Богословие благодати
Святитель Иоанн был выдающимся проповедником, богословом, прекрасным знатоком церковной истории и церковных канонов. Стиль его богословия — простота, ориентация на Церковное Предание, богословие из глубины молитвенного опыта.
Он избегал написания длинных ученых трактатов и диссертаций. Его богословие — это небольшие статьи, доклады, проповеди, заметки, обычно очень лаконичные. Святитель был блестящим церковным ритором, но его слушатели не могли этого оценить, так как владыка имел дефект речи и говорил совершенно неразборчиво. Но «гугнивость», неразборчивость речи была частью юродского подвига святителя. Он никогда не искал себе какого-то внешнего признания.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов появляются первые научно-апологетические работы: «Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской богословской мысли», «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь», «Учение о Софии — Премудрости Божией».
Ведя полемику с софистами, и прежде всего — с протоиереем Сергием Булгаковым, молодой богослов доказывал несостоятельность приравнивания ими Девы Марии к Спасителю как Посредницы между двумя природами — Божественной и человеческой. Святитель пункт за пунктом показал расхождение учения Булгакова со Священным Преданием Православной Церкви. Несоответствие учению святых отцов, исчерпывающему и боговдохновенному Преданию Церкви — вот всё, что он хотел уяснить, чтобы признать неправославие софиологии.
Борьбе за чистоту Священного Писания и Святого Предания владыка Иоанн отдал всю свою жизнь. Он воспринимал богословие как неотъемлемую часть обыденной жизни. Но главным для него все-таки было не письменное богословствование, а богопрославление богоугодной жизнью.
До нас дошли труды архиепископа Иоанна: «Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского» — сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов святителя; «Духовное состояние русской эмиграции» — доклад Всезарубежному Собору в 1938 году; «Беседы о Страшном Суде»; «Святая Русь — Русская земля», «Да обновится Русская земля» — книги из серии «Духовное наследие русского зарубежья» и многие проповеди, исторические статьи и доклады, посвященные столь горячо любимой им Родине.
Говоря о России, владыка Иоанн указал на самую сокровенную евангельскую истину, ставшую краеугольным камнем русского народа, определяющую его значение и направляющую ход его истории: «Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Когда снова людям будет дорога твердая вера в правду слов Спасителя: „Ищите прежде Царствия Божия и правды его и вся сия приложатся вам”. Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников».
Наталия Бондаренко
12 октября 2012 г.