Любить, молиться и смиряться
Родственники, которых, как известно, не выбирают, — наши самые близкие и дорогие люди. Несмотря ни на что — убеждения, вкус, мировоззрение — они часть рода, часть семьи, часть нас самих. Но что делать, если вдруг возник разлад, да еще и на почве веры? Поговорим об этом с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, как Вы считаете, какие ошибки совершает человек, только что пришедший в храм, по отношению к окружающим людям?
— Человек, открывший для себя православную веру, еще вчера жил совсем по-другому, руководствовался совсем другими принципами. И вот теперь ему кажется, раз он увидел красоту веры, церковной жизни, то и все вокруг в то же мгновение должны это увидеть и стройными рядами пойти в храм, на исповедь и Причастие. Это в принципе невозможно, потому что каждого человека Господь посещает в свое время.
Читая Евангелие, мы видим, что Христос проповедует, исцеляет, но за Ним идут единицы. Господь — совершенство, к которому мы все должны стремиться. Однако не каждому это под силу. Вспомним притчу о юноше, вопрошавшем, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21), — ответил ему Господь. Для юноши этот подвиг оказался слишком велик. Потому что, повторюсь, у каждого человека своя мера, свой предел духовного роста.
Ошибки, которые совершает новоначальный, могут быть разными, но есть у них и общие черты. Представим, что некий юноша обратился к Богу и решил соблюдать все, что предписано. В том числе пост. Обычно последнее у родителей вызывает непонимание, шок. Что здесь можно посоветовать? Детям — почитать родителей, а родителям — не раздражать своих детей, по слову апостола Павла (см.: Еф. 6, 4). А еще я советую родителям оставаться хорошими родителями: уважать выбор ребенка, видеть в нем не только объект пристального внимания, но и свободную самостоятельную личность; не просто беспокоиться и налагать запреты, а разбираться, что происходит и почему. Я уверен, любящие родители все правильно поймут и сделают так, чтобы их дети духовно возрастали, а может, и сами придут в Церковь.
— А что обычно делают не так нецерковные родственники?
— Бывает, не пускают домочадцев в храм, насмехаются, унижают детей и их веру. Это проявление страстей. Такие поступки могут глубоко ранить ребенка и погубить душу родителя. Мудрый человек так не поступит. Если уж переживаешь за ребенка, узнай, почему он пошел в храм. Известны случаи, когда родители считают, что дитя попало в секту, и в данном случае их страхи оправданы, ведь опасные деструктивные культы действительно существуют.
Если говорить о супругах, то в данном случае церковная жизнь накладывает некоторые ограничения на отношения. Представьте: живут два человека, и вдруг кто-то, чаще супруга, начинает руководствоваться не только взаимными интересами, волей мужа, но еще и Господа или какого-то батюшки. Появляется ревность, соперничество. Если в семье назревает подобный конфликт, важно, чтобы и сама женщина повела себя правильно. Она как никто знает немощи, положительные качества мужа, поэтому и должна сгладить ситуацию. При этом важно не только полагаться на свои силы, но и уповать на помощь Господа, молитву. Молитва может многое изменить, впрочем, как и время, которое никогда не нужно торопить.
— Когда верующий говорит, что испытывает давление со стороны семейства, он описывает реальную ситуацию или все-таки преувеличивает? Ведь с приходом в храм его мировоззрение меняется, какие-то вещи он видит уже в ином свете?
— Пожалуй, сколько людей, столько и мнений. Иногда неверующие родственники пытаются создать верующему проблемы, а иногда и церковные люди по излишней внимательности к себе видят во всех и всем вражеские происки. Преподобный Паисий Святогорец на эту тему однажды рассказал замечательную притчу. Некий старец увидел бездельничающего беса и спросил, почему тот не работает — не искушает людей. Бес ответил, что так было в прежние времена, а сейчас люди сами все за него делают. Если мы видим проблему в ближних, то стоит задуматься: только ли они в этом виноваты? И еще, если кажется — лучше всего помолиться, обратиться к священнику за советом, вспомнить, что такая добродетель как любовь творит чудеса.
— Как же определить, действительно ли в отношениях наступил критический момент?
— Обычно это слишком очевидно. Но никогда не стоит доводить ситуацию до логического конца, до полного и окончательного разрыва отношений. Острый конфликт будет для нецерковного человека лишним поводом к размышлению: почему верующий, который молится, читает Евангелие, ходит в храм, ведет себя подобным образом? Вот какой, оказывается, христианин.
— Иногда родственники пытаются воспрепятствовать верующему жить церковной жизнью: соблюдать пост, ходить в храм. В чем причина такого поведения?
