Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Покайтесь, чтобы исцелилась душа

Чтобы встретить в своем сердце Бога, человек должен увидеть свои грехи и раскаяться в них. О Таинстве Исповеди мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.


— Владыка, расскажите, пожалуйста, из чего складывается Таинство Исповеди?

— Исповедь — это одно из семи таинств нашей Православной Церкви, в котором человеку открывается милость Божья, возможность прощения грехов. Их человек называет перед священником-свидетелем, кается и получает отпущение. В зависимости от тяжести греховного состояния человека священник может ему рекомендовать то или иное средство для уврачевания этого греха. Это может быть то же самое отлучение от Причастия — епитимия, которое было традиционным в Церкви, или же какой-то совет, который может помочь человеку настроиться на духовный лад.

Священник читает молитвы перед исповедью. На аналой кладется Евангелие и крест, перед которым священник исповедует приходящих к нему людей. Евангелие здесь символизирует учение, против которого погрешил человек. Ведь именно нарушая евангельские заповеди, человек совершает грех. Крест — как образ нашего спасения и оружие, которым был побежден грех человека распятым на нем Христом. Священник, как сказано в молитве: «Аз же точию свидетель есмь…». Что означает: «Я есть только свидетель перед Богом, и что скажешь мне, то будет услышано Им». Выслушав слова исповеди пришедшего к нему христианина, священник читает над ним разрешительную молитву, в которой просит Господа простить ему эти согрешения. И человек получает прощение своих грехов.

— Существует такое понятие, как тайна исповеди, но многие не верят в то, что священник может ее сохранить.

— Тайна исповеди — это основополагающее понятие, на котором строится исповедь. Свидетельство священника предполагает сохранение того доверия, которое человек ему оказывает.

По церковным канонам священник ни при каких обстоятельствах никому не может передать услышанное на исповеди. Нарушение этого правила является большим грехом. Под страхом смерти, под пытками он не должен выдавать тайну человека, пришедшего к нему исповедоваться.

Сегодня даже в федеральном законодательстве прописано, что тайна исповеди неприкосновенна. Священник, получивший те или иные сведения на исповеди от человека, пусть даже совершившего преступление, не может о нем свидетельствовать в суде или во время следствия.

Был такой период, когда Петр I пытался ввести законодательные нормы, предписывающие в экстренных случаях священнику свидетельствовать против исповедующегося. Например, если преступление касалось не нравственности и каких-то личных человеческих грехов, а совершалось против государственной власти. Понять императора в свете теории абсолютной монархии можно, но ни в коем случае нельзя такого повторять.

Когда речь идет о тайне исповеди, также важно помнить, что здесь подразумевается не только молчание священника, но и молчание человека, который открывает свой грех священнику. Это таинство предполагает обоюдное согласие исповедающегося и исповедаемого в том, что они сохранят эту тайну между собой.

— Владыка, как Вы думаете, почему к этому таинству такое странное отношение в обществе? Почему его так боятся люди, откладывая исповедь на годы?

— А почему человек боится к врачу пойти? Знает, что у него что-то там болит, но не идет, думая: «Нет, не пойду, а вдруг у меня что-нибудь найдут». Но от того, что ты к врачу не пойдешь, это «вдруг» никуда не денется. Это «вдруг», пусть через три, пять, десять лет, проявится, но только еще в худшей форме.

В отношении исповеди тоже присутствует страх. Страшно и не хочется признаться самому себе. А также не надо забывать о том, кто в одной из богослужебных книг называется «странным гражданином». Это враг Божий, дьявол, который держит человека, искушает его и не дает сделать этот шаг.

Ведь как бывает: вечером в храме говоришь человеку, чтобы пришел с утра на исповедь, и утром его нет. Он заболел, жена в магазин отправила, ногу сломал, пробка — да что угодно! В общем, дорогу в храм ему перекрыли. Назначаешь следующий день — он соглашается и опять не приходит. Снова кто-то заболел, ребенок в школу не пошел и т. д. Ну как такое может быть? А так, что за всем этим стоит не только Господь Бог, но и еще одна личность, которая пытается встать между Богом и человеком, внести свою корректуру в их отношения. Поэтому очень важно понимать, что за нами внимательно наблюдают. Отсюда и то усилие, которое нужно сделать над собой. Нужен гнев, чтобы разгневаться не на окружающих, а на себя и на врага, который искушает человека. Да, это очень трудно, но единственный способ преодолеть страх — просто сделать рывок и шагнуть.

2.jpg— Владыка, в католических храмах стоят кабинки для исповеди. Почему в Православии не существует такой практики?

