Теперь, когда рухнули и декорации и реальные механизмы соцзащиты советского периода, общество оказалось перед постоянно растущей необходимостью защищать своих наиболее слабых членов – в том числе, детей, — от все большего количества бед и опасностей. «От чего сегодня нужно защищать детей?» — этот вопрос накануне первого июня наши корреспонденты задали экспертам, педагогам, психологам, специалистам в области защиты прав несовершеннолетних и священнослужителям, работающим с детьми.

Татьяна Боровикова, председатель совета Региональной общественной организации «Сообщество многодетных семей «Много деток — хорошо»:
«Защищать нужно от безразличия чиновников!»

– Защищать детей сегодня, нужно в первую очередь от нарушения их конституционных прав на достойную жизнь. Дело в том, что сейчас враг – это не конкретный человек, как было когда-то, или не конкретная какая-то структура. Отсутствие законодательства и бездействие – вот враг! Сама современная ситуация, в которую попадают наши дети — это враг. Нужно защищать детей от правового вакуума в сфере охраны интересов ребенка. Принимать законы в интересах детей, и инспектировать их с позиции: принесут они пользу детям или они принесут детям вред. Например, законы в области рекламы или пропаганды. Я считаю, что они тоже имеют прямое отношение к детям. Законы по жилью, по каким-то социальным позициям – все касаются так или иначе положения детей, ведь если они ставят в ущемленное положение родителей, то автоматически страдают и дети…
И главное, от чего нужно защищать – это от чиновников, от их безразличия. Рожая, воспитывая своих детей за границей — они не знают реалий российской жизни и принимают законы для себя, а не в интересах детей, которые живут в нашей стране. Вот почему наша социальная структура отстала гораздо больше, чем техническая сфера. Защищать нужно от безответственных и равнодушных чиновников и от людей, которым наплевать на российские реалии, которые не знают и не хотят знать реальности российской жизни.

Мария Капилина, детский психолог, заместитель директора детского дома:
«Когда нет внутреннего нравственного закона, внешние ограничения не помогут».

– От кого в наше время защищать детей? На самом деле это сложный вопрос. Он настраивает на поиск источника угрозы, но мне кажется, это не совсем верная его постановка. Мне кажется, что детей надо учить быть жизнеспособными. То есть, с одной стороны, быть благожелательными, учить вежливости, воспитывать доброжелательность и терпимость, чтобы из самого ребенка не получился агрессор, учить при наличии потенциальной угрозы не провоцировать ее. С другой стороны, ребенок, которому чужда мнительность, у которого очень здравое душевное расположение, и который сам не провоцирует агрессию, здраво смотрит на мир и не ждёт угрозы там, где ее нет. Такому ребенку можно объяснить, в чем заключена угроза и что надо делать, когда, например, есть риск сексуального насилия или развращения какого бы то ни было иного рода. Ребенка нужно настраивать на то, чтобы он был готов заметить, что его пытаются вовлечь во что-то нехорошее, его нужно научить определять по собственным внутренним ощущениям, что хорошо, что плохо. Когда у человека есть совесть и есть здравый смысл — он заметит, что в его душе происходит что-то не то, и чего-то делать не стоит.
Мне кажется, в наше время настоящая опасность исходит не от прямого насилия, а как раз от ситуаций, которые могут ребенка вовлечь в какие-то внешне безобидные, а на самом деле портящие и уродующие душу вещи.
Очень важно, чтобы родители сами занимались воспитанием своих детей. Потому что именно близость с детьми обеспечивает возможность родителям заметить ситуацию, когда с ребенком что-то происходит неверное, нехорошее. Если ребенок достаточно доверяет своим родителям, он может сам рассказать, спросить совета. Родительская любовь – это и есть профилактика от очень многих опасностей в этой жизни.
Кроме того, духовное здоровье общества очень важно, потому что когда нет внутреннего нравственного закона, внешние ограничения не помогут. Общество должно быть проникнуто подлинно христианским духом — не внешней церковностью, а подлинным милосердием, добротой, терпением и терпимостью. Нужны какие-то институты для родителей, где они могли бы проконсультироваться, задать свои вопросы психологам, например. Возможность обратиться к верующему психологу… Конечно, заниматься духовным окормлением – это не его компетенция, но, если психолог – верующий человек, это определяет его отношение к людям, установки, на которые он опирается в своей работе. Но это мое частное мнение. А в целом для родителей, с одной стороны, важно духовное здоровье общества, с другой стороны, важна информация и важен доступ к этим источникам информации так, чтобы люди могли задать интересующий их вопрос вовремя и получить необходимый для них ответ.

Екатерина Чистякова, координатор инициативной группы «Доноры — детям»:
«Единственный способ преодолеть безразличие — не молчать»

– Защищать детей нужно в первую очередь от человеческого безразличия. И единственный способ это безразличие преодолеть — не молчать. Чехов писал, что довольным и сытым людям нужен человечек с молоточком, который будет ходить и постоянно напоминать, что есть нуждающиеся, что мы им можем чем-то помочь. В последнее время стало немножко полегче в социальной сфере, в первую очередь, за счет того, что многие люди активизировались, включились в благотворительную деятельность. Но мы должны помнить, что все наши успехи сойдут на нет, если мы будем почивать на лаврах, если каждый решит, что все, что он мог сделать — уже сделал. Остается только не опускать руки и стараться сделать хотя бы то, что зависит от каждого из нас, не оставаться равнодушным к чужой нужде и горю.

Елена Альшанская, руководитель проекта «Волонтеры в помощь детям — сиротам» (Отказники.Ру):
«Надо оглядеться вокруг и понять, что ты лично можешь сделать!»

– Защищать детей нужно от взрослых. В первую очередь от тех взрослых, которые воруют у них детство, и от тех взрослых, которые не дают возможности сформировать механизмы для защиты ребёнка. В нашей стране, эти правовые нормы не разработаны. Огромное количество людей стоит на страже интересов взрослого человека, а права ребенка не соблюдаются. Необходимы большие реформы, но дело не движется, потому что на страже интересов «мира взрослых» стоят, скажем, не очень хорошие… «взрослые».
У нас дети – самая незащищенная категория населения, именно потому, что никакого особого отношения к ним нет. Дети забыты, дети заброшены. Нет государственной политики, которая блюла бы их интересы.
Каждый из нас сегодня должен остановиться и подумать: Что делать? Как нужно защищать детей?! Учитывая, что проблем огромное количество, надо начать с того, что детям сейчас некуда податься. Надо создавать кружки! В своем дворе можно собрать ребят и учить их строгать из дерева по вечерам. Для этого не нужно ни денег, ни высшего образования. Взять и усыновить ребенка сироту. Пойти в свободное время помогать куда-либо. Научить детей чему-нибудь, стать факультативным преподавателем в школе. Человек выбирает день, договаривается и обучает детей, например, рисованию бесплатно. Создавать для детей возможность развиваться может каждый человек. Надо оглядеться вокруг и понять, что ты лично можешь сделать!

Борис Альтшулер, руководитель РОО «Право ребенка», член Общественного совета при Министерстве образования и науки России:
«Нужно выбирать разумных человечных депутатов…»

