Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Искусство добродетели

Церковь устанавливает многодневные посты, чтобы побудить каждого из нас задуматься о состоянии собственной души. Отказ от скоромной пищи, от развлечений лишь средство, но средство действенное, нередко выявляющее самые незаметные душевные недуги. А как справиться с ними, учит нас Господь, учит и Его Церковь. Об аскетике, которую святые отцы назвали «искусством из искусств» и «художеством из художеств», расскажет клирик храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г. Ершова священник Кирилл Бауков.

* * *

В дни Рождественского поста каждый из нас стремится к духовному подвигу, духовной работе над своим внутренним состоянием, которая в Православии называется аскетикой. Слово «аскезис», от которого произошло общеупотребительное слово «аскетизм», имеет своим основанием глагол «аскео» со значением «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться».

Основоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Господь наш Иисус Христос проповедовал, что совершенство может осуществляться путем поста, девства, нестяжания: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17–18); есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12); Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).

 

Духовные атлеты

Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием воли. Потому христианские писатели применяли аналогию с борцами и атлетами относительно духовной жизни, в которой христианам необходимо мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. Не знаете ли,— говорит святой апостол Павел,— что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9, 24–27).

Смысл аскезы — как физической, так и духовной — состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету — венок лавровый, награда христианину — венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа, а из необходимости привести их в состояние гармонии.

Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5, 17)), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.

lestvitsaПодвиги аскетические — это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому аскетом может быть назван каждый разумный христианин — монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Преподобный Иоанн Лествичник в «Лествице» говорит по этому поводу такие слова: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: “Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал им: ”Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части. И будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного”».

Христианин призван к святости

Каждый христианин должен действительно стать святым в течение всего своего жизненного пути. Так говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский, неоднократно обращавшийся в своем слове к теме святости: «Неблагонадежный, неистинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым, как неблагонадежен тот воин, который не хочет, не надеется и не старается быть победителем. Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми…».

Многие последователи Христа во все времена стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. Ведь фактически аскетический подвиг — это путь к святости. И многие достигали святости. Но что такое святость? Святость, или богоподобие, есть красота души, предельное обо/жение, стяжание Святого Духа, полное преображение ветхого человека в нового, есть богочеловечество, поскольку богоподобный человек является полноценным членом богочеловеческого организма — Церкви.

Название «аскет» в первые три века прилагалось, во-первых, к лицам, пребывавшим в молитве и часто присутствовавшим на богослужении. Идеалом такого подвижничества была, например, Анна пророчица, в молитве и постах служившая Господу до самой глубокой старости, за что и получила прозвище «благоговейнейшая подвижница». Во-вторых, аскетами называли тех, у кого преимущественными подвигами были пост и воздержание. В-третьих, к аскетам причислялись те, кто отличался делами особенной благотворительности и презрения к миру, например те, кто все свое имущество отдавал в пользу Церкви или в пользу бедных. Этот вид аскетизма, где основной добродетелью является нестяжательность, берет свое начало еще в Иерусалимской общине первых христиан, где было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32). Серапион, епископ Антиохийский, пожертвовал свое имение в пользу Церкви и вел аскетическую жизнь. Священномученик Киприан Карфагенский после принятия христианства отдал все свое имущество в пользу бедных.

Лечение души

Во время Рождественского поста каждому из нас необходимо читать духовную литературу. Особенно важно изучать аскетические творения святых отцов, которые раскрывают нам духовные недуги человека, причины их появления, указывают на необходимость лечения. Как знатоки и сердцеведцы, святые отцы дают нам ценные рецепты. Они, собравшие в своих писаниях огромный опыт понимания духовного состояния человека и причин нестроений в человеческой жизни, в один голос говорят, что причиной этого является грех. Своим опытом святые отцы помогают нам увидеть, «узреть» грех, живущий в нас, и дают неоценимые советы, как освободиться от его пагубного воздействия, чтобы не погибнуть, а иметь жизнь вечную.

В первую очередь необходимо ознакомиться с бессмертным творением преподобного Иоанна Лествичника — «Лествицей», в которой раскрывается путь восхождения к христианскому совершенству. Из современной литературы, которая также поможет нам в духовной жизни, мне бы хотелось посоветовать книги Митрополита Илариона (Алфеева) «Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни», «О молитве».

Бывает так, что многие из нас уже познакомились с творениями святых отцов, и хочется почитать еще что-нибудь новое. Но порой бывает полезно вернуться к прочитанному, ведь аскетические произведения святых подвижников — это неиссякаемое богатство духовной мудрости, которая открывается с новых сторон.

В наши дни порой высказываются мнения о невозможности применять опыт святых отцов в современных условиях жизни. Это объясняется простым незнанием святоотеческого наследия, нежеланием ознакомиться с его содержанием. Бывает так, что человек называет себя верующим и даже более или менее часто посещает храм, но при этом не имеет у себя дома святоотеческих творений, довольствуясь только Библией, которую почти не читает: она пылится где-то на книжной полке рядом с молитвословом, Законом Божиим и несколькими книжками житий святых. Причиной такого отношения к аскетическому наследию Церкви является нерадение о своем спасении, нежелание испытывать тот страх, который охватывает христианина, когда он видит свое внутреннее состояние, и, главное, нежелание отказаться от своей прежней греховной жизни, от образа жизни по «ветхому», плотскому человеку, начать жизнь «нового» человека, следовать за Христом.

Говорят, что у святых отцов-подвижников в писаниях много того, что невозможно применить в наши дни, что на их мысли накладывает отпечаток время жизни, что их предписания невыполнимы сегодня. Эти аргументы нельзя назвать иначе как нелепыми. Такие суждения, кажущиеся убедительными на первый взгляд, в действительности являются ложными, так как почти каждый, именующий себя христианином, достаточно образован и может отличить, что временно, а что имеет непреходящее значение. И не только может быть применимо, но должно применяться христианином в жизни, в ведении борьбы за исцеление души.

 

Оставить комментарий
Поделиться в: