По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Толкование жизни по Евангелию

Служение священноисповедника Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, продолжалось, если собрать все кусочки времени, что он был на свободе, меньше пяти лет. Практически все то время, что он был архиереем, он провел либо в ссылках, либо в лагерях, либо в «отгнании» от своей паствы. Но тем не менее труды святителя Василия – это одна из самых ярких страниц наследия новомучеников XX века. Мы хотим познакомить читателей нашей газеты с книгой «Беседы на Евангелие от Марка».

«Разъездной благовестник»

Священноисповедник Василий родился в 1876 году в Кинешме Костромской губернии. Несмотря на то что будущий владыка Василий получил полноценное духовное образование еще до революции, он очень долго не решался связать свою судьбу с церковным служением. Чрезвычайные обстоятельства его жизни в конце концов подвигли принять это решение, и будущий святитель Василий становится штатным псаломщиком Вознесенского собора Кинешмы в 1917 году.

Псаломщик Вениамин Преображенский (его мирское имя) начинает свое церковное служение, и в какой-то момент к нему приходит понимание, что мало просто читать в храме богослужебные книги. По своему собственному почину он начинает деятельность разъездного благовестника (как сам себя называл). Вениамин Преображенский объезжает соседние села и просто рассказывает людям о Христе. Он начинает организовывать кружки, с участниками которых читает Евангелие, жития святых.

Со временем на эти кружки потянулись люди из окрестных сел, а потом и окрестных районов. Они почувствовали, что святитель им дает то, чего им не хватало и до революции, – живое знакомство с Православием. Потому что для слишком многих в Российской империи знакомство с христианством ограничивалось Законом Божиим – учебником школьного курса. Многие не увидели за страницами учебника той живой глубины, которую и попытался Вениамин Преображенский показать своим братьям во Христе.

В 1920 году он был рукоположен в сан священника, чуть позже принял монашеский постриг с именем Василий, в честь святителя Василия Великого. В 1921 году иеромонаха Василия (Преображенского) рукополагают в сан епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1921 года он продолжает ту деятельность, которую начал еще псаломщиком, – организует кружки по изучению Евангелия. Сам владыка Василий курировал больше 10 кружков, и еще несколько кружков существовало параллельно. Несмотря на то что на святителе Василии лежал груз административных епархиальных обязанностей, он продолжал эту духовно-просветительскую деятельность.

Прикладное богословие

Одна из форм работы в этих кружках, которую предложил своим ученикам владыка Василий, – беседы на Евангелие. Но это были не классические комментарии. Мы знаем, святитель Феофилакт Болгарский в своем «Толковании на Евангелие» строка за строкой поясняет евангельский текст. Святитель Василий предложил иную форму работы: он так же шел по Евангелию, так же строка за строкой. Но вместо того, чтобы пояснять евангельский текст, владыка Василий попытался показать, как Евангелие реализуется в жизни. Его беседы – это прикладное богословие. Он показывал, что такое Евангелие для жизни христианина, как те слова, которые говорил Спаситель, как те истории, о которых вспоминают апостолы, приложимы к жизни христианина.

В течение очень короткого времени участники кружков успели полностью пройти годовой цикл этих бесед. Участники этих кружков, по преимуществу это была молодежь, записывали его размышления над строками Евангелия. И перепечатанные под фиолетовую копирку, на пожелтевшей бумаге эти строчки сохранились до наших дней. То есть книги как таковой владыка Василий не писал, но вот эти размышления о Евангелии и составили «Беседы на Евангелие от Марка».

Из четырех Евангелий, которые входят в состав Священного Писания, текст апостола Марка самый короткий. И, как писал митрополит Антоний Сурожский, который тоже испытал чрезвычайное влияние на своей жизни этого текста, Евангелие от Марка было написано для римских язычников, евангелист Марк — это ученик апостола Петра, первого проповедника в Риме. «И вот для таких же юных язычников, каким был тогда я сам, – вспоминал владыка Антоний, – и было написано это Евангелие». Видимо, понимая, что и советская действительность потихонечку превращается в территорию существования юных язычников, владыка Василий берет именно этот текст в качестве основы для своих бесед. Книга из текстов этих бесед получилась довольно-таки объемной. Это попытка приложить самое короткое из четырех Евангелий к реальной жизни.

Наследие гонимой Церкви

В 1923 году святитель Василий был первый раз арестован. Как мы знаем сегодня из материалов следственных дел, среди кружковцев оказалась сотрудница компетентных органов, которая исполнила роль провокатора. По ее донесению в оперативный отдел ОГПУ был арестован и сам владыка Василий, и его ближайшие помощники. И с этого времени для владыки начинаются двадцать с лишним лет его крестного пути. В общей сложности он был осужден четырежды, причем последний раз его арестовали в 1941 году.

