Вознесение Господне: что нам известно?
Вознесение Господне – двунадесятый праздник, всегда приходящийся на сороковой день после Пасхи и всегда на четверг. В этом году 17 мая в храмах за Божественной литургией соберется множество народа, чтобы прославить Бога и отпраздновать важнейшее событие евангельской и человеческой истории. В чем заключается величие праздника, почему он так важен для верующих? На эти и многие другие вопросы отвечает священник Алексий Талалаев, клирик храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса).
Из каких источников о нем можно узнать?
Мы знаем, что Вознесение произошло на сороковой день после Воскресения Спасителя. Вознесение – это один из древнейших праздников. Есть упоминание, что сами апостолы постановили вспоминать день, когда Христос вознесся на Небо.
О празднике Вознесения Господня говорится в Евангелии. Евангелисты по-разному описывают события, делают акценты на разных подробностях. И это позволяет нам наиболее полно представить, что же происходило на Елеонской горе. Еще один источник сведений о Вознесении – первая глава Деяний святых апостолов. Также есть очень интересное творение святителя Иоанна Златоуста «Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа».
Что сказал Господь Своим ученикам перед Вознесением?
В Евангелии от Матфея содержатся очень важные слова Христа. По сути, Его последняя заповедь, данная ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19-20). Господь задает апостолом направление, в котором им предстоит трудиться. Отныне они должны проповедовать людям Христа, Его учение и совершать Таинство Крещения. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), – говорит Господь. Можно сказать, что слова, сказанные Господом ученикам, адресованы всем нам. Христианин должен проповедовать Христа – не только словом, но и делом, своими поступками, своей жизнью.
Почему Господь оставил землю и людей?
Многие евангельские цитаты раскрывают перед нами глубину праздника. Например, Господь говорит о Себе: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13), и восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Что это значит, что Господь хочет этим сказать? Воскресший Христос указывает нам, что Он уже не принадлежит этому миру и имеет иное бытие, не связанное с земной жизнью, с тем, что было до Его распятия. Христос выполнил Свое предназначение, которое заключалось в том, чтобы искупить и спасти человека от рабства греху. Ему больше не зачем оставаться на земле.
Что было бы, если бы Господь остался?
Мы знаем, что со времен Адама и Евы каждый рождающийся человек имеет на себе отметину первородного греха – удобосклонность к греху, смертность и тленность. Христос пришел в мир, чтобы принять на Себя человеческую природу и очистить ее, чтобы крестной жертвой и воскресением победить смерть – даровать жизнь вечную. Но люди видели в Спасителе Царя земного. Даже апостолы после Его Воскресения так думали. Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6), – спрашивали они.
Размышляя над событием Вознесения, многие богословы отмечали, что воскресение Христа из мертвых, пребывание и человеческой, и божественной природой на земле, представляло большой соблазн для людей. Соблазн властью. Они видели перед собой Бога во плоти, Который может абсолютно все, исполнит любую просьбу, изменит ход жизни вообще. И чтобы люди не искусились, не соблазнились всемогуществом, властью, как это случилось с Иудой, вообразившим себя главным казначеем в Царствии Божием, Господь покидает землю. Так Он отводит от человечества искушение.
Кроме того, если бы Господь остался, то не произошло бы исполнение Божественного обещания – не пришел бы Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Господь хочет от человека труда и действий, которые бы подтверждали, что человек любит Бога, готов трудиться и идти к своему Создателю. Господь хочет, чтобы человек учился жить самостоятельно, исполнять Его заповеди – терпеть, смиряться, преодолевать. Для этого – как помощь, поддержку, укрепление – он и посылает Святой Дух.
Что значит для человека праздник Вознесения?
Вознесение – точка в деле нашего спасения. Христос, соединившийся в Рождестве с человеческой природой, возводит ее к Богу Отцу, возвращает ее в Небесные обители, чтобы там по благодати Божией она преобразилась – приобрела свойства, которыми обладала до грехопадения, и которыми будет наделена в жизни будущего века. Основываясь на Евангелии, мы даже немного знаем, что это было за преображение. Нам известно, что Христа не узнавали, на Его теле остались раны, Он мог проходить сквозь двери, но при этом есть человеческую пищу. Святитель Афанасий Великий называл Вознесение Спасителя обожением Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.
Почему праздник Вознесения длится десять дней?
Многие богословы считают, что именно столько времени требовалось на то, чтобы плоть, в которой Христос вознесся на Небо, преобразилась, приобрела черты божественности. Причем в это время происходило изменение и преображение всего живого на земле, в человека закладывалось семя познания Бога.
Почему апостолы радуются Вознесению – они ведь разлучаются с Господом?
Апостолы не ожидали, что Господь покинет их – они ведь ждали установления Царствия Божия на земле (Деян. 1, 6). Скорее всего, увидев, как Христос восходит на небо, апостолы подумали, что Он совершает очередное чудо. О том, что только что свершилось на их глазах, им сообщают два ангела: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).
Апостолы радовались, потому что знали – Господь уходит, но не оставляет их. Он говорит: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28,20), Он обещает, что приидет Утешитель (Ин. 15, 26). Апостолам не из-за чего грустить. К тому же, вспомним, о чем говорили богословы. Святые отцы считали, что в течение десяти дней происходило преображение всей живущей на земле плоти. И это время было особенно торжественным, особенно важным. Наверняка все, в том числе и апостолы, чувствовали это преображение, некие изменения в себе. Десять дней ученики Христа пребывали в единомыслии и молитве, в радостном ожидании ниспослания Святого Духа. И вот на десятый день это происходит. Почему на десятый? Святые отцы Церкви предполагали, что именно к этому моменту, к этому времени апостолы были готовы принять Утешителя.
Почему мы не ощущаем того преображения, которое испытывали апостолы после Вознесения?
Вознесение как одно из важнейших событий и для человеческой, и евангельской истории случилось единожды. Теперь переживание некоего внутреннего изменения после Вознесения является для каждого человека личным. Это можно сравнить с прохождением поприща Великого поста, с празднованием Пасхи, когда каждый по-своему ощущает происходящее.
Почему в Евангелии не сказано, что делал и говорил Христос в период от Воскресения до Вознесения?
Причин может быть множество. Возможно, апостолы думали, что после Воскресения все закончилось. Возможно, они радовались тому, что ужас Голгофы позади и их Учитель снова с ними, ничто их больше не разлучит. Тем не менее, нельзя сказать, что в Священном Писании о сорокадневном пребывании Христа на земле не сказано совсем ничего. Так из Евангелия от Иоанна мы знаем, что после Воскресения Христос явился Марии Магдалине (Ин. 20, 11-17). Из этого же Евангелия мы узнаем, что в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых (Ин. 21, 14). И это явление было очень важным. В частности, для апостола Петра. Он отрекся от Христа после Его ареста. И вот на Тивериадском озере Христос является Своим ученикам и во время трапезы восстанавливает в апостольском достоинстве Петра, трижды спрашивая его: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? (См. Ин. 21, 15-17). Это примеры всего лишь нескольких упоминаний жизни Христа на земле после Вознесения. При внимательном чтении Священного Писания их можно найти гораздо больше.
Кто присутствовал на Елеонской горе в момент Вознесения Господа?
Евангелие свидетельствует, что при Вознесении Господа присутствовали одиннадцать апостолов. То есть все, кроме Иуды. Двенадцатым апостолом стал Матфий, однако его избрание произошло уже после Вознесения (Деян. 1, 23). На некоторых иконах Вознесения Господня мы можем увидеть двенадцать апостолов, а вместе с ними Пресвятую Богородицу, апостола Павла. О присутствии Божией Матери и апостола Павла при Вознесении в Евангелии ничего не сказано. На иконах их изображают, чтобы отразить полноту события, его значение для Православной Церкви и христиан всего мира.
16 мая 2018 г.