— Здесь очень многое зависит от менталитета человека. Люди восточной культуры (а мы все-таки приняли Православие восточного обряда от Византийской Церкви) имеют традицию внешне более открытую, а внутренне более сосредоточенную и молитвенную. Западные люди сильно отличаются от нас. У них во всем: и в политической жизни, и в общественной, и в жизни церковной — проявляется острая индивидуальность. На Востоке в большей степени развита общность, ощущение себя частью коллектива, частью христианской общины. Есть даже выражение: «На миру и смерть красна».

Христианство — это религия не индивидуализма, а общности. По-настоящему христианин раскрывается именно в общении — где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), — говорится в Евангелии. Поэтому исповедь совершается в этой общине, среди людей. Исповедуясь фактически перед Церковью, человек свидетельствует свое исправление и желание покаяться. Отсюда сложилась такая форма, что мы ни от кого не прячемся и не боимся при необходимости даже во всеуслышание сказать о своих ошибках в надежде на то, что будем поняты и исправлены нашими братьями и сестрами. Индивидуальная исповедь при всем этом не теряет своего значения.

Часто человеку кажется, особенно когда он идет исповедоваться впервые, что все только и хотят послушать, что он скажет. Люди стесняются, и переступить этот порог им очень трудно. А с другой стороны, что нового можно услышать? Мир наш существует столько лет, и люди новых грехов не придумали. Все одни и те же страсти, о которых многие столетия говорили святые отцы, которые просто перетекают из одного состояния в другое. Неприятно, конечно, если кто-то услышит, но уверен, что особо никто и не слушает. Хороший пастырь должен позаботиться о том, чтобы круг людей, ожидающих исповеди, стоял немного в стороне и исповедующийся человек мог спокойно говорить о своих грехах.

— Часто спрашивают: зачем человеку церковная исповедь, зачем ему идти в храм, неужели нельзя каяться самому, например, дома «без посредников»? Ведь Бог у меня в душе.

— Безусловно, Бог вездесущ. Только возникает вопрос: а как Он у меня в душе оказался? Все то, что у нас в душе, оцениваем мы сами и порой заблуждаемся. Поэтому, когда человек говорит: «Бог у меня в душе, и я верю, так как я верю», — это является его собственным, личным убеждением. Ведь Христос, призывая человека к покаянию, при этом предлагает ему объективные критерии суждения о себе.

Он говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). А в чем заключается крест? В прощении, в подвижническом образе жизни. Кто крал — не кради, кто прелюбодействовал — не прелюбодействуй, кто обижал — не обижай. Господь предлагает человеку определенное учение, следуя которому человек может назваться Его учеником. Церковь тоже предлагает человеку определенную систему, следуя которой человек может действительно ощутить реальное исправление собственного сердца и души.

Когда человек сам по себе что-то, где-то там внутри кому-то говорит — это ни к чему его не обязывает. Опять-таки, откуда появилась эта традиция свидетельства? Ведь если посмотреть, то даже в светской жизни при покупке дома, машины и т. д. обязательно оформляются документы. Если совершилось преступление — вызывают свидетелей, если рассматривается какое-то дело в суде — обязательно присутствуют адвокат и прокурор, которые будут оправдывать или обвинять человека. Все прекрасно понимают: чтобы утвердить свое какое-то слово, свою правду или увидеть свою неправоту, человеку обязательно нужна определенная помощь. Иначе это будет просто самодеятельность — хочу так, хочу по-другому.

— Владыка, как же справиться человеку с нерешительностью и страхом перед первой исповедью?

— Как правило, первая исповедь начинается всегда с доверительной беседы человека со священником. И дай Бог, чтобы в жизни каждого человека встретился такой священник, который мог бы просто взять и объяснить, зачем и почему это необходимо. Конечно, страх, нерешимость порой настолько сильны, что диву даешься. И это лишний раз подтверждает то, насколько действенна исповедь и насколько враг рода человеческого изливает свою злобу на желающих принести покаяние Господу. Ведь бывает так: сделал грех, и даже сам не знаешь, как это произошло. Как говорит апостол Павел: Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). Это означает, что порой против воли человек увлекается в то или иное падение.

Способ справиться со страхом есть только один, но самый действенный — не побояться и сделать этот шаг. Хорошо, если найдется такая возможность поговорить с батюшкой, который мог бы просто поддержать, подсказать, помочь. Подходя на исповедь, лучше всего священнику сразу сказать, что исповедуетесь в первый раз, попросить помощи и совета. Я думаю, что большинство священников с радостью это сделают и помогут преодолеть неловкое чувство, косность и стыд.

Беседовала Наталья Бондаренко

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: