Духом Святым просвещенный
Собственно письменных трудов, содержащих его учение, преподобный Силуан не имел. Духовное наследие старца передается нам из воспоминаний его духовного сына, архимандрита Софрония (Сахарова), его записей о встречах и беседах с отцом Силуаном, а также из отдельных записей самого старца.
На протяжении всей жизни в монастыре преподобный записывал свои мысли, и эти писания являются драгоценнейшим его наследием. В них он указывает на последний и достовернейший критерий истины в Церкви. Критерий этот — Христова любовь ко врагам и смирение.
Перед смертью преподобный Силуан Афонский передал свои записи архимандриту Софронию, которые он опубликовал в 1952 году. Многие из монахов называют их Новым Добротолюбием.
Книга отца Софрония о преподобном Силуане стала настоящей сенсацией. Записи преподобного Силуана отличались своеобразием. Подвижник не получил практически никакого регулярного образования, умел только читать и писать. Поэтому богатый духовный опыт и природные дарования души выразились в виде коротких мыслей-наставлений, лишенных какой бы то ни было литературной изящности.
Записи, переданные отцу Софронию, представляли собой несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни: «О храмовом богослужении», «О уподоблении человека Христу», «О духовном видении мира», «О послушании» и др.
Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком «малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений святых отцов он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений сделал его нечеловечески мудрым и проницательным».
Богословие афонского подвижника выделяет несколько отличительных черт. Во-первых, это великое откровение: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», полученное Силуаном от самого Господа нашего Иисуса Христа, — оружие в борьбе с гордостью и со всяким другим искушением. Во-вторых, молитва обо всем мире, связанная с восприятием преподобным всего человечества как единой семьи. В-третьих, молитва за врагов — один из важнейших моментов евангельского Христова учения, то, что предостерегает христиан от опаснейшего искушения искать и тем самым создавать себе врагов.
Одну из глав книги отца Софрония, написанную по записям преподобного Силуана «Плач Адама», — критики называли «сокровищем русской поэтики». Врачуют души верующих и писания подвижника о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность за глубокую духовную мудрость содержащегося в них слова. Его слово — простое и доброе, но чтобы следовать ему, необходимо вступить на путь самоотречения и всецелого послушания воле Божией, каким прошел и сам святой старец.
Желание спасения всем — постоянный рефрен писаний старца, мысль его всегдашняя и неизбывная боль: «Желает душа моя, чтобы вся Вселенная спаслась», «Господня любовь такова, что Он хочет, чтобы все люди спаслись». Молитва о людях — вовсе не легкий труд. «Молиться за людей — это кровь проливать», — говорит преподобный Силуан. «Сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись». Именно в этой молитве за весь мир и заключается главный подвиг святого Силуана.
Наталия Бондаренко
24 сентября 2012 г.