Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Ребенок перед Чашей

Выноса Чаши из алтаря ждут все. Но больше остальных, пожалуй, родители, которые каждый раз по окончании Евхаристического канона собираются у амвона, чтобы их дети — и грудные младенцы, и отроки — приступили к главному церковному Таинству. На него возлагают большие надежды, связанные не только со спасением души, но и с благочестивым воспитанием. Причастие самых маленьких имеет свои сложности и особенности — о них нашим читателям расскажет Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.


— Владыка, скажите, почему родители хотят, чтобы дети причащались? Что Причастие может дать ребенку?

— В наше время множество людей по-настоящему открывают для себя Церковь. Родители, начиная воцерковляться, конечно же, хотят воцерковить и своих детей: приводят их в храм, приобщают к Таинствам. Есть и те, кто что-то слышит о Церкви, но имеет очень поверхностные знания. И вот они узнают, что Причастие — главное Таинство, что оно действует на ребенка, на его душу, сердце, здоровье. Поэтому родители и ведут ребенка в храм.

Но нужно понимать, что Причастие для нас — не способ решения проблем и достижения благополучия, а критерий нашей принадлежности Церкви Христовой. Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53–56). Во все времена участие в Евхаристии было критерием принадлежности христианина к Церкви, ведь неслучайно церковное наказание — епитимья — очень часто выражалась в том, что согрешивший лишался возможности причащения Святых Христовых Таин.

Что Причастие может дать ребенку? Ни в коем случае нельзя думать только о внешних дарах: здоровье, благополучии, послушании. Само по себе Таинство этого не дает. Оно дает младенцу силы, некий аванс для дальнейшего гармоничного развития в церковной жизни, умягчит его сердце, на которое, как на удобренную почву, потом родители смогут «высаживать» добродетели. И очень важно, чтобы родители подводили детей к Чаше не просто механически, не с утилитарным чувством, что после Причастия малыши будут здоровы и послушны, но понимали — святыня спасает не сама по себе, а при наличии нашей веры, благоговения, истинного благочестия. У ребенка все это появится в том случае, если родители будут жить жизнью Церкви и передавать ему свой духовный и молитвенный опыт.

При этом нельзя забывать, что дети воспитываются не за один день. С рождения мы учим их навыкам повседневной жизни. Естественно, и нашей вере мы учим детей тоже с младенчества. А Евхаристия — неотъемлемая часть жизни христианина, поэтому и дети должны в ней участвовать.

— Действительно, родители нередко приносят детей к Причастию в надежде, что они станут здоровее, умнее и послушнее. А есть ли связь между Таинством и воспитанием?

— В какой-то степени, конечно, есть. Но кроме нашего отношения к Таинству и наших знаний, есть еще и Божественная благодать — действие Божие на душу человека. Есть такое понятие, как чудо, когда мы осознаем, что Господь касается нашего сердца через Таинства, какие-то события, происходящие в жизни.

На развитие личности влияют многие факторы нашего мира, как материального, так и духовного. И здесь важна мудрость, выдержка родителей, то, как они воспитывают ребенка. Ведь все знают: для того чтобы ребенок был умным, образованным и хорошо воспитанным, им нужно заниматься: учить читать и писать, водить в школу, отдать в музыкальную школу или спортивную секцию. Если же родители хотят, чтобы их дети были душевными, ласковыми, добрыми и чуткими, то они учат их этому, стараясь в повседневной жизни поступать с ними именно так. Учат просить прощение, жалеть и ценить заботу родителей. В духовной жизни этот принцип действует так же.

Если родители хотят, чтобы ребенок был не только душевным, но и духовным человеком, они должны открыть ему традиции нашей Церкви, показать и на примере святых, и на собственном примере глубокий мир веры, помочь прикоснуться к нему. Необходимо учить детей молиться, каяться, помнить о Боге. И вот тогда к этому прибавляется действие благодати. Господь говорит: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10, 15). Совершенно очевидно, что речь идет о незлобии, кротости, которые должны быть в человеке. Ребенок обладает такими качествами естественным образом, и родители, приведя его в храм, помогут ему развить их.

— Верующие причащаются во оставление грехов, а есть ли они у детей?

— Конечно, у детей могут быть грехи, ведь нет людей безгрешных. У каждого человека, пусть даже самого маленького, есть то, что беспокоит душу. В раннем возрасте ребенок многие вещи не осознает, но мы замечаем, что с рождения у детей проявляется гнев, раздражение, упрямство — страсти, свойственные душе человека, но еще не укрепившиеся. Важно, чтобы родители вовремя их увидели и постарались научить ребенка с ними бороться. А участие в Таинствах окажет в этом существенную помощь. Однако нужно помнить, что мы подходим к Чаше не только, чтобы очиститься от греха, но и чтобы открыть себе дорогу в вечную жизнь, которая необходима всем, в том числе и младенцам.

