В поисках общего языка
Общение должно быть приятным. Общение с христианином, церковным человеком особенно. Если это не так, стоит задуматься. В чем причина, кто прав, а кто виноват и что делать, если происходят ссоры между церковными людьми и теми, кто пока далек от храма? Начнем с самых общих вопросов, на которые ответит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
— Владыка, скажите, кого можно назвать и кто в действительности является воцерковленным человеком?
— Часто людей, верующих в Бога, называют «глубоко верующими». По моему убеждению, глубина веры человека не может быть измерена доступными и понятными нам методиками. Из Евангелия мы знаем, если будем иметь веру с горчичное зерно и скажем горе: «Перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для нас (см.: Мф. 17, 20). Так что величина или глубина нашей веры — это степень нашего доверия Богу.
По-настоящему верующим человеком является тот, кто готов жить по заповедям Божиим и следовать Евангелию. Если же мы говорим о воцерковленности, то церковным человеком можно считать того, кто руководствуется голосом и авторитетом Церкви. Соответственно, верующий церковный человек — человек, живущий по вере и прислушивающийся к тому, что говорит Святая Церковь. Он следует правилам церковной жизни, участвует в богослужении, приступает к Таинствам: исповедуется и причащается. В общем, живет полноценной церковной жизнью.
Однако сложно считать воцерковленность величиной постоянной. В душе человека это, скажем так, чувство растет и изменяется по мере приобретения опыта церковной жизни. Как только человек поверил в Бога и пришел в храм, начинается процесс воцерковления. Конечно, он может пройти быстро. Но зачастую он длится долгие годы. Мало ведь научиться выполнять внешние предписания и соблюдать церковный этикет. Нужно воцерковиться сердцем, душой, полностью войти и вникнуть в церковные традиции, в Предание и, наконец, осознать, что голос Церкви действительно стал авторитетом.
— А что Вы можете сказать о неофитах, или новоначальных?
— Неофит, или новоначальный, — человек, только-только начинающий жить церковной жизнью. Как правило, явление неофитства — результат большой ревности, большого воодушевления и духовного подъема, которые человек переживает в своем сердце. Конечно, здесь есть место неопытности, гордости и тщеславию. Но это тот период, через который должен пройти человек, пришедший в храм, пришедший к Господу. В этот период человек благостно ощущает мир и особенно присутствие Бога в своей жизни. Но, повторюсь, говорить о какой-то опытности, о постоянстве в это время не приходится. Все эти чувства должны укрепиться в сердце, а сам человек — познать свою немощь.
Неофит, или новоначальный, находясь в отправной точке своего пути, еще не знает проблем церковной жизни и трудностей духовного роста. Ему море по колено и горы по плечо. Он счастливый человек, он обрел новую веру, новую жизнь. И слава Богу! Пусть он немножко насладится этим моментом. Главное — потом обязательно возрасти, обрести опытность и настоящую церковность.
— Как Вы думаете, приобрело ли слово «неофит» несколько негативную окраску?
— Думаю, что нет. Хотя сегодня, когда кто-либо хочет подчеркнуть неопытность человека, может быть, некую неосновательность в церковной жизни, применяет этот термин. Впрочем, неофитом также можно назвать новичка в любой сфере деятельности. Например, придя в какую-то профессию, человек, еще не зная всех ее особенностей и трудностей, думает, что он один знает, как нужно, что он сделает лучше всех, да еще и других научит. Вот так обычно и возникают трагикомические ситуации, придающие слову «неофит» негативную коннотацию.
А вот в монашеской традиции у греков есть даже имя такое — Неофит. Да и я лично ничего плохого в неофитстве не вижу. Это блаженное состояние человека, очень ярко и остро чувствующего. Конечно, очень хорошо, если у новоначального появится духовник, и он будет руководствоваться не собственными мыслями, далеко не всегда навеваемыми ему Божественной благодатью, а словом старшего и опытного товарища, друга, тем более священника, который наставит, поддержит и оградит от ошибок.
Новоначальному обязательно нужно найти духовного руководителя, потому что, к сожалению, все недоразумения происходят как раз, когда человек не верит никому, кроме себя. Доверяющий только себе и в повседневной общественной жизни совершит много ошибок и доставит массу проблем ближним и родным, а в духовной жизни — тем более.
— Часто можно услышать дискуссии о проблемах, возникающих в общении людей церковных и нецерковных. Не могли бы Вы рассказать, что это за проблемы и почему они возникают?
— Любые проблемы возникают из-за недопонимания и незнания. Верующий, но нецерковный человек может быть просто не знаком с трудностями духовной жизни и вообще Церкви. Церковный же человек живет с Церковью, принимает и ее благодать, и ее трудности. Он не будет отделять себя от Церкви. Множество конфликтов между нецерковными и церковными людьми возникают по причине того, что первые смотрят на Церковь со стороны и не собираются участвовать в ее жизни, разделять ответственность, вторые тоже не всегда могут себя правильно вести. В любом случае, все это ведет к непониманию, осуждению и всему, что ранит, причиняет людям боль и обиду.
На мой взгляд, появление подобных конфликтов связано еще и с тем, что в нашей стране огромное количество людей не было воспитано в православной традиции. А как мы знаем, если ребенка воспитывают определенным образом, чему-то учат, то это потом становится для него нормой, частью бытия. В России на протяжении многих десятилетий Церковь не просто была отделена от общества, а подвергалась жесточайшему давлению со стороны государства, в результате чего люди воспитывались в расцерковленной среде. Вплоть до сегодняшнего дня для многих появление священника, проявление форм церковной жизни в обществе — нонсенс, что-то странное и непонятное. Что и говорить о людях зрелого, тем более пожилого возраста. Обычно непонятное вызывает у них отторжение. Отсюда и конфликт. Но, как мне кажется, не по причине неприязни по отношению к Церкви. И у наших прихожан, и у нецерковных людей планка очень высока. Они хотят видеть в Церкви высший идеал и справедливость, о чем говорится в Евангелии. Нецерковные люди подсознательно ждут от священнослужителей, от церковных людей неукоснительного следования этому идеалу. А в повседневности что? Немощь, грехи, страсти, неправильная реакция верующих. Но никто же не застрахован от падений.
Вообще, я бы не стал делить общество на людей нецерковных и церковных. Для Господа, для Церкви каждая человеческая душа дорога, бесконечно любима. В храме рады любому человеку. Пусть он новоначальный, все равно любой священник, да и многие из прихожан протянут ему руку. Это наша обязанность — делиться своей верой, проповедовать. Это заповедь, которую Господь оставляет после Вознесения: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Мы должны собственным примером показывать окружающим красоту церковной жизни и благодать Божию, которая дается в храме.
— Что же делать, если конфликт возник в семье, между церковными и нецерковными родственниками?
— Опять-таки, это связано с тем, что большинство наших граждан воспитывались в нецерковной среде. Поэтому для семьи приход родственника к вере, будь то ребенок, родитель или один из супругов, становится испытанием. Встреча с Христом действительно переворачивает мировоззрение, заставляет многое переосмыслить. Человек теперь руководствуется иными правилами, интересами, в то время как родственникам, знакомым, сослуживцам это непонятно — образ мышления ведь различен. И сразу возникает вопрос: «Что случилось?».
Родители, разумеется, беспокоятся за своих чад. К сожалению, бывают и ссоры, и даже трагедии. По этому поводу в Евангелии есть несколько слов, которые можно привести в качестве оправдания этих ситуаций: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 34). Господь порой разделяет близких людей, но не потому, что хочет этого. Дело в том, что человек вследствие греховности так изменился, что появление в его жизни Бога требует серьезных изменений. А близкие, бывает, не готовы это принять.
Но хочется вот что добавить. Если люди действительно любят друг друга, если они близки по духу, Господь вряд ли их разделит. Такие люди с мудростью подойдут к ситуации и обязательно найдут компромисс.
— Скажите, трудности обычно возникают при общении «зрелых» церковных и нецерковных людей или же неофитов и нецерковных людей?
— Все-таки более горячий и ревностный неофит. И, определенно, конфликт будет. Зрелый церковный человек на многие вещи смотрит иначе — с осознанием собственной немощи и греховности, со смирением, которое он приобретал трудами и долгими поисками. Будет ли он спорить, учить жизни, если сам прекрасно знает себе цену? Не думаю.
В свое время я спрашивал нашего лаврского духовника архимандрита Кирилла (Павлова) о том, как избегать конфликтов, находить компромиссы. Отец Кирилл, будучи смиренным человеком, сказал мне удивительные слова: «Старайся не обижать человека в его лучших чувствах». И правда ведь, когда мы говорим о церковных правилах, в большинстве случаев, увы, мы пытаемся указать на недостатки оппонента. Кому же это понравится? Духовник, опытный пастырь, если и видит ошибающегося, должен подобрать ключик к этому человеку, найти нужные слова, кого-то пожурить, кого-то утешить. Любой церковный человек тоже должен следовать этому примеру, и, уверен, он обязательно в нужный момент скажет то, что нужно.
Беседовала Дарья Хохлова
2 мая 2016 г.