Дарующие Божию Благодать
- Отец Николай, что лежит в основе православного понятия святыни?
- Церковь имеет множество вещественных, материальных святынь. К ним относятся святые места, святая вода, иконы, мощи святых, кресты, храм и все, что в нем находится. То есть любая материя, посвященная Богу, освященная благодатью или имеющая богослужебную принадлежность, а также связывающая человека с Богом (например, Ковчег), является святыней.
В основе православного понятия святыни лежит понимание того, что материя может как освящаться, так и оскверняться. В Библии говорится, что когда Господь сотворил землю и поселил первого человека в раю, все было свято, гармонично, исполнено благодати Божией. Не было никаких скорбей, люди полностью находились во благе. Но после грехопадения земля была проклята: "За тебя, за твой грех", - сказал Господь Адаму…
Бог создал материю таким образом, что она может нести как благодать Божию, так и проклятие за грехи. Такой духовный закон установил Господь. Места, например, где Господь являлся Сам или посылал ангелов, также считаются святыми. Достаточно вспомнить явление Господа Моисею в виде огненного куста, когда Он сказал: "Моисей!.. Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3:4-5). Освящается также и любая вещь, посвященная Богу. Господь сообщает ей свою благодать, и она становится святой.
- Иногда, особенно в протестантской среде, можно услышать такое мнение, что Библия не учит почитанию святынь, что Ветхий Завет был устранен Христом и, следовательно, то, что говорится там о святынях, не имеет к нам никакого отношения…
- Это не так. Читая и Ветхий, и Новый завет, мы видим, что наибольшее почитание в них отдается Богу, но также почитаются и предметы, которые посвящаются Богу. Через них Господь подает свою благодать. Люди исцелялись от вещи (вспомним прикасание женщины, страдавшей кровотечением, к одежде Иисуса Христа), от тени, которая падала на людей, когда проходили мимо них апостолы Петр и Павел… В Ветхом завете говорится, что евреи относились к святыням, отдавая им почитание, как самому Богу. И это ни в коем случае не идолопоклонство. Почитая святыни, люди через них почитают самого Бога, и наоборот, не почитая святынь, люди не почитают Бога. И потом, разве Новый Завет отменил святыни? Разве с приходом Христа святые места явления Бога, такие как гора Синай, перестали быть святыми? Напротив, их стало больше - гора Голгофа, на которой был распят Христос, гора Елеонская, Гефсиманский сад, сам Иерусалим и весь Израиль - Святая земля …
Святыни были и есть у Новозаветной Церкви, через них Бог творит чудеса и поныне. Даже сам дьявол указывает нам, что Церковь, которой он противостоит, имеет святыни. Так что называть поклонение святыням идолопоклонством, мягко говоря, неразумно.
- Особо почитаются в Православии мощи святых. Верующие благоговейно прикладываются к ним, получают исцеления, чему немало свидетельств и в наши дни. Что лежит в основе такого их почитания?
- Одним из оснований почитания святых мощей в Православии служит учение Церкви о мощах как носителях благодатных сил. Человек, сподобившийся святости, всю жизнь стяжал благодать Духа Святаго, и его тело после кончины является источником благодати. Мы почитаем не только подвиги святых, их жизнь, но в первую очередь ту благодать, которую передает им Господь и которая на мощах этих святых присутствует. Так же, как поклоняясь иконе, мы поклоняемся не дереву, не краскам, а тому святому, чей образ на ней изображен. Именно эта благодать совершает чудеса и исцеления людей. Св. Ефрем Сирин говорит об этом так: "И по смерти действуют они (мученики) как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святаго Духа".
- Отец Николай, зачастую люди едут за многие сотни километров, чтобы поклониться святыням, и не всегда знают, что в любом храме тоже есть святыни. Вспомним прошлогодние события, когда в Москве и других городах России побывал Пояс Богородицы, доставленный из Ватопедского монастыря Святой горы Афон. И ведь мало кто знал, что часть этого Пояса пребывает в храме Илии Пророка, что в Обыденном переулке в Москве… В храме Рождества Христова у нас тоже есть свои святыни. Расскажите о них.
- Как и во всяком православном храме, в нашем храме Рождества Христова есть свои святыни - это и сам храм, освященный присутствием Бога, и все, что в нем находится; предметы которые посвящаются богослужению, Богу - престол, жертвенник, Святые Дары, все священные сосуды. В мощевике, пребывающем в нашем храме, находятся частицы мощей святого праведного Александра Чагринского, преподобного Феодосия Кавказского, святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Сергия Радонежского, частицы покровцов преподобного Серафима Саровского, Нижегородских мучениц Дарии, Евдокии, Марии, Дарии, частица мантии святого Мелетия.
Многие ли из нас знают, что святой праведный Александр Чагринский (Юнгеров), ревностный пастырь, утешавший молитвой и наставлением сотни приходивших к нему людей, около 40 лет служил в Троицкой церкви села Балаково? Он имел от Господа дар чудотворения, известно более десяти чудесных исцелений в годы его жизни и в первые годы после смерти. Был хорошо известен святому праведному Иоанну Кронштадтскому, который благословлял паломников по всем вопросам духовной жизни обращаться к протоиерею Александру Юнгерову.
Или преподобный Феодосий Кавказский, прославившийся своей прозорливостью и завещавший своим духовным чадам: "Кто будет меня призывать, с тем я всегда рядом буду". Любой человек может сегодня прийти в наш храм и приложиться к святым мощам этих праведников.
В заключение хотелось бы привести слова святителя Иоанна Златоуста: "Не только тела, но и гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Посему призываю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастии или в глубине греховной, - приходите к мощам с верою: вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь от них, приобретши одним воззрением облегчение своей совести. Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, и для счастливых, ибо утверждает их счастье, и для болящих, ибо возвращает им здравие, и для здравых, ибо отвращает болезни".
18 сентября 2012 г.