– Права человека, права детей, в частности, могут нарушаться как прямым действием – насилием в отношении ребенка, так и бездействием, когда государственные органы не вмешиваются в ситуации, в которые не вмешаться нельзя.
Например, повесился 11-летний мальчик в Курганской области, два года все знали, как над ним издевается мать – никто пальцем не пошевелил. В Москве рассказывают о мальчике, который сидит в тюрьме за убийство отца. Тут тоже полтора-два года все знали, как отец над ним издевается, отец хотел его повесить, потом хотел заколоть вилами. Мальчик вырвал вилы и убил отца, мальчик сидит. Я к тому говорю, что защищать сегодня в России детей надо, образно говоря, от бездействия государственной системы, которая не осуществляет их защиту. Это, может быть, логически сложное заключение, но на самом деле я думаю — это единственный выход. Потому что в условиях, когда государственная система по защите ребенка не работает — права детей нарушаются в массовом порядке.
Нужно выбирать разумных человечных депутатов, я ничего более конкретного не могу сказать! Это очень серьезно, потому что законов-то нет, правовой вакуум. Почему нет государственной системы, почему права ребенка нарушаются бездействием? Потому что нет должной правовой основы для этой работы! А почему ее нет? Потому что у нас такие депутаты.
Я Вам скажу так: нам нужны две вещи. Патронат и сильная опека. Сегодня приходится всего один специалист на пять тысяч детского населения и это еще не везде, не во всех муниципалитетах. Опека должна иметь в своем распоряжении учреждения, мощные коллективы психологов, соцработников, медиков, которые бы работали и по профилактике, и по защите детей. Обычно ведь как: бьют ребенка в семье, издеваются – и либо никто на это не обращает внимания, ребенок гибнет или сам убивает, убегает на улицу. Либо ребенка отбирают у родителей, и тогда он становится сиротой. А промежуточного варианта, когда государство с одной стороны работало бы с семьей, имело бы правовое основание на спасение семьи, на ее восстановление – такой работы нет, за редким исключением. Второе, нам просто необходимо социальный патронат вводить как федеральную норму, которая и позволит соответствующим службам работать с семьей, но не отбирать ребёнка каждый раз. У нас в интернатах 200 тысяч сирот, и еще 300 тысяч детей родительских, которые живут в интернатах, потому что или семья плохая, или далеко, или ребенок больной. Это же тоже не дело, проживание ребенка в учреждениях всю жизнь, это деградация!

священник Михаил Резин, духовный руководитель Центра реабилитации «Вера. Надежда. Любовь»:
«Общество должно осуждать недобросовестных родителей!»

– Я думаю нужно защищать детей от родителей! Потому что 95% проблем детей идут от родителей, от семьи. Если сами родители были в своё время недовоспитаны, недополучили ласки, то, соответственно, у них такие же дети вырастают, тоже недополучившие ласки. Замкнутый круг.
Но чтобы защитить ребёнка от родителей — очень четко должна работать вся система гражданского общества и система профилактики, чтобы ни один факт жестокого обращения или факт плохого отношения к ребенку, не был не услышан, и не доведен до сведения соответствующих организаций. Семья, которая не занимается воспитанием, должна знать, что она находится под гражданским контролем, и с нее в конечном итоге спросят.
Общество должно осуждать недобросовестных родителей. Вопрос в том, как? Просто кричать матери: ты дура, ты плохая? Или помогать ей выйти на другой уровень отношений с ребенком?! Обличать нужно, в первую очередь, примером собственным, а уже потом принимать репрессивные меры. Если надо, то даже привлекать к административной, уголовной ответственности. Но тут мы должны не заниматься лицемерием. Понятно, что любая форма резкого карательного вмешательства в процесс семейного воспитания, не всегда адекватно воспринимается обществом. Но нам что важно? Зафиксировать потом факт гибели ребенка от руки собственных родителей или этим резким карательным вмешательством, хотя бы на какое-то время, спасти его жизнь? Тут надо знать, во имя чего действовать. Нам важнее жизнь ребенка или внешний имидж этой плохой семьи? Я думаю, здесь важнее жизнь ребенка. И потом этот ребенок когда-то нас поймет правильно, поймет, что мы действовали в его интересах.

Владимир Чернобровкин, председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области:
«К ребенку надо относиться как к человеку, а не как к живой игрушке»

— Надо говорить о том, что нужно сделать, чтобы наши дети были образованные, воспитанные, здоровые, чтобы благополучно они выросли. Что нужно сделать для того, чтобы они жили в заботе, в любви, во внимании?
Если относиться к ребенку по-родительски, если его любить, если о нем заботиться, если думать о том, что с ним будет в том случае, если он окажется вне вашей любви — это и будет, в общем-то, лучшая защита для него. Конечно, если ребенок брошенный, как бездомный котенок или собачка, если родители на него не обращают внимания, не общаются с ним, а ткнут его к телевизору, чтобы он не мешал, то, конечно, через некоторое время выясняется, что он подвержен всяким разным негативным влияниям посторонних людей. И у ребенка возникают разные дурные привычки: курение, питье, наркотики и прочее, прочее. Только здесь не нужно примитивных ответов, понимаете? «Давайте встанем, грудью, давайте вместе начнем…». Я считаю, что эти выражения не совсем корректные.
И не нужно путать любовь с тем, когда ребенка заласкивают, играют с ним, как с куклой. К ребенку надо относиться как к человеку, а не как к живой игрушке. Есть любовь, а есть попустительство, понимаете? Есть такое понятие здравого смысла и меры. Жизнь наша таким образом устроена, что в ней должен быть здравый смысл и мера. Всякая мать, которая любит ребенка, видит, что с ним происходит, и не потворствует своим желаниям. Бывает, знаете как? Я люблю ребенка. В чем заключается любовь? Я ему даю все, что он хочет или я вот хочу, чтобы он ни в чем не нуждался, или я хочу, чтобы он был сыт – и начинаю его так кормить, что он, бедный, к двум годам вес перебирает. Это не любовь. Нужно совершенно четко обозначать те понятия, которые существуют. То, что бывает избалованностью в семье, – это не любовь.
Нужно научить ребенка так себя вести и так жить, чтобы он умел отличать добро от зла, полезные вещи от вредных, и чтобы он понимал, что есть свобода во Христе и что свобода, которую он может получить, предполагает и ответственность. От стихийного отношения к ребенку – от этого нужно защищать. А поскольку родители у нас являются, как раньше говорили, ячейкой общества, в принципе нужно, чтобы наши «ячейки», общаясь друг с другом, создавали бы такую общность, в которой были бы созданы благоприятные условия для проживания взрослых и детей.

протоиерей Виктор Гуров директор Детского Юношеского Центра «Новая Корчева» г.Конаково Тверской епархии:
«Защищать детей нужно от СМИ»

– От чего защищать? От развращенности и от бессовестности взрослых.
Нужно создавать различные профилактические структуры, законы по работе с уличными безнадзорными детьми. В этом же ключе должна быть построена и работа с родителями в неблагополучных семьях. Если закона нет, они захлопнут двери и откажутся общаться, будут пить, гулять и все прочее. Должна быть законодательная база, чтобы бороться с растлевающим воздействием в семье с позиции органов образования, начиная с начальной школы, с детских садов и кончая высшей школой. Защищать нужно детей и от СМИ. Там трибуна предоставляется сейчас всем, кому не лень, кроме Православной Церкви, которая единственная может показать, что такое хорошо и что такое плохо. Мы ежедневно сталкиваемся с проявлениями похабщины, пошлости, которая царит и в школах, и даже в детских садах и тем более на телевидении.
Не только на детей и подростков должна быть направлена работа заинтересованных органов, но и на взрослых тоже. Для нерадивых родителей, которые бросают детей, должны быть введены те методы, которые были еще в Советском Союзе – принудительное лечение от алкоголизма, например, и так далее. Если нация хочет себя спасти, она должна уметь применять жесткие меры против тех, нацию растлевает и уничтожает.

Александр Петрынин, директор МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, город Хабаровск:
«Экономят у нас обычно на детях и школах…»

Защищать ребёнка нужно от равнодушия. И если каждый из нас, видя несчастного ребёнка, не поставит мысленно своё дитя на место несчастного малыша, тогда человек равнодушен, а страдающий ребенок пропадет. Это вопрос многоплановый и сложный, поскольку здесь можно много рассуждать. С одной стороны, можно попытаться изменить ситуацию на государственном уровне. Ведь у нас почему-то, если идет политика экономии бюджета региона, то, как правило, экономят на детях и на школах. Сокращают кружки, сокращают зарплату педагогам – это все очень бьет по отрасли образования, а, прежде всего, бьет по детям, по будущему России. Потому что если не платят педагогам, тогда из школы бегут талантливые люди, остаются либо неудачники, либо энтузиасты, которых все меньше и меньше. И тогда в школу приходит милиция, почему последнее время и модно такое понятие как школьный инспектор. Люди в погонах приходят в школы вместо людей, которые вели спортивные кружки и секции. Это беда. Второе, у нас очень сложно с программой поддержки семьи, благополучной семьи. Очень много делается для семей несчастных – и это правильно. Но, мне думается, что нужно экономически стимулировать и благополучные семьи. Потому что, стимулируя семьи неблагополучные, особенно неработающих родителей, мы воспитываем иждивенчество: можно не работать, можно отдать государству своего ребенка, и государство будет содержать его и родителей пьющих. Это тоже равнодушие, вопиющее равнодушие.
С одной стороны, это политика государственная – поддержка образования, культуры и спорта для детей, и поддержка благополучной семьи. С другой стороны, это волонтерское движение. Мы, обыкновенные люди с улицы, хотим добровольно помочь чужому ребенку. Помочь ему одеждой, в школу привести, позаниматься с ним, какие-то кружки во дворе организовать. В отдельных регионах есть советы отцов, которые очень помогают воспитанию.

Олег Петрук, бывший бизнесмен, руководитель детской деревни «общины «Семейный очаг»:
«Каждый на своем месте должен делать, что может!»

— Защищать детей нужно от безнравственности. Пышет она везде – с экранов телевизоров, из программ в школах. Если мы не защитим наших детей от этого насилия, будет беда. Потому что сейчас быть голубым – это нормально, а быть православным – это преступно, поэтому нужно защищать детей от безнравственности. Я, к примеру, сегодня не смотрю телевизионные каналы, зато мои дети знают все советские мультфильмы, все научно-популярные фильмы, все библейские фильмы, историю знают. Смысл такой: каждый на своем месте делает, что может. Если ты мэр города, убери порнографию с плаката. Если ты редактор газеты, не печатай гадостей. Но я не могу за всю страну ответить. Я за семью, за деревню отвечаю. У нас в деревне никто не курит, не пьет, я считаю, что это то, чтобы было в России до революции. Нужно вернуть наши корни православные, я сейчас говорю о нравственных канонах: о трудолюбии, об уважении старших, об уважении женщины – обо всем том, что было раньше. Это самое главное, никаких денег для этого не требуется, только желание.

Алексей Головань, уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве:
«Защищать детей приходится от защитников…»

Я думаю, что детей нужно защищать от многих соблазнов, которые нам сегодня искусственно навязываются и растлевают наших детей. Разрушают детство, делают детей собственниками, эгоистами, что никогда не было характерно для нашей культуры, для нашего миропонимания.
Ну и на собственном опыте скажу, что часто приходится защищать детей от тех, кто должен детей сам защищать: от родителей, и от тех структур, которые в силу закона должны защищать права ребёнка. Как это не парадоксально, очень часто мы разбираем жалобы на органы опеки, органы прокуратуры и проч., приходится защищать детей от тех же судов, от милиции, от недобросовестных сотрудников органов образования.

Надежда Дробышевская, детский врач-психотерапевт, 6 лет работала в детском отделении Белорусской Республиканской психиатрической больницы, автор книги «Детская правда» (Минск, Изд-во Белорусского экзархата, 2003). Сейчас ведущий специалист Главного идеологического управления Минского облисполкома:
«Все надо делать вовремя и не силой, а личным примером»

— На сегодняшний день детей нужно защищать, в первую очередь, от родителей, которые не знают, как правильно воспитывать детей, показывают дурной пример. Слова у них одни, а дела другие. На словах они желают, чтобы их дети вели себя хорошо, а сами пьянствуют, не умеют сохранять в семье мир и прочее. В социально более благополучных семьях дети сейчас ориентированы только на учебу, а о жизни, о проблемах, которые бывают в семье, о том, как их разрешать, не знают. Мы не готовим детей к жизни.
Если не будет личного примера, никакие слова не защитят: «слова назидают, примеры влекут».
Также необходимо защищать детей от средств массовой информации, которые оказывают деструктивное влияние на психическое и психологическое развитие человека.
Но если я начну защищать своего сына, когда ему исполнится 16 лет, — ничего не получится. В детстве до 5-7 лет нужно прививать ему хорошие привычки — это как багаж, как сберкнижка. Если у него накопится духовный опыт, то будут потом и силы делать хорошее. Если же такого опыта с раннего детства нет, то пусть будет желание, но реализовать его он не сможет.
На сегодняшний день остро стоит проблема кадров, способных защитить детей от непутевых родителей. И искусственно их не создашь. Ведь педагог должен совершать свою работу «как пред Богом», тогда он что-то сможет сделать. И в любом случае, приказом ничего не добьешься — дети чувствуют лицемерие.
Это настоящий подвиг — перевоспитать тех нравственно изуродованных детей, которых мы сегодня имеем. Почему желающих работать с ними мало? Во-первых, крайне мало духовно ориентированных специалистов. Во-вторых, их труд не оплачивается.

