Проповедь в канун Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресенья).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры! В этот день мы вспоминаем, как Господь наш Иисус Христос входит в Иерусалим. Его приветствуют тысячи людей, которые собрались, чтобы почтить своего Царя, чтобы выказать свое уважение Тому, Кто воскресил праведного Лазаря. Но Христос входит в Иерусалим не для того, чтобы принять славу, чтобы окружить Себя слугами. Он идет, чтобы свершить дело спасения человеческого рода.
Мы ждем от Бога помощи, благ, мы просим: «Господи, дай нам сил, здоровья, дай нам счастья». И нельзя сказать, что это совсем неправильно. Человеку нужно, проявляя смирение, просить Господа. Но с другой стороны, мы должны уметь принимать от Него не только радость, но иногда и скорбь. Иногда, покорно склонив голову, чуть-чуть потерпеть те или иные искушения. Если потерпим со смирением, это пойдет нам на пользу.
Христос, желая укрепить Своих учеников, совершает чудо воскрешения Лазаря. Четыре дня Лазарь находился во гробе. Когда Господь подошел к пещере и повелел отворить камень, Ему сказали, что уже появился запах тления. Христос, видя все случившееся, прослезился. Это показывает Его истинное человечество. Трудно представить, какую радость принес Господь. Когда люди увидели воскресшего Лазаря, они возликовали! Весть разнеслась очень быстро. И поэтому Христос, направляя свои стопы в Иерусалим, прекрасно понимал, как будут Его там встречать. Тысячи людей постилали свои одежды под ноги Христа, который шествовал на ослике, люди резали пальмовые ветви и встречали Господа, как царя, как чудотворца, который может их избавить, прежде всего, от обычных трудностей.
Да и апостолы именно так относились к своему Учителю. Иоанн Богослов и его брат Иаков спрашивают друг друга, кто из них будет сидеть по правую, а кто по левую сторону от Господа в Его Царстве. Говоря современным языком, они делят места, должности. Они спорят, кто из них главнее будет. Но Господь открывает им, что идет в Иерусалим, чтобы пострадать за весь человеческий род. А они как будто этого и не слышали. И мы, братья и сестры, тоже ведь знаем, что Христос умирает за нас. В наших храмах висят распятия, а мы почти привыкли к этому образу. Мы просим: «Господи, дай, помоги», ну в лучшем случае: «Прости нас». А вот чтобы сказать: «Осанна в вышних» или «Слава Тебе Боже»… Редко услышишь такую молитву.
Христос входит в святой город и люди, которые встречают Его, радуются, но большинство из них по большому счету вообще не понимают, зачем Господь здесь. Пройдет три-четыре дня, и когда Пилат выведет уже избитого, в терновом венце Христа к народу, люди закричат: «Распни, распни Его».
Мы часто, братья и сестры, представляем, что было бы, если бы мы оказались там: в претории, в ограде первосвященника или на суде у Пилата. Наверняка, большинство из нас думает: «Я, конечно, так бы не поступил». Но своими грехами, своими страстями, мы часто уподобляемся тем, кто кричал: «Распни». Большинство тех, кто кричал: «Осанна», а потом: «Распни» делали это не по какому-то злому умыслу. Кого-то обманули, кого-то подкупили, кто-то это вообще делал, как у нас говорят, «по дурости», не понимая, что за слова говорит. Да ведь и Иуда, наверняка, до конца не представлял, в чем он оказался замешан. И когда он увидел Христа, Которого повели на смерть, он ощутил такую пустоту сердечную, что в отчаянии повесился. Он не нашел в себе сил испросить у Господа прощения.
Христа предают все, даже апостолы. Когда Господа схватили, они все разбежались, по-человечески испугались. Даже Петр, который обещал пойти за Христом в огонь и воду, отрекся. Но Петр был другим человеком, он не отчаялся, он принес покаяние, и Господь его простил.
Господь входит в Иерусалим. Прошло больше двух тысячелетий, но праздник, который мы совершаем в храме в этот день, вызывает двоякие чувства. С одной стороны, это действительно ликование и радость – Христос здесь, рядом с нами. Мы поднимаем над головами ветви верб и восклицаем: «Слава Тебе, Боже». Но большинство людей, как и тогда, вообще не представляют, зачем они здесь, зачем Христос входит в этот Иерусалим, зачем этот праздник свершается каждый год и что нас ждет дальше.
А ждет нас дальше Страстная седмица. И вся жизнь человека должна быть отчасти похожа на жизнь Христа. Нам придется и потерпеть, и пострадать, и поплакать. И в этом нет ничего сверхъестественного – раз Господь прошел этой дорогой, то и человек должен пройти. И нельзя ощутить великую радость Пасхи, если ты не взошел вместе со своим Спасителем на Голгофу, не оказался с Ним в Гефсиманском саду, если не испытал, хотя бы раз в жизни, чувство Богооставленности, если не стоял у Креста.
В Вербное воскресенье в наши храмы приходит очень много людей. Но, к сожалению, на Страстной седмице у Креста Господня в храме остаются немногие. Кто-то работает, у кого-то дома обязанности. Но если человек все выполнил и не пришел в храм на Страстной неделе, он многое потерял. Поэтому в предстоящую неделю постарайтесь найти время, придите в храм. Повторюсь, без Голгофы, без Страстной седмицы никто из нас не ощутит Пасхи. Ибо она не в крашеных яйцах, не во вкусной трапезе. Воскресение – это торжество жизни над смертью. И пост, который мы совершаем, это попытка чуть себя утеснить, чуть-чуть потерпеть Бога ради. Трудно, тяжело, но ведь и радость велика. И тот, кто постился, знает настоящий вкус хлеба, истинный вкус праздника.
Дорогие братья и сестры, с праздником сердечно всех вас поздравляю, помощи всем вам Божией. Храни вас Господь. Аминь.
+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
1 апреля 2018 г.
1 апреля 2018 г.