С любовью к евангельскому рассказу
Современники называли В.Д. Поленова «рыцарем красоты». В этом определении – суть и цель его стремлений, всей творческой деятельности, оставившей заметный след в истории русской живописи рубежа XIX и XX веков. Василий Дмитриевич написал множество прекрасных полотен, которые сделали его знаменитым на весь мир. Однако главной работой всей жизни Поленова стал цикл картин «Из жизни Христа».
«Абсолютное зрение» Василия Поленова
Василий Дмитриевич Поленов – фигура в русском искусстве удивительная. Это был один из немногих художников России, в котором воплощались самые несовместимые способности. Он умело сочетал в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами. Основой этой разносторонности был редкостный талант Поленова, художественное чутьё, настолько точное, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов.
«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, – писал Федор Иванович Шаляпин, – как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники – как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух Божества?»
Лучшие картины Поленова почти сразу приобретали самые прославленные коллекционеры. При этом художник был предельно скромен и непритязателен, любил учиться всю жизнь. И через годы пронес юношескую чистоту и свежесть восприятия, способность искренне удивляться новому. Знавшие Василия Поленова говорили о нем как о «настоящем светлом человеке», отмечая его простоту, доброжелательность, отзывчивость, верность слову и дружбе.
Художник, ученый или юрист?
Будущий мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился 20 мая (1 июня) 1844 года в многодетной и просвещенной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна – детской писательницей и художницей-любительницей. Удивительный талант художника сформировался под влиянием бабушки Веры Николаевны Воейковой, которая прививала детям и внукам любовь к искусству и русской природе. Она поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. К тому же в детстве у Поленова были хорошие учителя по живописи и рисунку.
После гимназии Василий пошел учиться на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, но свою любовь к живописи не забыл. После занятий он учился в Академии художеств, где посещал классы по разным дисциплинам. Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кроме рисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писал музыкальные произведения.
Для получения художественного образования мастеру пришлось прервать курс обучения в университете и закончить академию. В это время он уже успешно выставлял свои картины и получал за них золотые медали. Но успех не вскружил голову молодому человеку, он успешно завершил учебу в университете на юридическом факультете.
Обыкновенное чудо
К евангельским темам Поленов обращался на протяжении всего творческого пути. Первая крупная работа, представленная на соискание медали академии, – «Воскрешение дочери Иаира», 1871 год. Над темой параллельно работал И.Е. Репин, к его картине критики и современники отнеслись с большим вниманием.
«Воскрешение дочери Иаира» – это первая и последняя работа художника, где он попытался изобразить чудо. «Сцена заданной темы мне представилась так реально, что будто бы она передо мной происходила, поэтому, раз начавши, я не буду путаться ни в общем, ни в мелочах», – писал художник, начиная работу.
На картине Поленова изображено именно чудо: девочка воскресла. Здесь всё другое – цветовая гамма, свет, настроение, здесь много воздуха и прохлады. Если у Репина эмоции драматические, даже несколько мистические, потусторонние, то доминанта Поленова – простота и открытость. Поленов писал: «Я несказанно люблю Евангельское повествование, люблю этот правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа».
Поленов не ставил себе задачи изобразить нечто заведомо неземное, его картина выдержана в духе простоты. Поэтому и переход от смерти к жизни у него не показан – чудо уже совершилось – а лишь условно обозначен через эмоции героев. Поленов не собирался пугать зрителя, вызывать у него потрясение – он просто говорит о любви, свете и милосердии как о естественных качествах Христа, показывая проявление этих качеств.
Действие происходит в небольшой комнате, в каменном доме; окно закрыто шторой. Освещение на сцену падает из окон, внутренних светильников нет. Поленов – мастер писать интерьер, ткани, фактуру. Камень его холоден, горяч огонек лампады, в теплой гамме написаны тени. Действие, происходящее в доме, выглядит как продолжение того, что было на улице. Только что Христос вошел в дом, выгнал праздную толпу, и за Ним вереницей вошли остальные действующие лица.
«Три художника»
Жюри присудило золотую медаль обоим соискателям. Поленов в качестве стипендиата Академии художеств оправляется в Европу для продолжения обучения. «Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…» – пишет он жене из Парижа. Через несколько лет художник возвращается с убеждением, что живопись пейзажная ему ближе, чем историческая.
Хотя поисков «своей» темы, своего пути Поленов не прекращает. Игорь Грабарь, к примеру, писал Василию Дмитриевичу: «В Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, “московский” и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».
«Московский дворик», «Христос и грешница» – это, пожалуй, самые известные его работы, по которым большинство судит о его живописи. А многие ли знают Поленова-архитектора, постановщика, декоратора, актера-трагика, композитора, просветителя, автора богословских трудов и духовных сочинений, бытописателя жизни Христа?
Поленов был талантливым педагогом и общественным деятелем. Одним из первых русских живописцев он обратился к книжной иллюстрации, сценическому оформлению, прикладному искусству, заниматься которыми ранее считалось недостойным большого мастера живописи.
«Дайте нам красок, как у Поленова»
Все работы Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»
Василий Дмитриевич Поленов был одним из обаятельнейших людей среди своих друзей-современников. Широко образованный, необычайно трудолюбивый, он обладал необходимым для художника свойством: он был любознателен. Художник не замыкался в пределы определенного жанра; его интересовало одновременно все: историческая картина, портрет, пейзаж, театральная декорация... И во всех этих столь различных видах искусства он стремился найти что-то новое, что-то свое. Неизменно правдивое и настоящее. «Изображать предметы по возможности ближе к действительности, какая бы она ни была, для меня несравненно выше вымысла…».
Обретение Героя
Василий Дмитриевич с ранней юности ищет героя и, как многие, останавливается на личности Христа. С 1882 года Поленов начинает работать над серией картин из жизни Спасителя с путешествия на Восток. Художник посетил Святую Землю дважды: в период работы над картиной «Христос и грешница» (1881–1882 гг.) и в 1899 году, размышляя о серии картин «Из жизни Христа». Результатом этого погружения в мир Востока стали картины «Христос и грешница» (1887), «На Генисаретском озере» (1888), «Мечты» и «Среди учителей».
Василию Дмитриевичу захотелось самому пройти по тем местам, где ходил Иисус Христос. Художник стремится запечатлеть не столько события Его жизни, сколько показать Самого Христа, природу, которая Его окружала, людей, которые встречались на Его пути. Христос Поленова – очень земной, живущий на земле, ступающий по ней, отсюда потемневшие от загара лицо и руки, некоторая усталость Человека, идущего под палящим солнцем, опираясь на посох.
Художественное значение произведений Поленова – в историчности и ощущении глубокой реальности тех событий, которые он изображает. Его Христос – Человек, живший, страдавший, учивший людей. А пейзаж, не изменившийся за много столетий, становится достоверным фоном. Картины Поленова приближают к нам события, изложенные евангелистами, делают их исполненными поэзии, понятными и близкими сердцу, восхищают своей правдивостью и простотой.
В цикле о Христе – более шестидесяти работ. К сожалению, судьба большинства неизвестна – после революции картины, неинтересные соотечественникам художника, попали в Америку. Часть из них пропала, часть разошлась по коллекциям знатоков живописи. Серия евангельских произведений Поленова сохранилась в альбомах и копиях, да и то не во всей полноте.
Но сегодня мы вновь открываем для себя наследие художника, который долгое время был для нас лишь автором «Московского дворика». «Поленов рассказывает о жизни Христа, но только живописью. Он говорит о гармонии человека и природы, о желании человека познать самого себя. О желании объяснить всем другим, как надо жить, что надо в этой жизни делать для того, чтобы жизнь была прекрасна», – пишет заместитель директора Паленовского музея Н.Н. Грамолина. Наша задача – услышать этот рассказ.
Подготовила Оксана Баландина
В статье использовны картины:
В.Д. Поленов
«Воскрешение дочери Иаира». 1871 год
«Христос и грешница». 1887 год
И.Е. Репин
Портрет художника В.Д.Поленова. 1877
8 июня 2018 г.