Илья Бердышев, старший преподаватель факультета психологии СпбГУ, детский психиатр-психотерапевт, специалист по кризисным ситуациям, один из старейших сотрудников Кризисной службы для детей и подростков (СПб, ул. Чапыгина, д. 13):
«От посягательств на их детство!»

— Детей надо в первую очередь защищать от неразумных взрослых. Во-вторых, от попрания их прав на счастливое детство. Очень печально смотреть, когда дошколята и младшие школьники не имеют представления о том, что такое хорошие, интересные подвижные игры, что такое игры с каким-нибудь человеческим сюжетом, а более того, им даже это неинтересно. Третье, от чего надо защищать детей – здесь я покажусь, видимо, таким пещерным человеком, от гегемона-компьютера, который высасывает интеллект, высасывает душу, все самое светлое, что потенциально пока еще есть у ребенка. Надо детей защищать от экспансии того же самого интернета и от отдаления от книг. Это очень печально, что ребенок себя чувствует героем, если он одолел четыре страницы «Войны и мира». Надо защищать от того, с чем они теперь все чаще и чаще сталкиваются – это манипуляция, это эксплуатация (во всех смыслах этого слова). Надо детей защищать от дискриминации по финансовому принципу в плане их права на получение наиболее качественного образования. Школ, которые готовы с закрытыми глазами отбирать талантливых детей вне зависимости от объема кошелька родителей, очень мало. Также надо защищать детей от отсутствия возможностей заниматься любимой деятельностью по каким-то материальным обстоятельствам. Иначе получается, что талантливые дети не могут себе чего-то позволить, потому что этого не могут себе позволить их родители. Это несправедливо и нечестно. Культура не может быть на самоокупаемости, это абсурд. Нельзя ребенку предлагать низкопробную, остаточную культуру (в частности – низкопробное телевизионное искусство, которое современные дети могут созерцать в любой час по любому каналу) только потому, что она дешевая. Надо защищать детей от иллюзий. Человеку внушается, что пройди он «Фабрику звезд», он уже будет артистом, человеком, познавшим и производящим культуру. Также — от одиночества. Надо спасать от семейного эгоизма. Это очень плохо, когда в семье воспитывается один ребенок. Лучше все-таки, когда несколько детей, когда есть передача эстафеты от поколения к поколению, поддержка младших старшими, уважение. Я, конечно, беру хороший вариант патриархальной семьи. А говорить, что здесь наиболее актуально, а что может подождать не совсем корректно, поскольку мир детства бесконечен.

Елена Чечеткина, старший воспитатель Рязанской ВК для девочек:
«От уголовной романтики»

— Исходя из нашего опыта работы с несовершеннолетними правонарушительницами, детей, наверное, в первую очередь надо защищать от влияния уголовных элементов. Большинство наших девчонок приезжают уже зараженными так называемой уголовной романтикой. Родители когда-то упускают момент, когда друзья и улица становятся для подростков дороже дома и родных. Хотя в некоторых случаях оказывается необходимым защищать детей от самих родителей, например, когда родители злоупотребляют спиртными напитками.
В деле защиты детей главные роли принадлежат педагогам – школьным и даже детсадовским, и, конечно, семье. Надо больше общаться с ребенком, смотреть за его окружением, замечать малейшие изменения в его поведении. А детей, чьи родители ведут неправильный образ жизни, должны защищать органы опеки и попечительства. Но в принципе, все общество, соседи, любой гражданин, который видит неправильное отношение к ребенку, какие-то системные нарушения в его воспитании, не должны оставаться в стороне.

 

Подготовили Дмитрий РЕБРОВ, Игорь ЛУНЕВ, Елена НАСЛЕДЫШЕВА, Михаил АГАФОНОВ

miloserdie.ru