Возвращение во славу Отчую
В проповеди на Вознесение Господне митрополит Антоний Сурожский называет один из древнейших двунадесятых праздников праздником разлучения и от того – праздником таинственной радости. «Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека», – писал Владыка. Что же это за тайна, что за радость, которую на протяжении многих столетий пытается разгадать верующее сердце. Выражая свои переживания в иконописи, архитектуре и музыке, ответ оно находит в молитве, в Евангелии.
Точка в деле нашего спасения
О Вознесении с большими или меньшими подробностями говорят все четыре евангелиста. С Вознесения начинаются и Деяния святых апостолов. Однако в Священном Писании не так много сведений о том, что делал и что говорил Христос до того, как взошел на небесный престол. Почему ученики не зафиксировали Его последние сорок дней на земле? Скорее всего, они не подозревали, не верили, что после славного Воскресения Учителя снова разлучатся с Ним. Или просто от радости не уразумели главных слов: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). Слов о том, что Сыну Божиему больше не зачем пребывать в мире. Он искупил человека, спас его от рабства греху, от смертности и тленности. Он поставил точку в деле нашего спасения.
«В Вознесении Христос, принявший человеческую природу, навсегда соединился с ней, вернулся к Богу Отцу и тем самым возвел человека в Его Царство», – приводит мысли святых отцов о смысле последнего важнейшего события евангельской и человеческой истории священник Алексий Талалаев. А еще Христос избавил человека от соблазна. «От соблазна земной властью, могуществом и богатством», – добавляет батюшка. Ведь обо всем этом ученики помышляли до последнего. Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1:6), – спрашивали они.
Ну а разлука как же? Чему так радовались апостолы, когда Бог покинул их? Покинул, но не оставил. Он дал им, а через них и нам всем Божественное обещание – приидет Утешитель (Ин. 15, 26). Помощь. Дух Святый. Чтобы мы укреплялись и не отчаивались, но жили и действовали самостоятельно. Христос дал последнюю заповедь и надежду: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20).
Праздник Вознесения длится десять дней. Десять дней апостолы пребывали в ожидании, радости и волнении и молитве. Отец Алексий поясняет: «По мнению богословов, именно столько времени требовалось на окончательное преображение человеческой плоти, которое началось уже после Воскресения. Мы ведь знаем, что воскресшего Христа не узнавали, на Нем были раны, Он проходил сквозь двери и при этом ел человеческую пищу. Христос преобразил всю земную плоть, вернул ей величие, которым она обладала до грехопадения и которым должна обладать в будущем веке». Вознесение – это наше будущее, в котором мы соединимся с Небом и Творцом. Это будущее, которое настанет в том случае, если мы хотим быть с нашим Отцом Небесным и Господом и готовы сделать для этого все возможное.
Запечатленная вечность
Обнадеживающая, жизнеутверждающая, ясная, простая – именно такая икона празднику Вознесения вышла из-под кисти Андрея Рублева. Безупречное творение древнего иконописца предназначалось для иконостаса собора Успения во Владимире (1408 год), а теперь хранится в Третьяковской галерее. Его икона – образец простоты, строгости. Она исполнена красоты, благоговения, пронизана радостным ожиданием и мягким светом надежды. Она – чистое, незамутненное отражение духа евангельской истории.
После Вознесения Христа у апостолов не осталось сомнений в существовании Царствия Небесного. В том, что Христос – Сын Божий, на их глазах вознесшийся к Отцу. «Все это Андрей Рублев отразил на иконе. Гений, монах, что сказать. Перед этой иконой можно помолиться, мыслями вознестись к событиям праздника. Ею можно напитаться», – делится иконописец Покровской епархии Наталья Андреевна Горбачева. Ей нравятся свежие, живые цвета иконы – она играет ими, передавая торжественность события. Ее пространство формируют две части: горняя и земная. Твердь схематично соединяется с небом горами и деревьями. Как будто сама природа откликается на Вознесение своего Творца, Царя и Судию – Вседержителя. С земли на Него в радости и смятении взирают апостолы-ученики. У них нет нимбов, так как еще не исполнено Божественное обещание – еще не послан Утешитель.
Свет исходит из центра иконы – там белоснежные Ангелы, возвещающие о Вознесении, и заступница рода человеческого, лучшая из людей – Пресвятая Богородица. Она спокойна и сдержанна, в динамике только Ее руки. Ладони открыты – Она будто взывает к Сыну, Его ученикам, ко всем взирающим на икону. «Господь и Богородица обращены к нам ликами. Матерь Божия как будто говорит: “Все будет хорошо”», – заключает Наталья.
Богородица и апостол Павел – самые загадочные фигуры иконы. Нигде не указано, что они присутствовали при Вознесении. Но нам ведь важен смысл события, его посыл – тот, кто хочет быть с Богом, будет.
В направлении неба
«Праздник Вознесения – большой, почитаемый. Но храмов, построенных в его честь, не так много. И первый, что приходит на ум, – храм Вознесения Господня в Коломенском», – рассказывает архимандрит Амвросий (Волков). По словам батюшки, именно его можно считать первым каменным шатровым храмом. Построенный в 1532 году при князе Василии III, он стал одним из немногих сохранившихся в столице памятников эпохи Ивана Грозного. «В XVI-XVII веках было возведено немало шатровых храмов. К таким относится и наш Свято-Троицкий храм в Балаково. Правда, наш храм построен в XX веке, в стиле модерн, ярким представителем которого был архитектор Федор Шехтель, автор проекта нашего храма», – продолжает отец Амвросий.
Шатровые храмы – большая редкость. И на это есть причины. Объективные и не очень. Первые продиктованы сложностями строительства, вторые – сложностями истории. Считалось, что шатровые храмы имели католическое и в некотором роде гражданское происхождение, и к тому же их строительство якобы было запрещено Патриархом Никоном, так как он не хотел, чтобы «высокая сакральная значимость» его детища – шатрового Воскресенского собора в Новоиерусалимском монастыре – «умалялась большим тиражированием».
«Есть еще великолепный Свято-Вознесенский кафедральный собор в Алма-Ате», – говорит архимандрит. Собор, построенный в 1904–1907 годах инженером А. П. Зенковым и архитектором – К.А. Борисоглебским, входит в десятку уникальных деревянных памятников мира. Удивительная постройка из елового дерева высотой 56 метров выдержала мощное землетрясение 1911 года, разрушившее многие городские здания. У собора же только покосился один купольный крест. Отец Амвросий признается, что первая ассоциация все равно возникает с храмом в Коломенском: «Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. От него веет древнерусской архитектурой. Для меня это та древняя, в чем-то, может, и утерянная Святая Русь. Храм отражает символику праздника. Он белокаменный, резной, и устремлен ввысь, в самые небеса».
Следы Христа
«Никогда не думал, что поеду на Святую Землю, а Господь сподобил меня дважды побывать здесь. Впечатления великие. Аж слезы наворачиваются», – протоиерей Валерий Генсицкий вспоминает паломничество к местам, где ходил и проповедовал, проливал пот и кровь, страдал и воскрес Господь. Больше всего, по свидетельству евангелистов, Христос любил Елеонскую или Масличную гору. На ее склонах, засаженных оливами, Иисус общался с Отцом Небесным, пребывал с учениками и отдыхал, с великой скорбью плакал о человечестве, которое отвернулось от Него, совершал моление о Чаше… Со средней и самой высокой вершины Елеонской горы – вершины Вознесения – Спаситель взошел на небо. Сюда же Он вернется, чтобы начать Страшный суд и воскрешение мертвых. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11), – увещевают апостолов Ангелы Господни.
На горе находится множество святынь – храмов, монастырей. Все они возведены на местах, связанных с жизнью Господа, Божией Матери и апостолов. «У подножия горы находится Гефсиманский сад. Здесь Христос взял на себя грехи мира и пережил первый ужас будущего заклания на кресте. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте (Мк. 14:34), – говорит Он ближайшим ученикам – Петру, Иоанну и Иакову. Он знал, что Ему не миновать Чаши. Он не просил у них помощи, только соучастия», – рассказывает отец Валерий. Сегодня в Гефсиманском саду стоит католический храм Всех Наций. Из-под его фундамента выходит часть камня, на котором Христос молил Отца, открыл Ему Свое сердце. К нему можно приложиться и последовать дальше – вслед за библейской историей.
В часовне Вознесения – Имвомоне или «Стопочке» – нет ни икон, ни лампадок. Нет роскошного золоченого интерьера. Ничего этого и не нужно. Здесь достаточно мраморной рамы и прочного стекла, отделяющего паломников от осязаемой, такой материальной и такой зыбкой святыни. От застывшего на камне следа, что оставил Христос, восходя на небеса. Отец Валерий говорит, что отпечаток левой стопы Господа нашли в VII веке во время строительства храма, возводившегося по благословению Иерусалимского Патриарха Модеста. «На Елеонской горе можно окунуться в Евангелие. Помоги, Господи, каждому христианину приехать сюда, ощутить благодать, побыть рядом с Христом», – передает верующим доброе пожелание отец Валерий.
Аккомпанемент к молитве
Певческая мысль – продолжение литургической, евангельской. Все ускользающие богословские тонкости праздника уловили авторы церковных песнопений – стихир, ирмосов, тропаря, кондака. Незаменимых составляющих богослужения. В воздушных, простых и умилительных мелодиях болгарского, греческого, лаврского распевов запечатлено вселенское чудо Вознесения. Музыка, лишенная пышности и торжественности, но с присущими празднику светом, теплом, и полетностью, повествует, как, соединяясь, «земля тайно ликует, и небесная веселия исполняются», как зрят «на небесех горния силы наше естество».
Единственное авторское произведение, которое обязательно поют на праздничном богослужении – концерт «Вознесу Тя, Боже мой» Дмитрия Степановича Бортнянского. «Это выдающийся композитор и музыкант XVIII–XIX веков. Его наследие огромно – около 200 сочинений, среди них – 35 духовных концертов для четырехголосного хора», – утверждает Светлана Владимировна Хахалина, регент Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска. – Его концерты написаны в итальянском стиле, что соответствовало духу того времени, и носят торжественный и проникновенный характер». Удивительно, как композитору удавалось сочетать достижения светской классической оперной и инструментальной музыки с бережным отношением к старинным церковным распевам. Благородный художественный вкус позволил ему создать особенный стиль хорового пения, благодаря которому его сочинения звучат в православных храмах и по сей день.
А мы обращаемся к партитуре концерта, что будет сопровождать молитву верующих на службе. Четыре части произведения состоят всего из четырех фраз, но каким развернутым, органичным и естественным получилось музыкальное полотно, каким контрастным. Первая часть – медленная и возвышенная – начинается со вступления женского хора. «Бортнянский писал эту музыку для хора мальчиков, для тонких голосов – дискантов, поэтому женской группе нужно постараться – спеть легко, звонко, ангельски», – говорит Светлана. Вторая часть начинается со слов «И прославлю имя Твое во век» – она наоборот динамичная, яркая, с сольными эпизодами. Но ее снова сменяет спокойствие и мягкость третьей части «Свет возсия праведнику и правым сердцем веселие». Завершается концерт фугой. Широкое шествие по звукам трезвучия, имитация громогласных труб в сочетании с яркими фанфарными ходами – это ответ на вопрос «А как же разлука?». У нас нет и не должно быть никакой грусти. «Веселитеся праведнии о Господе и исповедайте память святыни Его…», – вот что говорит нам композитор. Вот к чему призывает нас Евангелие.
18 мая 2018 г.