Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Малое стадо Христово

Писатель своим творчеством должен содействовать возвышению человеческой личности.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Людмила Николаевна Разумовская – известный русский драматург, автор таких пьес, как «Дорогая Елена Сергеевна», «Медея», «Владимирская площадь», несколько лет назад написала свой первый роман «Русский остаток», вышедший в издательстве Сретенского монастыря. Эта книга стала событием не только для православной, но и для всей современной отечественной литературы и с большим интересом встречена читателями. Если говорить коротко, то это роман о любви, о чести и долге, о верности и вере. С первых строк повествования вовлекаешься в интереснейшую семейную сагу, сюжет захватывает, проживаешь с героями романа целую жизнь с ее радостями, драмами, трагедиями и поисками счастья.

Книга не отпускает тебя до последней страницы. Но, прочитав ее до конца, тут же хочется перечитать заново, но уже более вдумчиво, следя не за развитием сюжета, а вчитываясь в философские, исторические, духовные авторские комментарии и неспешные раздумья о времени, в котором жили и живут ее герои. Роман очень разноплановый. Он заставляет задуматься не только об удивительных судьбах его героев, но и о той ноше, которая легла на Россию и по сию пору не дает ей разогнуться. Об этом говорит и сама автор романа: «Я писала о тех трагических коллизиях, которые переживала Россия в ХХ веке, и о том, что ей приходится переживать сейчас». Повествование романа охватывает целую эпоху: от начала Февральской революции и до наших дней. 

«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5, 13)

В центре событий – история одной провинциальной неблагополучной семьи, проживающей свою жизнь с ежедневными руганью, злобой, скандалами. Душа главной героини, девочки Гали, с раннего детства стремилась «освободиться от невыносимого груза нелюбви, царящего в их доме». И еще она мечтала разыскать отца, о котором не знала ничего, кроме того, что он сидит в тюрьме, и они с матерью носят его красивую фамилию – Преображенские.

Галя уезжает в Питер, поступает в университет. Вместе с подругой она попадает в богемную компанию, где и встречается со своей большой, на всю жизнь любовью. Эта линия написана необычайно увлекательно, но перед нами все-таки не любовный роман. Судьба Галины – это судьба целого поколения, которое почти поголовно состояло из Иванов, не помнящих родства. Галина долгое время не знает, что ее звучная фамилия указывает на принадлежность к священническому роду, не понимает, почему бабка в злобе часто называла ее «поповским отродием» и за что отец был посажен в тюрьму.

В трудных поисках счастья, ошибаясь, падая, переживая личные трагедии, Галина строит свою жизнь, и каким-то чудом ей открывается правда о прошлом ее семьи, дедах и прадедах. Раскрывшаяся семейная тайна заставляет задуматься об истории своего рода, пропустить через сердце ту боль, ту страшную трагедию, которую пришлось пережить ее предкам. Через которую прошел ее отец, капитан Советской армии, фронтовик, пожелавший в соответствии с верой своих отцов после войны стать священником. За это «преступление», за защиту Церкви от гонений он был репрессирован и погиб в лагере.

Так начался для Галины путь к своим истокам и к православной вере. Этой дорогой шли тогда не многие, шло лишь «малое стадо». Но к тем, кто вставал на этот путь, возвращалась родовая, историческая и духовная память. Действие романа разворачивается то в современной России, то возвращает читателей во времена гражданской и Великой Отечественной войн, то переносится на запад в среду русских эмигрантов. Судьбы всех его героев тесно переплетаются, всех связывает общее прошлое, православная вера и общий дом – Россия.

Роману дано точное название – «Русский остаток». В нем угадывается отсылка к известным апостольским словам: Хотя бы сыны Изралиевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется (Рим. 9, 27). И чтобы этот малый остаток совсем не исчез, каждый христианин на своем месте должен быть «тем светом, который светит миру, той солью, которая осоляет жизнь». Это цитата из романа, и она, мне кажется, отражает главную его идею. 

«Аще не умрет… не воскреснет»

Находясь в Париже у своих заграничных родственников-эмигрантов, один из героев романа, писатель Юрий Шабельский, пессимистически высказывается о неминуемой гибели России. Он перечисляет все беды, обрушившиеся на страну, все катастрофы ХХ века, рассказывает о вопиющей безнравственности своих современников и приходит к выводу, что Россия в безнадежном состоянии.

Но его родственники, сумевшие на чужбине сохранить православную веру и исконно-русские семейные и культурные традиции, убеждены, что русский народ выдержит все испытания, и Божий замысел о народе останется неизменным. «Православие не может исчезнуть, – говорит одна из участниц этого разговора, – и, стало быть, русский народ как главный его хранитель. Даже если Россия и распадется на части, от чего упаси нас, Боже, остаток русского православного народа, по милости Божией, сохранится… Главное – остаться верным Христу, верным Церкви. Все остальное Господь управит». 

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2)

Сложным путем ведет писательница своих героев к Богу, к преображению их душ. Особенно трагичен этот путь стал для сына Галины Алексея. Прошедший чеченскую войну, ад плена, чудом оставшийся в живых, потерявший после этой непонятной войны всякие жизненные ориентиры и надежды, он, как и многие искалеченные физически и духовно его сверстники, пытается забыться в наркотиках, алкоголе, случайных связях.

Алексей теряет веру в людей, не дорожит жизнью, для него она потеряла всякий смысл. Но вот в его руки попадает книга о Верховном Главнокомандующем Русской армии А.В. Колчаке. Лишь из-за любопытства Алексей взялся ее читать. И перед ним открылась иная жизнь, иные ценности и взаимоотношения между людьми. Он узнал, какими были офицеры Русской армии, как любили Родину, как хранили верность Отечеству и православной вере, каким мужеством, благородством и силой духа обладали.

Он был потрясен судьбой Колчака, его глубоко тронула необычайно возвышенная и трагическая любовь адмирала к юной женщине Анне, оказавшейся способной понять и разделить с ним его душевную муку и его Голгофу. «Все было прекрасно и необыкновенно в этих людях, в их судьбах, в их характерах, в их поведении, чувствах, жизненных целях, в их личностях. Алексей невольно оглядывался вокруг, искал, кого бы он мог сопоставить с ними, и ему становилось смешно – насколько его знакомые не соответствовали нравственной и духовной высоте его героев».

Алексей закончил читать роман другим человеком. Он наконец нашел точку опоры в этом злобном и лживом мире. Несколько страниц книги о Колчаке, посвященных его прадеду, поручику Устрялову, «соединили его с прошлым Родины и его рода столь прочно, словно до этого он был никем, подвешенным в безвоздушном пространстве Иваном, не помнящим родства, а теперь – внезапно обретшем опору и стояние, укорененным на своей земле».

Поворотным событием в судьбе героя стала и его поездка с матерью в глубинку, на место служения его другого прадеда – протоиерея Афанасия Преображенского, замученного большевиками. И когда принявший их в своем доме местный батюшка погибает от руки бандита, в Алексее происходит необъяснимый для всех, включая его мать, переворот – он поступает учиться в духовную семинарию, становится священником. Так восстановилась прерванная безбожной властью духовная связь поколений, служителей Богу. 

«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32)

В одном из интервью Людмила Николаевна Разумовская сказала, что перманентным состоянием нашего общества является раскол. Начавшийся с эпохи Петра I, он продолжается и сегодня. «И самый главный раскол, – говорит писательница, – разделение на тех, кто хочет остаться со Христом, и тех, кто с антихристом». И это не просто опасно, но смертельно для народа, теряющего единство в культуре, истории, в вере, о чем и повествует роман через сложные перипетии судеб своих героев, осмысление прошлого и настоящего нашего многострадального Отечества.

Книга предлагает читателю задуматься о собственном жизненном пути, поднять глаза и посмотреть в сторону спасительного света и «указать идущим рядом людям на этот свет». При всем драматизме повествования, а в нем много страниц посвящено описанию чудовищных расправ богоборческой власти с лучшими представителями собственного народа, с духовенством, он оставляет светлое чувство. Герой романа Алексей покидает столичный город и едет служить на бедный сельский приход, где когда-то служил его прадед, где осталась многодетная семья погибшего священника отца Николая. «В то крошечное место на земном шаре, село Николино, куда привел его Бог спасаться самому и спасать тех, кто еще нуждался и желал спасения». Этими словами завершается роман, и веришь, что «малое стадо» Христово ничего не боится, оно непобедимо. И что дверь в него открыта вечно для каждого из нас.

Ольга Стрелкова

 

 

Читателям:

Спрашивайте роман Л.Н. Разумовской «Русский остаток» в церковных лавках и храмовых библиотеках.

 

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: