Вопрос Архиерею. Новые ответы
У моих двоюродных дедушки и бабушки остается так много неразрешенных вопросов, которые они задают мне и всем знакомым, которые ходят в церковь. Хотя их нельзя назвать неверующими (мои родные понимают, верят, что Господь есть, что Он создал этот мир), они совсем не хотят признавать Его благодатную помощь, попросту в нее не верят. Они очень образованные — находясь на пенсии, раз за разом, год за годом прочитывают много книг, в основном художественную литературу, но большинство «проклятых» вопросов (особенно частый из них: «Почему умирают молодые?») остаются для них неразрешенными. Как им можно помочь, не имея большого жизненного опыта за плечами?
К сожалению, если люди не верят в благодатную помощь Божию, назвать их верующими нельзя. Это скорее некий стихийный теизм, который, чтобы не мучиться вопросами бытия, предполагает, что «что-то там такое есть», но это «что-то» никакого отношения к нашей жизни не имеет.
Как можно помочь родным, не имея жизненного опыта за плечами? Попробуйте читать книги о Промысле Божием в мире. Сейчас ведь издается множество сборников и книг, в которых есть ответы на вопросы подобного рода. Можно найти их и в церковных лавках, и в любой приходской библиотеке. Наверное, стоит попытаться объяснить родственникам, что эти вопросы не пришли впервые именно в их головы, а задавались многими и многими поколениями людей на протяжении тысячелетий. Ответы на них существуют, и надо как-то эти ответы помочь найти вашим близким. Но надо понимать, что вопросы, которые обычно называют «проклятыми вопросами бытия» (здесь можно вспомнить Достоевского с его слезинкой ребенка или тот же вопрос, почему люди умирают молодыми), действительно невозможно разрешить в рамках атеистического мировоззрения, если не верить в бытие Божие и в то, что без воли Божией ничто не совершается на земле. Художественная литература — хорошее дело, но она не заменит человеку слово Божие.
Уважаемый Владыка! Я всегда готовлюсь к исповеди и Причащению как положено. Анализирую «отчетный период», размышляю о своих грехах, читаю последование ко Святому Причащению. Но почему-то не чувствую главного — благоговения перед Таинством, перед Святыми Тайнами, перед Телом и Кровью Христовыми. Подхожу к Чаше, а душа холодна, спокойна. Вышла из храма — и начались повседневные заботы, проблемы, тревоги. И вот меня уже посещает раздражение, обида, зависть, злость… А к вечеру я уже и не помню, что утром причащалась, только усилием воли могу себе напомнить об этом. Теоретически я достаточно об этом Таинстве знаю; читала книги Феофана Затворника, митрополита Антония и др. Но знание мое только в голове — душа на него не отзывается. И вот недавно мне подумалось, что этот душевный холод, эта косность на самом деле есть неверие. Я просто не верю, что причащаюсь Тела и Крови Христовых, что Он во мне, а я в Нем. Я только хочу в это верить, почему и веду себя внешне как верящая. И может быть, это относится не только к Таинству Причащения, но и к молитве и к пребыванию в храме… Как мне быть? Как жить дальше? Евгения
Уважаемая Евгения! То, что Вы описываете, у святых отцов называется окамененным нечувствием. Это состояние время от времени посещает каждого человека. Но я не могу себе представить, что Вы всегда пребываете в нем и никогда не испытывали других чувств, даже в начале своей церковной жизни. Все-таки мне кажется, что у любого человека, который ходит в храм, молится, исповедуется, причащается, есть опыт, который такой сухостью и холодностью не исчерпывается.
С окамененным нечувствием надо бороться, и бороться с ним можно по-разному. У святых отцов есть один очень хороший совет: ухаживать за неизлечимо больными людьми. Для того чтобы избавиться от этого состояния, нужно размягчить свое сердце, а ничто так не умягчает человеческое сердце, как помощь другим людям в их страданиях. У нас в Саратове существует Общество милосердия. Попробуйте прийти в него, поучаствуйте в его работе, насколько позволяют Ваши возможности,? и даже не для того, чтобы получить для себя какую-то пользу, а попробуйте просто отдать себя другим людям. Мне кажется, это самое сильное средство, и оно поможет.
Как должна выглядеть православная женщина в храме и вне храма? Не является ли ношение платка и юбки нарочитым маскарадом? А еще часто дамы, выходя за порог церкви, срывают с себя платок, иногда заменяющий им и юбку… Снова получается какая-то неискренность.
Я согласен с Вами: действительно, есть в этом некоторая неискренность. Мне самому не нравится, когда женщина, приходя в храм, накидывает на голову платок или тем более использует его вместо юбки, а выходя из церкви, сразу же его снимает. До некоторой степени это очень показательный образ нашей сегодняшней церковности. Но с другой стороны, мы помним слова апостола о том, что женщина должна молиться с покрытой головой (см.: 1 Кор. 11, 5–16). И я считаю, что все-таки лучше соблюдать те традиции, которые у нас есть. Скажем, в Греции или в арабских странах женщины-христианки как раз принципиально ходят без головных уборов ? не потому, что они не знают слов апостола Павла, а просто затем, чтобы в исламском окружении отличаться от мусульманок. Так что в зависимости от места и времени и традиции могут существенно отличаться. Но поскольку у нас (в частности, в России, на Украине, в некоторых других странах) сохранилась традиция для женщин покрывать голову в храме платком и ходить в церковь в одежде, присущей женскому полу, мне кажется, лучше ее соблюдать. И если человек будет это делать с уважением и пониманием этой традиции, здесь не будет никакой нарочитости и тем более «маскарада».
Мои покойные родители назвали меня Робертом. Несколько лет назад я пришел к Православию и решил креститься. Но священник сказал мне, что Роберт не православное имя, и посоветовал стать в крещении Романом. Я согласился. А недавно одна наша очень благочестивая прихожанка стала мне доказывать, что я должен теперь называться исключительно «крещеным именем», а то, что я позволяю хотя бы моей собственной жене или родному брату называть себя Робертом или Робиком — большой грех: «Вы же с себя крещение снимаете!». А еще одна моя знакомая, тоже очень благочестивая, считает, что даже уменьшительные имена не должны использоваться, и собственного трехлетнего внука называет исключительно Александром и ссорится с его родителями из-за того, что они называют его Сашей. Правы ли эти благочестивые женщины? Роберт Васильевич
Уважаемый Роберт Васильевич! У апостола Павла есть замечательные слова: Негодных же и бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4, 7). Желаю Вам следовать им во всей Вашей жизни.
Глубокоуважаемый Владыка! Когда я читаю в Евангелии слова Спасителя: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), у меня невольно возникает вопрос: в каком смысле употреблено тут слово «возненавидит» по отношению к ближним? Ведь Сам Господь повелевает любить ближних, почитать отца и мать. Может быть, это просто неточность русского перевода, а в греческом подлиннике был глагол с какими-то другими оттенками смысла? Ведь по-русски слово «ненависть» означает крайнюю степень неприязни, исключающую любые положительные чувства. Заранее спасибо. Маргарита.
Уважаемая Маргарита! Перевод правилен, но здесь присутствует некая гипербола, преувеличение для того, чтобы подчеркнуть, как важно возлюбить Господа всем сердцем. Чтобы подчеркнуть необычность, уникальность того чувства, которое человек должен иметь к Богу, здесь говорится о ненависти к тем, кого человек любит по естественной привязанности.
Ваше Высокопреосвященство! Простите меня, пожалуйста, за то, что обращаюсь к Вам по такому суетному вопросу, но он волнует многих православных христианок. Из Посланий святых апостолов Петра и Павла явствует, что христианка не должна украшать себя плетением волос (см.: 1 Пет. 3, 3; 1 Тим. 2, 9). Но и о возможности для женщины остричься апостол Павел говорит как о чем-то несомненно постыдном (см.: 1 Кор. 11, 6). Что же тогда следует делать с волосами? Позволительно ли ходить с распущенными? (Некоторые батюшки считают это признаком «распущенного нрава».) Или, наоборот, волосы надо полностью прятать под головной убор? Можно ли их красить, делать какие-то прически, подстригать хотя бы минимально? И последний вопрос. Если действительно любые манипуляции с женскими волосами порицаются нашей Святой Церковью, то профессия дамского парикмахера греховна по определению и для православных людей неприемлема. Так ли это? С благодарностью, Наталья.
Уважаемая Наталья! Апостол Петр вовсе не говорит о том, что «христианка не должна украшать себя плетением волос». Он говорит другое: что настоящим украшением человека является не плетение волос, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 4). И во времена апостола Петра женщины заплетали свои волосы, чем-то их украшали. А поскольку слова апостола адресованы христианкам, значит и христианки это делали. Всегда женщины следили за своей внешностью, даже будучи верующими людьми. Поэтому делать столь далеко идущие выводы, особенно по поводу профессии парикмахера, ни в коем случае не следует.