— Когда в первый раз можно причащать ребенка?

— В Церкви есть традиция причащаться сразу после Крещения. В древности человек принимал Крещение во время Литургии, то есть эти два Таинства были напрямую связаны между собой. Младенцы первое Причастие принимают также после Крещения. А дальше все зависит от веры родителей, которые, как и восприемники, воспитывают, помогают ему стать настоящим христианином.

774b9ffab8be98c4d08cfe9df7489e08[1].jpg— Один из самых распространенных вопросов: как часто это можно делать?

— Мы живем в эпоху литургического возрождения, когда возрождается практика частого причащения верующих. Детей также нужно причащать регулярно. Я бы посоветовал молодым родителям, если они постоянно ходят в храм и живут церковной жизнью, причащать младенцев в день, когда они причащаются сами. Конечно, хорошо причащать детей в воскресные и праздничные дни или раз в неделю. Но обязательно смотреть, чтобы с взрослением ребенка Причастие для него не превратилось в привычку.

Если говорить о старшем, более сознательном возрасте, то сложность заключается в том, что каждый ребенок смотрит на своих родителей, а это касается и Причастия, и молитвы, и вообще духовной жизни. В младенчестве он верит всему, что слышит и видит, его душа, как чистый лист бумаги. Он может впитать все что угодно и всему научиться.

По мере возрастания развивается его внутренний и духовный мир. Стоит понимать, что эта детская вера, которую мы так рады видеть, в какой-то момент должна перерасти в веру взрослую. То есть у каждого ребенка наступает кризис, переходный возраст. И родители, заметив первые проявления упрямства, бунтарства своего чада, должны проявить особую чуткость и снисхождение — не только ругать, но и терпеть, с чем-то смиряться. Важно, чтобы родители не навредили в этот хрупкий момент.

В сознательном возрасте ребенок не просто подходит к Причастию, он должен подготовиться к Таинству, исповедоваться. Маленький человек в полной мере не может осознать своей греховной жизни. Сначала он должен развиться, а для этого нужно время. Как правило, родители приводят детей на исповедь в возрасте семи лет. Иногда можно и раньше. Ведь с одной стороны, все дети похожи, но с другой — каждый ребенок индивидуален.

Родители приносят детей в храм, потому что они так хотят, так видят воспитательный процесс. В этом отношении ребенок полностью подчиняется их воле. Но по мере взросления необходимо наделять детей свободой, чтобы они самостоятельно осознали Таинство и почувствовали благоговение и радость, подходя к Чаше. Я бы посоветовал внимательно отнестись к ребенку и, возможно, обратиться к священнику, которому родители доверяют, за советом.

— Что должен знать и что может усвоить ребенок о Таинстве?

— Все зависит от возраста. Если это совсем маленький ребенок, то от него не стоит требовать многого. Ему нужно очень простыми, но доходчивыми словами объяснить, что в Таинстве Причастия мы соединяемся с Богом, Который входит в наше сердце по обоюдной любви. Можно привести в пример такой образ: дети любят родителей и при встрече хотят их обнять, поцеловать. Это естественно. И к Богу, Который есть Дух, всемогущий, создавший человека, управляющий миром, мы тоже хотим приблизиться, ищем с Ним встречи, хотим быть в Его объятиях, потому что любим Его.

Постепенно у детей будут возникать вопросы, и родителям придется искать ответы, возбуждая в них жажду познания и давая более серьезную пищу для размышления. Если родители чего-то не знают, они должны не отнекиваться, не отворачиваться от ребенка, а пойти в храм, поговорить с батюшкой, обратиться к литературе, Интернет-ресурсам и с любовью дать грамотный, взвешенный, серьезный ответ своему ребенку. Если в семье есть понимание между супругами, и они живут церковной жизнью или стараются жить, то они найдут нужные слова и помогут своему чаду.

— Как воспитать у ребенка благоговейное отношение к Таинству?

— Благоговение должно появиться в душе малыша, как, впрочем, и в душе любого человека. Благоговение — дар Божий. Но его можно и воспитать. Трудом, понуждением, умением терпеть и смиряться. Ребенку это может быть не понятно, поэтому здесь важен пример родителей. Дети очень внимательно наблюдают за тем, что происходит в семье, как взрослые живут, ведут себя, общаются друг с другом, с окружающими. Они все подмечают, анализируют и складывают в своем сердце. Если родители хотят воспитать благоговение в ребенке, то должны показать, как они постятся, ходят в храм и проявляют заботу о доме Божием. Для ребенка это будет основанием, к которому позже присоединится его собственная воля.

Беседовала Дарья Хохлова

***

Читателям

На главной странице нашего сайта «Православное Заволжье» Вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, Таинствах, обрядах, о труднопонимаемых отрывках из Священного Писания и о церковной жизни нашей епархии. Вопрос поступит в редакцию портала «Православное Заволжье» и будет передан Епископу Пахомию.

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: