Крест-красота Церкви
27 сентября Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Потому на уроке катехизиса в нашей церковной школе мы решили поговорить не только об этом празднике, но и вообще о Кресте Христовом, о его спасительном значении для каждого из нас. А также о том, как понимать старинную русскую поговорку: «Нести свой крест». Ведет урок клирик Свято-Воскресенского собора г. Николаевска (Пугачева) иеромонах Венедикт (Лимонов).
Перед Крестными Страданиями Господь сказал: Ныне прославится Сын человеческий (Ин. 13, 31). Крест — Его слава, вечное сияние Его любви. Последние две тысячи лет человечество живет под знаком Животворящего Креста. По словам святителя Иоанна Златоуста: «Крест не только спас людей, но и Ангелов приблизил к Богу».
Ежегодно напоминает нам об этом праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В этот день мы собираемся в храме перед Крестом Христовым, который выносится во время всенощного бдения на середину храма и полагается на аналое, украшенном цветами. После каждения все кладут земные поклоны при пении: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» — а затем лобызают Святой Крест. Мы отмечаем этот день строгим постом.
Праздник Воздвижения Креста Господня соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретении Креста при императоре Константине и возвращении его в Иерусалим при императоре Ираклии.
Сокровище Святой Земли
В царствование равноапостольного императора Константина (IV век) в Иерусалим отправилась его мать, святая царица Елена, с целью обрести величайшую из святынь — Крест Спасителя. При помощи верующих из Иерусалима, знавших от своих предков о местонахождении Креста, начали раскопки. Языческий храм Венеры, кощунственно построенный на месте Распятия, был снесен, и под землей обнаружилась пещера. В ней сохранились три креста и гвозди. Какой из них был Крест Господень? Об этом узнали по чудесам, во множестве происходившим от одного из древ. Ко Кресту Спасителя приносили больных, и они получали исцеление. События эти вскоре стали известны многим. Крест был обретен перед Пасхой, и множество паломников собралось в тот год в Палестину. Улицы и площади Иерусалима были наполнены толпами народа, так что не было возможности приблизиться к Кресту или даже издали взглянуть на него.
Иерусалимский Патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы люди могли увидеть его. Император Константин построил величественный Храм Воскресения Господня, под сводами которого оказались главные святыни — Голгофа и Гробница Христа. Древо Креста поставили в алтаре на горнем месте.
В начале VII века Иерусалим был захвачен персидским царем Хозроем, который увез в Персию в числе трофеев и Древо Креста. В это тяжелое для Византии время империей правил Ираклий I. Он наголову разбил Хозроя, и Крест был возвращен в Палестину. Царь Ираклий на своих плечах пронес его от ворот Иерусалима до Храма Воскресения. Из благоговения к великой святыне царь снял с себя корону и порфиру и шел по улицам Святого Града, одетый в рубище.
Святая Земля хранит в себе много тайн, которые открываются смиренному паломнику. По дороге из портового города Хайфа, уже почти на въезде в Иерусалим, есть монастырь Честнаго Креста. В алтаре монастырской церкви, под самым престолом, есть небольшое отверстие, соединяющее храм с подземной пещерой. Здесь росло то самое дерево, из которого был изготовлен Крест для Распятия Спасителя.
К Гробу Господню и месту Его Распятия — Голгофе — устремляются тысячи, десятки тысяч паломников, чтобы припасть к святому месту и открыть сердце для щедро посылаемой благодати. Сейчас часть Креста хранится в Иерусалиме, а небольшие частицы его разошлись по всему православному миру: в афонских обителях, и на Кипре, и в том самом монастыре Животворящего Креста, что на пути из Хайфы в Иерусалим, и в нашем Отечестве в обителях монастырских и в алтарях церковных.
Освящающий время и пространство
Крест является главным символом Православия. Правило VII Вселенского Собора предписывает изображение креста «полагати на всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…». Вот почему храмы и колокольни венчаются крестами, а в период государственного атеизма, когда рушили храмы, прежде всего сбрасывали кресты. На месте разрушенного храма ныне стараются устанавливать Поклонный крест.
Древние святые подвижники, приходя в пустынное место, вначале всегда утверждали там деревянный крест в знак освящения места сего силой Божией. На Русском Севере, в Поморье и на Соловецких островах, многие века существовала традиция воздвижения деревянных крестов по краям улиц, при въездах в деревни, на перекрестках — там, где не было храма или часовни. Кресты являлись путеводными знаками: до 10 метров в высоту, расположенные по берегам Белого моря, они указывали путь мореходам к спасительной гавани. Перед этими крестами возносились молитвы о благополучном путешествии.
По всей Руси возводилось также множество обетных крестов — в благодарность по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия. Крест обозначал и принадлежность пустынных земель православному миру.
Повсюду среди бескрайних просторов Родины возникают и сегодня простые кресты-обелиски, напоминая людям о доблести и чести. А потому следовало бы установить поминальный крест на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
Без креста нет Христа
Жизнь православного человека укладывается в отрезок времени от принятия Таинства Крещения до смерти. При Крещении человеку надевают нательный крестик, после ухода в мир иной на могильный холм водружают поминальный крест.
Почему нет в душе мира? Не хватает смирения в нашем «крутом» сердце. Постов бояться!.. Да это же радость какая — послужить Тому, Кто на Крест взошел ради нас, всех вместе и каждого в отдельности. Службы долгие? Господу, опять же за нас (!) распятому, возносим мы свои молитвы. А скучно нам по нашей же вине. В богослужении в каждом возгласе священника, в каждом его слове — великий смысл. Приоткройте для себя эту тайну, и откроется вам радость большая, светлая, желанная.
Со светом душевным несли свой крест святые люди. Неужели можно было вынести все муки, изощренные издевательства и пытки гонителей христиан всех времен и народов? А они страдали — с радостью. Оказывается, это возможно в христианстве — соединить несоединимое.
Роптать на свой крест — грех. Нести свой крест — не подвиг. Отказываться от своего креста — мерзость перед Господом, ведь Он от своего не отказался.
В своем Слове на Воздвижение архиепископ Андрей (Рымаренко) говорит об особом покаянном состоянии перед Крестом Христовом. «В глазах суда человеческого мы не преступники и не разбойники. Но так ли все у нас благополучно перед Судом Божьим? Нет. Все мы преступали и преступаем заповеди Божьи. Если мы до сих пор не совершали явных преступлений, — это только Благодать Божья, Ангелы хранители не допускали нас, а предоставленные самим себе — один Бог да наша совесть знают, что бы с нами могло быть, да еще и может быть, если Бог нас оставит. Вот мы так живем и думаем, что будем так жить и жить. А ведь наши годы, месяцы, недели… а может быть, и дни, даже часы сочтены. Воспользуемся же этой минутой, которую дает нам Господь. Ведь, может быть, другой минуты у нас не будет, чтобы подойти и приложиться ко Кресту, взмолившись с благоразумным разбойником: „Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!”».
Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие — через Крест Христов и через наш крест.
«Поэтому именно перед Крестом Христовым, — как говорит протоиерей Александр Шаргунов, — следует учиться всем урокам страданий, которые преподает нам жизнь». Этому же надо учить и наших детей с самого раннего возраста — а не тому, чтобы они все более и более становились, по выражению отца Серафима Роуза, поколением «мне» — теми, кто ищет сиюминутного успеха и немедленного наслаждения.
У каждого из нас — свои страдания. Если мы начнем говорить, что нужно для счастья, то выяснится, что одному необходимо здоровье, другому — чтобы у него устроился брак, третьему — чтобы работа была получше, у четвертого — более глубокие страдания. И все люди без исключения, сознавая или нет, мучаются грехами, которые они совершили. При этом почти каждый хотел бы поменяться своим крестом с крестом другого, естественно, преуменьшая его.
Только неся наши кресты со Христом, только помогая друг другу в несении наших крестов, мы становимся подлинно Церковью. И Дух Святой наполняет нас нетленной жизнью среди распада этого мира.
Блаженной памяти епископ Зноско-Боровский Митрофан писал, что только христианству Креста принадлежит торжество конечной победы над миром. Через верность Кресту Христову лежит путь к победе над злом, под тяжестью которого стенает ныне весь мир. Эта современная Голгофа христианства зовет нас к любви к Распятому, а через Него и к любви друг ко другу. Да встретятся же у Креста мысли расточенных: супругов, друзей и всех, себя братьями во Христе сознающих.
27 сентября 2012 г.