, не надо во что бы то ни стало писать иконы. Лучше писать хорошие пейзажи, портреты. Талантливые полотна, рассказывающие о сотворенном Богом мире, принесут пользы больше, чем плохие иконы.
— Планируется ли в Покровской епархии строительство храма во имя преподобного Александра Свирского, которому 12 сентября исполнилось 480 лет со дня памяти?
Р.Б. Александр
— Уважаемый Александр, в настоящее время строительство храма во имя этого действительно великого святого не ведется, но планы такие есть. А вот осуществятся они или нет, зависит, в том числе, и от Вас — Ваших молитв святому, которого Вы, судя по всему, почитаете, от Вашего деятельного участия. Не стоит думать, что в нашей Церкви все зависит только от архиерея и священников, многое могут сделать добрые, ответственные, деятельные прихожане.
— Владыка, благословите! Моя подруга, которая не ходит в церковь, сказала мне, что на кладбище у могилы родных читает не молитвы, а мантры. Также она уверяет меня, что мантры читают и священники Православной Церкви. Правда ли это и что такое мантры?
Р.Б. Ольга
— Уважаемая Ольга, Ваша подруга либо сильно заблуждается, либо (что еще хуже) сознательно Вас обманывает. Молитвы, которые читают христиане, и мантры — это прямо противоположные вещи. Само слово «мантра» переводится с санскрита как «орудие осуществления психического акта», в ином толковании — «заклинание», «волшебство». Это священный в индуизме и буддизме текст, как правило, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Посредством произнесения этих заклинаний человек старается повлиять на окружающую его действительность, добиться желаемого результата.
В то время как христиане в молитвах обращаются к Богу, Творцу всего мира (следует отметить, что буддизм и индуизм в принципе не признают, что существует Бог-Личность). Мы просим Его о прощении грехов, о помощи в духовном делании или в самых простых житейских попечениях. Но при этом понимаем, что наше дело — молиться, а исполнить или нет наше прошение решает Сам Господь. Он промышляет обо всем мире, видит, что полезно человеку, а что вредно, что нужно для него исполнить, а что нет. И потому, молясь, мы должны всегда добавлять слова: «Да будет, Господи, не моя, но Твоя воля».
Хотелось бы призвать всех верующих людей, всех, кто считает себя православными христианами, изучать свою веру, читать Священное Писание, ходить в воскресные школы для взрослых. К примеру, при кафедральном Свято-Троицком соборе такая школа работает каждую субботу. И тогда такие простые вопросы иноверцев, людей далеких от Церкви не будут сбивать нас с толку.
29 марта 2014 г.