Он отбывал свое наказание, возвращался вновь, пытался заниматься каким-то духовным просвещением. Но с каждым выходом на свободу делать это становилось все труднее и труднее. Он заставал страну в еще более стесненных обстоятельствах. Проповедовать становилось уже почти нереально.

В последний раз святитель был арестован в городе Ярославле, после этого его этапировали в Москву, в Бутырскую тюрьму, как особо опасного политического преступника. Он был приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край. Сегодня в Покровском храме, который расположен на территории Бутырской тюрьмы, находится икона святителя Василия. В этом храме собраны иконы тех святых, которые когда-то отбывали здесь срок заключения. Икона святителя Василия написана недалеко от Кинешмы, в городе Палехе.

Когда владыку Василия отправили в Красноярский край, ему к тому времени уже доходил 69-й год. На фотографиях того времени видно, что человек измучен постоянным пребыванием в местах заключения, что здоровье его сильно подорвано. Святитель успел письмом известить своего келейника и многолетнего помощника Александра Павловича Чумакова, что, по всей видимости, его жизнь подходит к концу. Александр Павлович не успел приехать к владыке даже на похороны. Он приехал уже к могильному холмику.

Но благодаря этому уцелевшему ученику владыки Василия мы знаем точно, где он был похоронен. И поэтому в 1985 году была возможность перезахоронить прах владыки Василия в европейской части России. А в 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Василий был прославлен в лике местночтимых святых Иваново-Вознесенской епархии. И сегодня на территории уже возрожденной Кинешемской епархии действует центр почитателей святителя Василия. Он прославлен в лике святых не только как архипастырь-подвижник, но и как исповедник веры.

А его труды – это наследие гонимой Церкви, эти перепечатанные на машинке листки, которые зафиксировали опыт человека, несколько лет пытавшегося благовествовать Евангелие в условиях запрета – нам необходимо знать. Потому что, обращаясь к той самой молодежи, которая ходила в советские школы, где уже вовсю звучал голос государственного атеизма, владыка Василий как раз и попытался объяснить, что такое Евангелие для современного христианина.

Священник Максим Плякин

 

 ***

Настоящие герои

Из книги святителя Василия «Беседы на Евангелие от Марка» мне хотелось бы привести отрывок, это размышления владыки над евангельским повествованием о том, как апостолы между собой делят место первенства у Христа, когда они Ему начинают задавать вопрос, кто сядет ближе к Нему в Небесном Царстве. И вот что говорит владыка Василий: «В Париже на реке Сене есть так называемый pont d'Arcol – мост Арколя. История этого названия такова: во время одной междоусобной резни в Париже войска атаковали мост, противоположный конец которого был занят неприятельской колонной. Узкая площадь, лежавшая перед мостом, была усеяна трупами. Знаменосец был убит. Войска колебались… И вдруг никому не известный юноша, почти мальчик, с горящими глазами и развевающимися волосами, подхватил упавшее знамя и, размахивая саблей, воскликнул:

– Мое имя – Арколь!.. За мной!.. Ура!

Он бросился к мосту и тут же был убит. Но его пример увлек солдат. Мост был взят. Теперь он носит имя этого юноши Арколя, о котором никто ничего более не знает.

Эта вспышка минутной решимости опьяненного жаждой славы человека, который перед смертью не забывает рекламировать свое имя, этот подвиг на глазах толпы, красивый, как театральное представление, – называется геройством.

Но есть герои другого рода. Вот один из них. Много лет тому назад в Верхотурье появился не известный никому человек. Это был бродячий портной, занимавшийся шитьем шуб. Откуда он пришел, никто не знал, но странный он был человек: когда его приглашали для работы, он выбирал избу победнее, останавливался там и обшивал всех в доме бесплатно, причем старался сделать это так, чтобы избежать благодарности. Окончив работу, он вдруг скрывался, так что не знали, где его найти, чтобы заплатить за труд. Если же зарабатывал что, то отдавал бедным. Он не только шил; нянчился с ребятами, учил их грамоте, читал им Евангелие. Иногда видели его в языческих юртах, где он ухаживал за больными, рассказывал о Христе, распространяя свет православной веры… Так жил он скромно, незаметно, тихий и смиренный. Но когда он умер, на его могиле начались исцеления. Слепые прозревали, хромые ходили… О нем заговорили: Господь явно прославлял Своего угодника. К его могиле потянулся народ. Начались толки о канонизации. Стали собирать справки, расспрашивать, и удивительно: никто не знал даже имени усопшего! Просто "добрый человек" – вот и все, что о нем знали. И только Господь в чудесном видении открыл имя праведника. Это был святой Симеон Верхотурский.

Таковы герои в христианском понимании: скромные, смиренные, забывшие о себе совершенно, отдавшие себя целиком на служение другим. В этом и состоит истинное величие, первый пример которого дал Сам Господь».

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: