Подростковый кризис или депрессия?
Вашему ребенку исполнилось 11, 14 или 16 лет, и вы его совсем не узнаёте? Совершенно внезапно он стал раздражительным, потерял интерес к учебе и даже развлечениям, разругался с друзьями, скандалит без всякого повода? Скорее всего, вы скажете, что это обычные подростковые трудности, и они пройдут сами, нужно лишь подождать. Может быть, и так. Но есть риск, что все гораздо серьезнее. Как распознать ранние симптомы депрессии и вовремя оказать помощь? Как депрессия проявляется у детей и подростков, и могут ли повышенные стрессовые нагрузки в школе стать ее причиной? На эти и другие вопросы отвечает психолог Татьяна Анатольевна Твердохлебова.
– Татьяна Анатольевна, нередко мы слышим от людей: «У меня депрессия!». Но смотришь: ситуация меняется, и человек вновь в хорошем настроении. Это действительно недуг, который следует лечить, или временное ухудшение душевного состояния?
– С точки зрения врачей и психологов, депрессия – это недуг, заболевание, обусловленное внутренними, а иногда внешними причинами. Есть люди, склонные впадать в депрессию. Врачи утверждают, что депрессия – это биохимия мозга, нехватка определенных веществ, которая и приводит человека в это болезненное состояние. Но каковы бы ни были ее причины, сам человек самостоятельно с этим заболеванием справиться не может. А то, что люди порой называют депрессией, это, скорее всего, пониженный фон настроения, подобное состояние может затянуться надолго, но это пока не болезнь.
– Я читала, что депрессиям подвержены и совсем маленькие дети. Как она возникает у детей, что может быть ее причиной?
– Депрессия может возникнуть даже у младенцев. Самая распространенная ситуация, когда мама отказывается от ребенка, помещает своего малыша в детский дом, а он уже какое-то время побыл с ней, успел привыкнуть к ее рукам, узнал ее тепло. Первое время младенец постоянно кричит, возмущается, требует к себе внимания. Потом затихает, его ничего не радует, он становится вялым. И если малыша быстро не определить в приемную семью, не заменить кем-то родную маму, то он может остаться в таком состоянии надолго, возможно, на всю жизнь. Есть такой термин: детский госпитализм. Он появился во время Первой мировой войны. Когда детей, оставшихся без родителей, некуда было деть, их размещали в больницах. Им давали кров и еду, но никто на них не обращал внимания, медперсонал был занят ранеными. Брошенные дети быстро деградировали, и чем младше был ребенок, тем быстрее наступало это состояние.
– Причина – отсутствие любви?
– Да, отсутствие любви, особенно в раннем возрасте, может привести к тяжелым депрессивным состояниям.
– Но чаще этот недуг проявляется все-таки в подростковом возрасте. Как понять родителям, что у ребенка не просто плохое настроение, связанное с подростковыми трудностями, не каприз, а действительно психическое расстройство?
– У подростков часто бывают перепады настроения. Но депрессия – это нечто другое. Подростки сталкиваются с множеством случаев давления со стороны взрослых, начиная от оценок в школе до контроля мамы и папы. А в это время в их организме проходит гормональная буря, которая делает психику подростка еще более ранимой и хрупкой, чем раньше. В подростковом возрасте дети начинают яростно отстаивать свою независимость. Для них бывает драмой то, на что взрослый только грустно улыбнется. Поскольку взрослые привыкли видеть подростков часто во взбудораженном состоянии, им не всегда легко различить депрессию и присущие подросткам капризы и перепады настроения. У этого заболевания есть свои симптомы.
– Назовите их, пожалуйста.
– Существуют три классических признака депрессии. Во-первых, это затянувшаяся на длительное время тоска, безразличие ко всему. Второе – двигательная заторможенность, ребенок не хочет вставать, ничем не хочет заниматься, ничего не хочет делать. И третье – это умственная заторможенность. Эти признаки могут быть не ярко выражены, но любое изменение в эту сторону должно насторожить родителей. Был веселым — стал грустным, учился хорошо — стал плохо, был общительным — теперь никто ему не нужен. Многие заводят разговор о побеге из дома, могут отчаянно рисковать жизнью, начать употреблять алкоголь или наркотики в попытке «лечения» депрессии – это все крики о помощи. Своим поведением ребенок показывает, что не может сам справиться с эмоциональной болью. Если это состояние не проходит длительное время, родители должны понять, что это точно не каприз, а начало заболевания. Проблему надо решать, и чем раньше, тем лучше.
– Что может быть в подростковом возрасте запуском для начала психического недуга? Ссора с другом, конфликт с учителем, родители не дают денег на новый телефон?
– Могут быть и более глубокие причины. Например, подросток не видит смысла жизни.
– Вот здесь давайте поподробнее. Если семья православная, подросток ходит в храм, исповедуется, причащается, над его душой идет постоянная работа — как могут такие мысли его посещать?
– Мне как психологу, конечно, легче работать с верующими людьми, мы быстрее находим взаимопонимание. Но православные семьи бывают разные. Иногда верующие родители слишком сильно подавляют своих детей жесткими рамками запретов. В таких семьях дети живут в страхе что-то сделать не так. Каждый неверный шаг ребенка сопровождается нравоучениями, угрозами: «Смотри, Бог тебя накажет!». Ребенок не чувствует родительской любви. Это тоже может привести к депрессии.
– Дайте практический совет, как не допустить возникновения и развития депрессии у подростков?
– Мы должны сохранять со своими детьми в любом возрасте сердечную, духовную связь. Надо больше разговаривать с детьми, помогать им анализировать свои поступки, говорить о душевных переживаниях, о том, что действительно важно для подростков. Родители должны уделять своим детям столько времени, сколько того требует ситуация, и тогда они не будут замыкаться и с любой проблемой обратятся к матери или к отцу. Если родители умели разговаривать с ребенком в раннем возрасте, у них это будет получаться и потом, когда ребенок подрастет.
– Какие дети более всего подвержены этому недугу?
– Чаще всего это дети с синдромом отличника, у них все должно быть на «пять». Это касается не только учебы, но и любого другого дела. Чуть что не так, такие дети впадают в уныние. Но все зависит от настроя в семье. Если взрослые не будут слишком взыскательны к успеваемости своего ребенка, перестанут по любому незначительному проступку гневаться и ругать его, то и ребенок перестанет тревожиться по пустякам, станет спокойным и уравновешенным.
– Но ведь в жизни семьи бывают и беды, и смерть близких. Как от этих трагедий уберечь ребенка?
– Не надо путать депрессию с гореванием. Когда уходят наши близкие или случаются какие-то другие беды, мы все горюем. Это нормальное человеческое состояние, и не надо изолировать ребенка от этих переживаний и делать вид, что ничего страшного не произошло. Если в доме беда, ребенок это всегда чувствует. Лучше горевать всем вместе. Православным людям легче пережить горе и легче утешить ребенка, объяснив ему, что, например, умершая бабушка находится на Небесах и оттуда смотрит на него. Значит, с ней можно поговорить, помолится за нее. И острота боли снимается. Так что детей не следует ограждать от семейных драм, создавать им идеальные условия. Наоборот, надо готовить маленького человека к взрослой жизни.
– Скажите, Татьяна Анатольевна, часто ли причиной нервных заболеваний является школа, с ее нагрузками и сложными программами?
– Как правило, это происходит с детьми в начальной школе. Ребенка настраивают на то, что школа – главное в его жизни. И если учеба не дается, отношения с одноклассниками не складываются – вот и причина нервного срыва. Таких детей сейчас много, поэтому психологи не советуют спешить отдавать ребенка в школу, даже если он, по мнению родителей, готов, умеет читать и писать. Это как раз не главное, надо чтобы он до 7 лет наигрался, окреп физически, был готов к школе морально. Иначе любая школьная неудача будет для него трагедией. И опять я призываю родителей быть очень внимательными к своим детям, их настроению, не ругать за промахи, не требовать хороших отметок. Позиция родителей должна быть такой: мы вместе, мы тебе поможем, мы тебя любим, и все у нас получится.
– Татьяна Анатольевна, могли бы Вы выделить проблемы, характерные именно для сегодняшнего времени, с которыми раньше детей не приводили к психологу?
– Дети стали менее общительны, они с трудом находят друзей. Родители чрезмерно заполняют жизнь своих детей всевозможными кружками и секциями, изучением иностранных языков и т.д., и времени на дружбу просто не хватает. А когда, как не в детстве, заводить друзей, учиться ценить дружбу, учиться преданности и доброте? Очень изменились и отношения девушек с юношами. Редко услышишь романтическую историю о неразделенной любви или что-то в этом роде. Подростки стали более прагматичными и расчетливыми.
– Напоследок хотелось бы попросить Вашего совета для всех, кто вступает в Великий пост. Во время поста меняется привычная пища, распорядок жизни, люди надолго забывают о развлечениях и удовольствиях и сосредотачиваются на духовной жизни. Как избежать при этом раздражительности, не впасть в такой грех, как уныние?
– Пост должен быть посильным, не надо брать на себя лишние обязательства, ставить себя в жесткие рамки. От этого физически и морально устаешь. Надо больше надеяться на Бога, а с Богом трудности преодолеваются. В христианском посте всегда есть духовная цель, и когда человек правильно ее понимает, ему и поститься всегда легче.
– А как Вы преодолеваете жизненные трудности, скорби? Что Вам помогает справляться с ними?
– Как и всем православным людям – молитва. Я всегда вспоминаю о Христе, который так сильно скорбел в предсмертный час и молился Отцу до кровавого пота: Отче, о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! (Лк. 22, 42). Когда мне тяжело, перечитываю эти евангельские строки. Конечно, наши страдания несоизмеримы с Господними, но как преодолеть слабость своей человеческой природы, как себе помочь? Только последовав примеру Господа, произнеся с кротостью: Впрочем, не Моя воля, но твоя да будет.
Беседовала Ольга Стрелкова
7 марта 2018 г.