Информационное служение в медиабоях
Не секрет, что российские читатели устали от крови и насилия, с которыми их «добросовестно» и ежедневно знакомят журналисты. Об этом нам любой скажет. Только вот вопрос: почему же так быстро раскупают газеты со скандальными заголовками? Почему перепечатываются в Интернете статьи и заметки с нападками на веру? И можно ли что-то кардинально поменять в этой ситуации? Об этом рассуждали участники панельной дискуссии «Положительная повестка дня: как мы ее создаем», которая прошла в рамках работы V Международного фестиваля «Вера и слово».
Нужно ли писать только о хорошем?
Кто-то говорит о начале информационной войны, кто-то даже о новых гонениях на Церковь. Их оппоненты призывают вспомнить о страшных гонениях ХХ века и не воспринимать всерьез «каких-то массовиков-затейников». Но тенденция некоего информационного противодействия Церкви очевидна. Информационная работа выходит на первый план, а журналистом-защитником Православия, благодаря открытости интернет-пространства и социальным сетям, может стать каждый из нас.
Открывая обсуждение, председатель Синодального информационного отдела Владимир Романович Легойда подчеркнул, что сегодня церковные и епархиальные СМИ во многом находятся в проигрышной ситуации. «Нас практически ежедневно заставляют реагировать на внешние раздражители. Получается, что мы не создаем повестку дня, а лишь участвуем в той повестке дня, которую нам предлагают, всегда пытаемся хоть что-то сказать». Причем очень часто те вопросы, которые к нам обращены, для жизни Церкви являются второстепенными. Вот почему так важно создавать и развивать собственные положительные информационные поводы, писать о том, что действительно волнует Церковь, причем так, чтобы было интересно.
Главный редактор «Российской газеты» Владислав Александрович Фронин горячо и искренне возразил: «Почему позитивная? Нам нужна умная повестка дня. От нас в советское время тоже требовали к 7 ноября только успешные новости, ну и чем это закончилось?». Российское общество больно и расколото, и наша общая задача — поиск путей его объединения. Люди требуют уважительного диалога о главном. Русская Православная Церковь, по его мнению, заняла сегодня место праздников в общественном сознании. В советское время были одни праздники, теперь стали другие. Это неплохо, но не это главное.
Главная тема
Что же главное, какова основная тема православного журналиста? «Актуализация тех удивительных ценностей нашей веры, которые отец Серафим Роуз называл ароматом Православия»,— так отвечает себе и коллегам руководитель информационно-издательского отдела Карагандинской епархии протоиерей Александр Угольков. Он уверен, что именно это нужно сегодня многим. Доказательством служит невероятный успех книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
Епископ Обуховский Иона предложил коллегам очень серьезный критерий для проверки всего своего творчества «на качество». «Для меня всегда очень вдохновляющим является пример святителя Димитрия Ростовского, который завещал положить себе в гроб черновики своих изданий житий святых. Готовы ли мы взять в вечность, на Страшный Суд, то, что мы продуцируем?» — спросил владыка. Он отметил, что у православных СМИ никогда не получится играть по законам рынка.
А нужно ли? Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Александрович Фадеев уверен, что повестку дня изменить практически невозможно. И не только потому, что она «виртуальна и оторвана от жизни, не отражает потребностей и крайне искажает ту жизнь, которой живет большинство людей нашей страны… Мы уже 17 лет пытаемся поменять экономическую повестку. Но нам не удается это делать, несмотря на то, что „Эксперт“ — это самый тиражный еженедельник. Большая часть российского созидательного бизнеса стоит на наших позициях, но консолидировать их и превратить в политическую силу пока не удается».
На распространенное сегодня мнение, что мы живем в потоке информации, в тысячи раз большем, чем в прежние времена, Валерий Александрович возразил: «Это же не информация, это мусор». Один из способов избежать негатива и не утонуть в этом мусорном потоке, считает главный редактор, не приумножать его попытками изменить повестку дня, а выработать свою информационную линию и четко ей следовать.
Главный редактор журнала «Russia Profile» Андрей Андреевич Золотов добавил к этому, что повестка дня в светских СМИ очень редко создается положительными новостями. Повестка дня зачастую формируется страстями — стремлением к власти, богатству и похотью. Поэтому должны ли мы стремиться к тому, чтобы попасть на первые полосы газет? Наверное, нет. С первой полосы нужно бежать. Но попадать с положительной повесткой дня на третью или пятую полосы, конечно, возможно и нужно. Как это сделать? Через людей веры. «Мы не должны писать в жанре классической проповеди, это не дело журналиста,— считает Андрей Андреевич.— Самой действенной проповедью христианства является рассказ о настоящих христианах. Только такие люди и приводят нас в храм. Очень редко от чтения книжек это происходит, а уж тем более от чтения газет».
Он отметил, что существует «проблема внутренней коммуникации»: в Церкви очень мало кто друг друга понимает и слышит. Поэтому православные СМИ должны противостоять отчуждению между православными христианами.
Уважительный диалог
Еще одной проблемой является поиск «своего читателя». Быстрое развитие Интернета, переход СМИ в онлайн, рост количества различных социальных сетей и т. п. привлекли новый контингент читателей, который во многом пока не знаком самим журналистам. «Необходимо четко понимать, кто ваш читатель и чего он ждет от вас»,— подчеркнула вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская. Журналист православного издания должен отдавать себе отчет в том, что его читатель — не просто образованный, а вдвойне образованный человек, к которому необходимо относиться с уважением. Поэтому нужно обязательно убрать назидательный тон (пожалуй, не только из газетных заметок, но и из любых рассказов о вере и мире Церкви). Только спокойный, доброжелательный тон совместного размышления. И меньше всего самоуверенных окриков.
Священник Святослав Шевченко из Благовещенской епархии задал вопрос, интересующий сегодня многих: «Как реагировать на злобные комментарии к добрым, хорошим церковным новостям?». И получил неординарный совет: «Игнорировать их, не ввязываться в скоропалительную драку. А вот если в них содержатся конкретные претензии (например, почему Церковь не заботит воспитание молодежи или бедственное положение стариков), нужно ответить на них делом. И рассказать об этом спокойно».
Главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Владимирович Щипков подытожил высказывания по главной теме дискуссии: «Положительная повестка дня для Церкви — это не рассказы о добрых пастырях и пасомых. Это не разговоры обо всём добром против всего злого. Выражение „повестка дня“ имеет очень четкий смысл — это перечень тем, которые предлагаются, а то и навязываются кем-либо для обсуждения обществу, и затем перерастают в программу действий. Положительная повестка — это прежде всего наша повестка дня, а не чужая. Не та, которую нам навязывают извне».
Цельная картина
Необходимо показывать подробную, достоверную, логичную и понятную информационную картину, отражающую реальное положение дел вокруг Церкви. Отвечать на вопросы: что, откуда, почему, зачем. Аудитория должна воспринимать церковную тему целостно, а не фрагментарно.
Сегодня российскому обществу необходимо, считает журналист, заключить новый общественный договор, в котором главную роль будут играть не политические и экономические, а негласные нравственные правила и ценности. В современном мире любая ценность предельно функциональна. Нравственность в том числе. Она есть условие взаимного доверия.
Об утрате представления об этикете, о вежливости как прикладном благочестии, как умении почтить образ Божий в своем оппоненте говорил Дмитрий Владимирович Сладков. Он призвал православных журналистов честно ответить себе на вопрос: «Чем мы занимаемся — пропагандой, пиаром или свидетельством об Истине Христовой, образованием и просвещением?»
Подводя итоги дискуссии, Владимир Романович Легойда сказал, что разговор и получился, и не получился. Каждый говорил со своей болью, от своего опыта. Но при этом в общую картину выступления не сложились. Это набор очень интересных и глубоких тем, эскизов. Поэтому он пожелал всем тем, кто пишет и размышляет о Православии, услышать те важные вещи, о которых говорили выступающие, и развить их в своих публикациях.
Марина Шмелева
15 ноября 2012 г.