Ваше Высокопреосвященство!
Не согласились бы Вы подробнее объяснить слова святого апостола Павла об обязанности жены молиться с покрытою головою (см.: 1 Кор. 11, 5–16)?
1. Относится ли повеление апостола только к замужним женщинам (как можно заключить из контекста) или также и к девицам? Если и к девицам, то начиная с какого возраста? (В храме часто можно видеть даже девочек-младенцев в платочках.) 2. Относится ли оно к разведенным женщинам и вдовам? 3. Должна ли женщина покрывать голову только в храме, или также во время всякой домашней молитвы (в том числе самой краткой — перед началом и по окончании трапезы, всякого дела и т.п.), или вообще всегда ходить в каких-либо головных уборах — дома, на работе, на улице?
Простите, меня, пожалуйста, Владыка, за такое обилие мелочных вопросов, но беда в том, что разные священники дают на них взаимоисключающие ответы, а очень хотелось бы знать не мнение отдельного батюшки, но требования Церкви, обязательные для всех ее чад. С благодарностью, Наталья.
Да, уважаемая Наталья, совершенно верно: исторически традиция покрывать голову относится к замужним женщинам. И поэтому когда мы в храме видим маленьких девочек в платочках — это лишь результат того, что все наши традиции были насильственным образом разрушены. Люди, которые пришли в церковь в последние десятилетия, будучи неофитами, пытаются воссоздать эти в общем-то добрые традиции церковного благочестия в силу своего понимания. Но раньше на маленьких девочек платочков не надевали.
В то же время я думаю, что здесь не надо стараться установить какие-то «тонкие градации», уделять этому вопросу избыточное внимание. Основываясь на словах апостола, можно рекомендовать женщинам молиться с покрытой головой в храме и дома, во время исполнения молитвенного правила.
Глубокоуважаемый Владыка! При чтении молитв и канонов нужно ли женщине там, где употреблены существительные, прилагательные, причастия мужского рода, заменять их по смыслу соответствующими формами женского рода? К примеру, читая канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, молящийся произносит: «О горе мне грешному!». Следует ли женщине в таком и других подобных случаях произносить: «О горе мне грешной!» или же в молитвах, составленных святыми отцами, нельзя менять ни слова? Я слышала разные точки зрения, хотелось бы узнать Ваше мнение. Спасибо. Нина.
Уважаемая Нина! Можно, конечно. Молитва ? это разговор, общение человека с Богом. И было бы даже странно, если бы в этом разговоре Вы говорили о себе в мужском роде.
Ваше Высокопреосвященство!
Скажите, пожалуйста, каковы, согласно церковным правилам, границы суток — от полуночи до полуночи или от вечера до вечера, как в богослужебной практике? В последнем случае — с какого конкретно часа начинаются новые сутки? Существует ли какой-то объективный критерий для определения начала нового дня? Каковы, например, границы постных дней и дней праздничных? Когда следует отмечать дни рождения или смерти людей, родившихся или умерших поздним вечером? В государственных документах всякое событие, произошедшее до полуночи, записывается «уходящим» числом, но, может быть, с церковной точки зрения это неправильно? С благодарностью, Наталья.
Уважаемая Наталья! Да, в Церкви в богослужебном плане новые сутки начинаются с вечера предыдущего дня, согласно традиции, идущей еще от Ветхого Завета. Скажем, в субботу вечером мы совершаем Всенощное бдение, посвященное уже Воскресению Христову. Но сегодня церковное времяисчисление отличается от того, которым мы пользуемся в миру. По особому времени, которое называют византийским, по сей день живет только монашеская республика ? Святая Гора Афон. Там, как и в древности, начало нового дня и начало богослужения совпадают. С заходом солнца на часах выставляется 12 часов ночи и начинается служба. Но продолжительность этого «византийского дня» меняется ежедневно, и время на Афоне может иметь расхождение с астрономическим временем, которое принято в миру, до 6–8 часов.
Поскольку мы сегодня живем все-таки по времени астрономическому, то дни рождения и смерти нужно отмечать по общепринятому календарю. То же самое относится и к границам постных и праздничных дней. Скажем, если у нас сегодня среда, то, хотя вечером в храме начинается богослужение четверга (вечерня и утреня), закончить пост в это время мы еще не разрешаем: не ужинаем скоромной пищей, а продолжаем поститься до 24 часов, до временной границы суток.
11 декабря 2013 г.