— В привычке, в нежелании меняться. Все было нормально, и вдруг в размеренную жизнь с телевизором, работой, дачей, застольями врываются какие-то молитвы, богослужения, посты. Для большинства людей перемены — это негодование и расстройство. Воцерковление — это тоже перемена, отказ от привычного. Это трудно, но лучше не нервничать, а уважительно отнестись к выбору как церковных, так и нецерковных людей. И потом часто церковная жизнь у тех, кто с ней не знаком, вызывает подозрения и страхи, сковывающие сознание. Если вы собираетесь держать пост, то спокойно поговорите об этом с родными, поделитесь мыслями, начните свою миссию по проповеди Евангелия и церковного образа жизни. Если же вас спрашивают, почему вы поститесь, молитесь, объясните, но с учетом познаний спрашивающего, используя простые, искренние слова.
— Но это касается поста, а если человек заявил, что хочет уйти в монастырь? Как быть и родственникам, и самому человеку?
— В монастырь никто никого просто так не возьмет. Особенно человека, принявшего такое решение на второй день своего воцерковления. Обычно желание уйти в монахи возникает потому, что вера христианская призывает к идеалу, совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 8), — гласит Евангелие. Человек, обращающийся к Богу, хочет достичь этого и завышает планку. В христианстве монастырь есть образ рая, совершенства, а монастырская жизнь — попытка здесь и сейчас обрести его. Новоначальный это чувствует, и ему, естественно, хочется, минуя прочие стадии духовного развития, оказаться в монашестве. Как правило, он быстро понимает, что все не так просто. Вот если бы у новоначального был духовный руководитель, то он бы объяснил, что сначала нужно научиться жить молитвой, богослужением и таинствами. Также стоит упомянуть случаи, когда прославленные подвижники, услышав Евангельское слово, бросали все, преподобный Антоний Великий даже сестру-сироту оставил, и уходили в пустыню. Это примеры совершенные, а человек в первый день своей церковной жизни не сможет и не станет преподобным. Для этого ему нужно долго трудиться.
Как на такие заявления реагировать родственникам? Когда маленького ребенка спрашивают, кем тот хочет стать, он выбирает специфические и опасные профессии. Обычно родители спокойно отвечают: «Подрастешь, станешь». Ну, а с возрастом желания, само собой, меняются. Так и в этом случае. Родителям не нужно переживать. Дайте ребенку время и возможность ощутить перемены в сердце, поискать чего-то возвышенного и прекрасного. Православная Церковь — не секта, никто просто так неопытного человека в монахи не пострижет. В Церкви много опытных пастырей, которые дадут наставление и уберегут от ошибки.
Как поступить человеку, желающему принять постриг, покажет время. Если верующий в своем желании стать монахом укрепился, то он выберет этот путь. Родители все равно могут не понять и очень переживать из-за этого. Здесь нужно вспомнить пример преподобного Сергия Радонежского. Он стал монахом, но сначала исполнил свой сыновний долг — был со своими святыми родителями до самой их смерти.
Родителям, чей ребенок все-таки выбрал монашество, советую сходить в храм и поговорить со священником, лучше с тем, который окормляет ребенка. Обычно понимание приходит, а потом и сами родители воцерковляются и перемены в своей жизни видят.
— Часто верующие стараются привести в храм родственников, порой слишком настойчиво. Скажите, а как нужно? И нужно ли?
— Новоначальным кажется, если они приведут близких в Церковь, все проблемы сами собой разрешатся. Благодать сотворит чудо, о котором и мечтать нельзя. Это неправильный подход. Особенно, если хотите воцерковить родственников ради решения их проблем. Поверьте, трудности только увеличатся, но не в наказание нам, а для смирения, изменения жизни. Не все это понимают. Да, христианин должен заботиться о своих близких — молиться и мягко вести к храму. Но не нужно искать легких путей, нельзя заставлять механически исполнять обряды. Это не даст результатов.
— Владыка, что Вы посоветуете делать родственникам, церковным и нецерковным, чтобы наладить отношения и постараться понять друг друга?
— Во-первых, любить друг друга. Если любишь, то уважаешь свободу ближнего. Если любишь, то принимаешь человека таким, какой он есть, ищешь точки соприкосновения. Во-вторых, не обижать друг друга и, несмотря ни на что, сохранять мир. Нельзя быть верующим и при этом быть в конфликте с родными и близкими. В-третьих, молиться и смиряться. Кто-то справедливо скажет, что Богу нужно повиноваться больше, чем людям. Это так, и если родные от нас требуют совершения греховных поступков, этому нужно противостоять. Но если же они просят нас о чем-то простом, ради сохранения мира и понимания, ради любимых, можно и потерпеть.
Беседовала Дарья Хохлова
23 января 2016 г.