Ребенок перед Чашей
Выноса Чаши из алтаря ждут все. Но больше остальных, пожалуй, родители, которые каждый раз по окончании Евхаристического канона собираются у амвона, чтобы их дети — и грудные младенцы, и отроки — приступили к главному церковному Таинству. На него возлагают большие надежды, связанные не только со спасением души, но и с благочестивым воспитанием. Причастие самых маленьких имеет свои сложности и особенности — о них нашим читателям расскажет Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
— Владыка, скажите, почему родители хотят, чтобы дети причащались? Что Причастие может дать ребенку?
— В наше время множество людей по-настоящему открывают для себя Церковь. Родители, начиная воцерковляться, конечно же, хотят воцерковить и своих детей: приводят их в храм, приобщают к Таинствам. Есть и те, кто что-то слышит о Церкви, но имеет очень поверхностные знания. И вот они узнают, что Причастие — главное Таинство, что оно действует на ребенка, на его душу, сердце, здоровье. Поэтому родители и ведут ребенка в храм.
Но нужно понимать, что Причастие для нас — не способ решения проблем и достижения благополучия, а критерий нашей принадлежности Церкви Христовой. Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53–56). Во все времена участие в Евхаристии было критерием принадлежности христианина к Церкви, ведь неслучайно церковное наказание — епитимья — очень часто выражалась в том, что согрешивший лишался возможности причащения Святых Христовых Таин.
Что Причастие может дать ребенку? Ни в коем случае нельзя думать только о внешних дарах: здоровье, благополучии, послушании. Само по себе Таинство этого не дает. Оно дает младенцу силы, некий аванс для дальнейшего гармоничного развития в церковной жизни, умягчит его сердце, на которое, как на удобренную почву, потом родители смогут «высаживать» добродетели. И очень важно, чтобы родители подводили детей к Чаше не просто механически, не с утилитарным чувством, что после Причастия малыши будут здоровы и послушны, но понимали — святыня спасает не сама по себе, а при наличии нашей веры, благоговения, истинного благочестия. У ребенка все это появится в том случае, если родители будут жить жизнью Церкви и передавать ему свой духовный и молитвенный опыт.
При этом нельзя забывать, что дети воспитываются не за один день. С рождения мы учим их навыкам повседневной жизни. Естественно, и нашей вере мы учим детей тоже с младенчества. А Евхаристия — неотъемлемая часть жизни христианина, поэтому и дети должны в ней участвовать.
— Действительно, родители нередко приносят детей к Причастию в надежде, что они станут здоровее, умнее и послушнее. А есть ли связь между Таинством и воспитанием?
— В какой-то степени, конечно, есть. Но кроме нашего отношения к Таинству и наших знаний, есть еще и Божественная благодать — действие Божие на душу человека. Есть такое понятие, как чудо, когда мы осознаем, что Господь касается нашего сердца через Таинства, какие-то события, происходящие в жизни.
На развитие личности влияют многие факторы нашего мира, как материального, так и духовного. И здесь важна мудрость, выдержка родителей, то, как они воспитывают ребенка. Ведь все знают: для того чтобы ребенок был умным, образованным и хорошо воспитанным, им нужно заниматься: учить читать и писать, водить в школу, отдать в музыкальную школу или спортивную секцию. Если же родители хотят, чтобы их дети были душевными, ласковыми, добрыми и чуткими, то они учат их этому, стараясь в повседневной жизни поступать с ними именно так. Учат просить прощение, жалеть и ценить заботу родителей. В духовной жизни этот принцип действует так же.
Если родители хотят, чтобы ребенок был не только душевным, но и духовным человеком, они должны открыть ему традиции нашей Церкви, показать и на примере святых, и на собственном примере глубокий мир веры, помочь прикоснуться к нему. Необходимо учить детей молиться, каяться, помнить о Боге. И вот тогда к этому прибавляется действие благодати. Господь говорит: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10, 15). Совершенно очевидно, что речь идет о незлобии, кротости, которые должны быть в человеке. Ребенок обладает такими качествами естественным образом, и родители, приведя его в храм, помогут ему развить их.
— Верующие причащаются во оставление грехов, а есть ли они у детей?
— Конечно, у детей могут быть грехи, ведь нет людей безгрешных. У каждого человека, пусть даже самого маленького, есть то, что беспокоит душу. В раннем возрасте ребенок многие вещи не осознает, но мы замечаем, что с рождения у детей проявляется гнев, раздражение, упрямство — страсти, свойственные душе человека, но еще не укрепившиеся. Важно, чтобы родители вовремя их увидели и постарались научить ребенка с ними бороться. А участие в Таинствах окажет в этом существенную помощь. Однако нужно помнить, что мы подходим к Чаше не только, чтобы очиститься от греха, но и чтобы открыть себе дорогу в вечную жизнь, которая необходима всем, в том числе и младенцам.
— Когда в первый раз можно причащать ребенка?
— В Церкви есть традиция причащаться сразу после Крещения. В древности человек принимал Крещение во время Литургии, то есть эти два Таинства были напрямую связаны между собой. Младенцы первое Причастие принимают также после Крещения. А дальше все зависит от веры родителей, которые, как и восприемники, воспитывают, помогают ему стать настоящим христианином.
— Один из самых распространенных вопросов: как часто это можно делать?
— Мы живем в эпоху литургического возрождения, когда возрождается практика частого причащения верующих. Детей также нужно причащать регулярно. Я бы посоветовал молодым родителям, если они постоянно ходят в храм и живут церковной жизнью, причащать младенцев в день, когда они причащаются сами. Конечно, хорошо причащать детей в воскресные и праздничные дни или раз в неделю. Но обязательно смотреть, чтобы с взрослением ребенка Причастие для него не превратилось в привычку.
Если говорить о старшем, более сознательном возрасте, то сложность заключается в том, что каждый ребенок смотрит на своих родителей, а это касается и Причастия, и молитвы, и вообще духовной жизни. В младенчестве он верит всему, что слышит и видит, его душа, как чистый лист бумаги. Он может впитать все что угодно и всему научиться.
По мере возрастания развивается его внутренний и духовный мир. Стоит понимать, что эта детская вера, которую мы так рады видеть, в какой-то момент должна перерасти в веру взрослую. То есть у каждого ребенка наступает кризис, переходный возраст. И родители, заметив первые проявления упрямства, бунтарства своего чада, должны проявить особую чуткость и снисхождение — не только ругать, но и терпеть, с чем-то смиряться. Важно, чтобы родители не навредили в этот хрупкий момент.
В сознательном возрасте ребенок не просто подходит к Причастию, он должен подготовиться к Таинству, исповедоваться. Маленький человек в полной мере не может осознать своей греховной жизни. Сначала он должен развиться, а для этого нужно время. Как правило, родители приводят детей на исповедь в возрасте семи лет. Иногда можно и раньше. Ведь с одной стороны, все дети похожи, но с другой — каждый ребенок индивидуален.
Родители приносят детей в храм, потому что они так хотят, так видят воспитательный процесс. В этом отношении ребенок полностью подчиняется их воле. Но по мере взросления необходимо наделять детей свободой, чтобы они самостоятельно осознали Таинство и почувствовали благоговение и радость, подходя к Чаше. Я бы посоветовал внимательно отнестись к ребенку и, возможно, обратиться к священнику, которому родители доверяют, за советом.
— Что должен знать и что может усвоить ребенок о Таинстве?
— Все зависит от возраста. Если это совсем маленький ребенок, то от него не стоит требовать многого. Ему нужно очень простыми, но доходчивыми словами объяснить, что в Таинстве Причастия мы соединяемся с Богом, Который входит в наше сердце по обоюдной любви. Можно привести в пример такой образ: дети любят родителей и при встрече хотят их обнять, поцеловать. Это естественно. И к Богу, Который есть Дух, всемогущий, создавший человека, управляющий миром, мы тоже хотим приблизиться, ищем с Ним встречи, хотим быть в Его объятиях, потому что любим Его.
Постепенно у детей будут возникать вопросы, и родителям придется искать ответы, возбуждая в них жажду познания и давая более серьезную пищу для размышления. Если родители чего-то не знают, они должны не отнекиваться, не отворачиваться от ребенка, а пойти в храм, поговорить с батюшкой, обратиться к литературе, Интернет-ресурсам и с любовью дать грамотный, взвешенный, серьезный ответ своему ребенку. Если в семье есть понимание между супругами, и они живут церковной жизнью или стараются жить, то они найдут нужные слова и помогут своему чаду.
— Как воспитать у ребенка благоговейное отношение к Таинству?
— Благоговение должно появиться в душе малыша, как, впрочем, и в душе любого человека. Благоговение — дар Божий. Но его можно и воспитать. Трудом, понуждением, умением терпеть и смиряться. Ребенку это может быть не понятно, поэтому здесь важен пример родителей. Дети очень внимательно наблюдают за тем, что происходит в семье, как взрослые живут, ведут себя, общаются друг с другом, с окружающими. Они все подмечают, анализируют и складывают в своем сердце. Если родители хотят воспитать благоговение в ребенке, то должны показать, как они постятся, ходят в храм и проявляют заботу о доме Божием. Для ребенка это будет основанием, к которому позже присоединится его собственная воля.
Беседовала Дарья Хохлова
***
Читателям
На главной странице нашего сайта «Православное Заволжье» Вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, Таинствах, обрядах, о труднопонимаемых отрывках из Священного Писания и о церковной жизни нашей епархии. Вопрос поступит в редакцию портала «Православное Заволжье» и будет передан Епископу Пахомию.
5 мая 2014 г.